Примеры муз-дид. игр, направленных на формирование осмысленного восприятия музыкального произведения.

«Дуняшка»(для детей младшего дошкольного возраста)Цель.Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста.Задачи.Учить дошкольников определять характер музыкального произведения. Воспитывать оценочное отношение к музыке.Материал:картон, гуашь, цветная пленка, лак, пуговица, проволока. Описание:Музыкальный руководитель показывает пособие детям и зачитывает стихотворение.Я – непростая черепашка,Зовут меня – Дуняшка.Хоть и медленно хожу,Я с песенкой дружу!Коль музыка веселая – улыбку всем дарю.А если нотки грустные –с ними я грущу….(взрослый переворачивает голову черепашке в соответствии со словами)Дети слушают разнохарактерные музыкальные произведения. Музыкальный руководитель просит ребенка подойти к черепашке и отобразить настроение музыки (перевернуть голову черепашке в соответствии с характером музыкального произведения).Примечание.Для детей старшего возрастапособие можно использовать как стимул качественного исполнения песен и танцев.Например, если Дуняше понравилось, как дети спели песню – она улыбается и наоборот, если у кого-то есть ошибки – черепашка грустит. «ГРОМКАЯ И ТИХАЯ МУЗЫКА» Цель:слушание музыки; отражение динамических оттенков музыки.Музыкальный руководитель играет любую мелодию в различных оттенках музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf). Сначала дети слушают мелодию. Затем исполняют, голосом отражая динамические оттенки музыки.Педагог исполняет музыкальную пьесу, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) третьей частей. Дети пропевают эту мелодию. Затем руководитель меняет последовательность, отражая контрастный характер звучания: от тихого к громкому, не постепенно, а резко переходя на форте, от громкого к очень громкому (фортиссимо – ff), от фортиссимо к пианиссимо (pp).Можно использовать не мелодию, а музыкальные интервалы: нижний звук петь очень тихо, а верхний громко; трезвучие: нижний звук – тихий, средний – не слишком громкий, верхний – громкий.. «НАСТРОЕНИЕ» Цель :развитие музыкального восприятия.Для детей 7—8 лет.Дети слушают в грамзаписи «Море» Н. Римского-Корсакова (отрывок из вступления к опере «Садко») или исполнение на музыкальном инструменте из цикла «Времена года».П. Чайковского фрагментов из частей: «Октябрь» («Осенняя песнь»), «Ноябрь» («На тройке»), «Декабрь» («У камелька»), «Июнь» («Баркарола»).Руководитель спрашивает, какое настроение передано композиторами в «Море» (море то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся), в «Осенней песне», «На тройке» и др.

35.Примеры муз.-дид. игр, способствующие развитию динамического слуха. Для разв. динам. слуха примен-ся все инстр,на кот. дети могут произвол. усилив. или ослабл. звучание в завис-ти от игр. ситуации.1.Горячо-холодноИгр. мат-ал-любая игрушка.Выбир. водящего,он уходит из комнаты. Все остольн.прячут игрушку.Вод. должен найти ее, руков-сь громк-ю звучания песни, которую поют все дети: звучание усил-ся по мере приближ-я к месту, где наход-ся игрушка,или ослабев.2.Цветные квадратикиИгр.мат-л-карточка из картона,раздел. на 3 квадрата. 3 небол-х карточки-квадр.одного цвета,но различн. по насыщен-ти, например:1-бледно-голубая, другая — ярко-голубая,3 — темно-синяя (можно другие цвета).Цвет квадр. условно соотв-ет определ. динам. оттенку: 1— тихому звуч. музыки, 2.квадрат с более насыщен. окраской — более гром. звучанию и 3— гром. звуч. муз-и.Ход:Раздаются карт-и и объясняется их назначение.Звучит муз. пьеса в кот. динамич. оттенки измен-ся послед-но. Пьеса исполн-ся 2раза:1 раз реб. вним-но прислуш-ся к ним.2 исполн-е — выклад-ет на карточке квадраты соответ-ие по цвету динам. оттенк. муз-и.Можно не выклад-ть, а поднимать вверх. 3.Громко — тихо запоем .Игр. матер-л. Любая игрушка.Ход игры. Дети выбирают вод-го. Он уходит из комнаты. Все догов-ся, куда спрят. игрушку. Водящий должен найти ее, руков-сь громкостью звуч-я песни, которую поют все дети: звучание усил-ся по мере приближ. к месту, где наход-ся игрушка, или ослабевает по мере удал-я от нее. Если р-к успешно справился с заданием, при повтор. игры он имеет право спрятать игрушку.4. Колобок. Игр. мате-л. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различн. небольш. предметов, изобр-их стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставл-ся на игр.поле в любом- порядке. Ход игры. Дети рассм-ют фигурки на игровом поле; затем выбир. водящего, он выходит за дверь. Дети догов-ся, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:«Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, (Ира), по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи». Все поют любую знакомую песню. Водящ. берет молот-к и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молот-к наход-ся далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

36. Примеры музык-дид игр., направленных на разв-е муз-ритм.движений. Их роль в развитии музыкальности. Игра «Медведь» муз.В.Ребикова «М». Педагог играет мелодию русской народн.песни «Заинька». Выясняет с детьми в беседе характер музыки: легкая, веселая, подвижная. «Заинька скачет также легко и быстро – говорит воспит-ль. – А вот пошел медведь, послушайте» Играет, затем предлагает детям попрыгать, как зайчик, и пройти, как медведь(под музыку). Поочередная игра. «Зайцы сидят, не шевелятся, когда медведб идет, притворяются, как будто они не живые». (Смена музыки). Вновь скачут зайцы. Игра «Курочки и петушок» (русск.нар.мелодия в обработке Фрида). Задачи: учить дет.двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, передавать в движении образы курочки и петушка. Курочки: легкий бег, петушки: ходьба с высоким подъемом ног.Этапы: 1.Слушают музыку,Чтение стихотвор.»Как у наших у ворот, петух зернышки клюет». Показ иллюстрац.курочек и петушка. Показать пример р-ка: как ходит петушок и как бегают курочки. 2. Повторное слушание музыки.обратить внимание на различие движений.Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, обратить внимание на легкий бег и однавременные взмахи руками – крыльями. 3. Продолжение работы над движениями. Учить Д ходить спокойно, важно, высоко поднимая ноги, с окончанием музыки пропеть «Кукареку!», имитируя движения. 4. Приучать детей начинать и заканчивать движение точно под музыку. Двигаться в соответствии с характером музыки. 5. передавать в движениях характер музыки. В конце игры, всех детей объединяют в пары -a пляска всей группой. Муз.игра – активная д-ть, направленная на выполнение муз-ритмических задач, она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движения, формирует музыкальные способности.Через игру реб-к познает мир. Вся д-ть р-ка в процессе муз.игр представляет собой активное слушание музыки, непосредственные реакции, обостренное муз.восприятие, связанная с переживанием, различением и узнаванием муз.образа. Выполнение муз.заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения. Эффективность муз развития р-ка в процечче муз игр, обеспечивается тем, что игру легко объяснить. Игра способствует развитию творческой инициативы р-ка.

37. Примеры музыкальных дид.игр, способствующих развитию творческих способностей. «Пузырь» Цель игры:обучить ребят выполнять движения под музыку и стараться, чтобы они соответствовали ее темпу, развивать фантазию и воображение.Оборудование:музыкальное сопровождение.Ход игры: Правила игры, заключаются в том, что необходимо выполнять различные действия, пока играет музыка, но остановиться, когда она прекратит звучать. И при этом нужно удерживаться от смеха, когда мимо будет проходить водящий и смешить всех своими действиями. Выбирается водящий. Когда музыка начинает играть, все дети стараются медленно или быстро (в зависимости от темпа мелодии) передвигаться по игровой комнате. Нельзя забывать о том, что щеки должны быть постоянно надутыми, ведь они «пузырики».Как только музыка прекращается, все игроки должны замереть на месте в той позе, в которой оказались, и стоять так как можно дольше, не шевелясь и не смеясь, чтобы щеки оставались надутыми. Водящий подходит к каждому и пытается рассмешить любым способом. Как только ребенок сдул щечки, т. е. «лопнул», он выходит из игры.Побеждает тот малыш, который продержался дольше всех. Он-то и становится водящим в следующем туре.«Хоровод» Цель игры:развивать творческие способности детей, музыкальный слух, тренировать музыкальную память, обучить детей двигаться в соответствии с предложенными указаниями, не забывая о ритме. Оборудование:магнитофонная запись мелодии, знакомой детям, или фортепианное сопровождение. Возраст: 5–6 лет. Ход игры:руководитель собирает ребят вместе и предлагает им встать в большой круг, взявшись за руки. Затем ребята начинают водить хоровод под знакомую им песню и напевать ее слова.После того как дети споют первый куплет, воспитатель говорит, что просто так ходить каждый умеет, и предлагает держаться не за руки, а за коленки своих друзей. Ребята приседают и пытаются ухватиться за колени соседей и продолжают движение, но уже в обратную сторону.

38. Методика организации и проведений развлечений и праздников в ДОУ. ПРАЗДНИКОтветственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом программы и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться. Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник. Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. СТРУКТУРА зависит от темы (проводится утром): 1Начинается торжественной частью 2.Концертная часть 3. Окончание праздника(раздача программы) РАЗВЛЕЧЕНИЕ. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида: 1.Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей. 2.Вечера, подготовленные силами детей. 3.Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети. По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.
Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием. На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6. Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников. Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д. В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями. Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

39. Методика преобщения к муз.восприятию дет.гр МАЛЫШИ.Восприятие в грМ. предполагает обучать детейвнимательно слушать музыку, не разговаривать. У них возникает желание подпевать. Реагируя на музыку движения, педагог включает музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами. Подбирая дет.инструменты и игрушки воспитатель предлагает поиграть с ним и угадать на чем играет, сравнить тихое и громкое звучание. Позже игры усложняются по средствам различения воспроизведения. Развитие муз восприятия осуществляется по программе Пралеска. Осуществляется благодаря решению след задач: 2-й год жизни:1. радовать детей, вызывать положительные эмоции 2. приучать внимательно слушать музыку, развивать устойчивость слухового внимания 3. Учить различать на слух контрастное звучание муз инструмента. 3-й год: 1. воспитывать интерес, эмоциональный отклик2. развивать музык-сенсорные способности, умение слушать и дифференцировать звуки, длительности, силы. 3. Знать простейшие сведения о характере музыки, муз жанрах. 4 Побуждать детей передавать эмоции в движениях, соотносить с характером соотношения произведения. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ 1. Выразительное исполнение муз произведения.2. наглядные приемы. 3. короткие пояснения по содержанию произведения. 4. изобразительные моменты в произведении. 5. использование игрушки как средство, вызывающее интерес к произведению. В процессе слушания музыки дети знакомятся с произведениями разного характера. С детьми мл. дошк.в-та можно использовать игрушки, котор.могут разговаривать, двигаться с малышами. Это способствует эффективному восприятию материала, его осмыслению и запоминанию(игра чудесный мешочек). Определяя уровень муз.развития данной возрастной гр, педагог предлагает: 1. выбрать привлекательный худ репертуар. 2. узнать знакомую мелодию 3. выбрать игрушку 4. показать движение куклы под музыку.5. наличие стихов, картин, загадок, игрушек. 6. наличие игровых методов, приемов. 7. использование музык-дид игр и элементов изобразительного искусства.

40. Методика преобщения к муз.восприятию дет.гр ФАНТАЗЕРЫЗадачи: 1.воспитывать любовь к музыке, худ вкус, основу муз.культуры, муз-техническое сознание, обогащать соц опыт в процессе слушания музыки: вокальной, инструментальной, различных эпох и стилей. 2. Развивать муз способности, муз мышление, память, воображение. 3. Активировать осмысленное восприятие музыки, учить думать, размышлять, оценивать произведение, определять жанр, характер произведения. 4. Способствовать овладению терминологии. 5. Расширять представления о жанре и форме.В этой возр.гр.игра занимает ведущую позицию, однако содержание меняется. Это уже не воспроизведение деятельности с предметами, а отношение с людьми, соблюдение правил, вытекающих из той роли, которую исполняет р-к в игре. Дети любят слушать классическую музыку. Продолжают развиваться навыки слушания музыки. при последовательном развитии муз восприятия у детей формируется устойчивый интерес к музыке, закладывается худ.вкус. Яварский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как членораздельную речь. К 6 годам, дети могут, аргументировано рассказывать какие эмоции и настроение вызывает у них музыка. Дети могут определять средство ее выразительности. В восприятии музыки ведущая роль отведена эмоц.отзывчивости на нее. Теплов отмечал, что в основе восприятия, всех искусств лежит эстетические переживания содержания произведения. Творчество занимает все больше заметное место муз.д-ти ст.дошк.. Оно проявляется в песенных инструментальных, танцев импровизациях и становится важным средством муз.воспитания детей и развития психич.качеств.

41. Методика приобщения к муз.восприятию дет.гр ПОЧЕМУЧКИ.Развитие муз.восприятия группы, основывается на требованиях программы Пралеска. Педагог ставит задачи: 1. Развивать эмоц отзывчивость, интерес к произведениям, желание высказываться о музыке. 2 Формировать простейшие навыки культуры слушания. 3. Расширять представления о разном характере муз произведения, жанрах музыки. 4 Побуждать к анализу и сравнению муз.произведения. 5. Развивать активность, самостоятельность, творчество.В процессе развития р-ка важно совершенствовать мелкую моторику рук и уделять внимание пальчиковым играм. Игра занимает доминирующую позицию в развитии р-ка. Р-к берет на себя роль взрослых, сюжет и содержание игр становится более сложным. В этом возр-те восприятие музыки становится более осознанным, а эмоциональные реакции более устойчивы. Начинает интенсивно развиваться муз.слух, чувство ритма и воображение. Р-к на 4-5гг жизни, после прослушивания способен дать первоначальную оценку муз.произведению. Муз.восприятие формируется не только при слушании музыки, но и в процессе разных видов д-ти. Большую роль в развитии муз.восприятия играет пение. Что бы разучить песню нужно в начале ее послушать. Дошкольники различают на слух звучание детских муз.инструментов, научились ритмично ходить, притопывать под музыку, усвоили основные танцевальные движения. В этом возрасте дети активны, самостоятельны в музыкально-творческих проявлениях.

42. Методика приобщения к игре на детских муз.инструментах Д.гр «Почемучки».В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности — игра на детских музыкальных инструментах (на металлофоне). Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на инструменте осуществляем на музыкальных занятиях, а затем во время индивидуальной работы. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким (игра «Дождь», дети поочередно воспроизводят редкими и частыми ударами на металлофоне сильный и слабый дождь). Для обучения игре на металлофоне используем попевки из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. В основном их мелодии построены на одном звуке (для средней группы). Затем приступаем к разучиванию на металлофоне попевки «Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой. Сначала знакомим детей с попевкой, показываем иллюстрацию, затем поем ее всей группой и индивидуально. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Для того чтобы выработать это умение, предлагаем детям прохлопать ритмический рисунок попевки всем вместе и небольшими подгруппами, используем различные ударные инструменты. Дети передают ритм на палочках, бубне, кубиках, музыкальным молоточком. После того как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на металлофоне. Дети научились играть попевку индивидуально, передавать ее ритмический рисунок на деревянных ложках, бубнах. Обучение игре на ударных инструментахтребует меньшей затраты времени (на них дети воспроизводят только ритм). Во время игры мы учили ребят прислушиваться друг к другу. Таким образом, у нас получился детский оркестр из различных инструментов, что вызвало радость, желание играть вместе. Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни. Дети поют и играют оркестром в группе, в свободное от занятий время, организуют различные концерты в кругу семьи. В средней группе продолжаем развивать у детей умение различать звуки по высоте. Для закрепления знаний о музыкальных инструментах периодически проводятся музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях, затем они обыгрываются в группах в свободное от занятий время. В средней группе знакомим детей со звучанием треугольника. Есть ряд музыкально-дидактических игр, в которых этот инструмент обыгрывается. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, как он ударяет палочкой (посередине горизонтальной его части). Затем предлагает детям творческие задания с использованием этого музыкального инструмента. Музыкальный руководитель держит в руке треугольник, подходит к ребенку и, передавая ему металлическую палочку, спрашивает: «Как тебя зовут?» Ребенок ударяет по треугольнику, передавая ритмический рисунок своего имени, и одновременно проговаривает его (О-ля— два удара, Ма-ри-на.— три удара и т. д.). Постепенно задания усложняем. Музыкальный руководитель предлагает детям угадать, кого он позвал — Таню или Андрюшу. Дети должны узнать это по ритмическому рисунку, исполненному взрослым на треугольнике.Такие музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте — бубне, барабане, металлофоне. Они развивают творчество ребят, побуждают к самостоятельным действиям с инструментами.

43. Методика приобщения к муз. восприятию детей группы « Малютки».На первом году жизни слушание музыки как средство музыкального развития ребенка играет главную роль. Воспитатель исполняет простые народные песенки, попевки, контрастные по звучанию, вызывая эмоциональную реакцию малыша: улыбку, гуление, отдельные действия. Выявляя музыкальный слух, детей приучают сосредоточивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детских музыкальных инструментах (дудочке, губной гармонике, металлофоне). На втором году жизни у малышей появляется интерес к музыке. Они могут слушать небольшие музыкальные произведения и выражать свое эмоциональное состояние. В процессе формирования музыкального восприятия ставится задача приучать детей прислушиваться к мелодии, словам песни и узнавать ее при повторном слушании. Развивая музыкально-сенсорные способности, ребят знакомят с особенностями музыкального звука: высотой, тембром и динамикой. Это происходит во время детских игр со звучащими игрушками и инструментами. Например, узнавая, кто кричит: кошка или котенок, большой или маленький петушок, малыши различают звуки, разные по высоте. Они осваивают изменение динамики, хлопая громко, тихо. Следует помнить также об особенностях методики, которая предполагает комплексность, взаимосвязь пения, слушания музыки и музыкально-ритмических движений для активизации детского музыкального восприятия. На первом году жизни занятия вначале проводятся с одним ребенком, затем объединяют не-скольких детей, лежащих в манеже. Приучая детей находить источник звучания, воспитатель передвигается по комнате, стараясь, чтобы ребенок реагировал на звуки поворотом головы или взглядом. Можно использовать игрушки, помогающие инсценировать содержание песни соответствующими действиями (кукла спит, кукла пляшет). На втором году жизни у детей развивается сосредоточенность при слушании музыки. Применяются приемы, активизирующие восприятие: движения, подчеркивающие характер произведения («птички полетели» — машут руками, «ладошки пляшут» — вращают кистями рук и т.д.). Возбуждают интерес детей приемы, построенные на занимательности. Например, малыши не видят губную гармошку, а лишь слышат ее звучание и идут искать. Вместе с тем педагог начинает использовать пояснения, которые ориентируют детей в содержании песни. Игрушка приобретает новое значение: это прием, позволяющий ребенку узнать песню, и если он не может назвать все, то показывает соответствующую игрушку.

44. Методика приобщения к муз.-ритмическим движениям детей группы «Малютки».Первый год жизни: В первые месяцы жизни ребенок, слушая пение взрослого или мелодии, исполняемые на металлофоне, губной гармонике, проявляет активность. Вначале эта активность произвольна и включается в общий «комплекс оживления» (Некоторые движения рук и ног, улыбка, гуление). Постепенно двигательная реакция на музыку становится произвольной, и дети начинают вслед за воспитателем повторять несложные движения. С общим развитием и ростом малыша (сначала он лежит в манеже, затем сидит и потом стоит) увеличивается возможность двигаться под музыку, расширяется объем движений. Ребята ос-ваивают некоторые плясовые элементы: хлопки в ладоши, взмахи рукой, легкие полуприседания, ударяют рукой по бубну и т.д. Им становится понятна игровая ситуация, и они выполняют простые игровые действия, связанные с содержанием песни, потешки.К концу первого года жизни дети могут отличать мелодии спокойного и веселого характера, слушая первую и оживленно действуя под плясовую. Музыкально-ритмический репертуар : Освоению навыков музыкально-ритмических движений помогает соответствующий репертуар. Игры и пляски строятся на сопоставлении музыки контрастного характера, как, например, в пляске «Ай-да» (на первую часть музыки дети покачиваются с ноги на ногу, на вторую—весело топают ногами). Методы и приемы : В основе методики музыкально-ритмического развития детей на первом году жизни лежат совместные действия воспитателя и ребенка, первоначальные подражательные движения. Первое время воспитатель управляет движениями рук и ног малыша, давая ему возможность ощутить необходимую ритмичность. Когда ребенок начинает сидеть, воспитатель берет его на руки и танцует вместе с ним. Научившись стоять, дети под веселую музыку начинают приплясывать (на руках у взрослого, стоя в манеже, в кроватке). Воспитатель берет малыша за руки и показывает ему движения, связанные с плясовой музыкой: взмахивает руками, хлопает в ладоши и т.п. Методика разучивания игр, плясок, упражнений с детьми второго года жизни включает: подражание показу взрослого, совместные с ним действия. Музыкальный руководитель сопровождает показ короткими указаниями, одобряет удачные действия детей, помогает тем, кто затрудняется действовать без показа. Выучив несложное движение, некоторые ребята могут выполнить его самостоятельно. Для активизации детей, пробуждения интереса к движениям под музыку широко применяются разнообразные игровые приемы, используются игрушки. Используются игровые действия с предметами: под музыку дети машут флажками, маршируют с ними, звенят погремушками, прячут и находят их, танцуют с платочками. Разучивая пляску, педагог исполняет ее (один-два раза) и приглашает желающих поплясать с ним, наиболее активных побуждает двигаться самостоятельно.

45. Проблемный хар-р методов развития муз. восприятия дошк-ов ( на примере слушания инструментальной музыки).Организация развития муз. восприятия на занятиях предполагает использование следующих методов: 1. Наглядные ( наглядно-зрительные, наглядно- слуховые); 2. Словесные ; 3. Практические. 1 . симфоническую музыку рекомендуется прослушивать в записи для того, что бы сохранить оркестровую красочность. Показ репродукции картин, иллюстраций нежелателен перед прослушиванием музыки. Картина отвлекает от музыки , восприятие идет по другому руслу. Целесообразно использовать показ, когда у детей сложилось представление о музыкальном образе. 2. Значение словесного метода так же велико. Это не просто пересказ чего-то, а рассказ направленный на углубленное восприятие детьми музыки. С помощью умелого ведения беседы педагог может привить у детей любовь к музыке. От установки, которая дается перед слушанием музыки во многом зависит ее восприятие детьми. Чаще всего эта установка представляет собой беседу перед слушанием музыки. Содержание беседы сводится к сообщению названия произведения, показу портрета автора, а затем к поискам изобразительных моментов и сюжетности. Последовательность построения беседы по восприятию музыки :1 первоначальное знакомство с музыкальным произведением: педагог сообщает название, автора, предлагает определить характер, исполняет произведение целиком, дополняет ответы детей, повторно исполняет.2.можно исполнить фрагмент данного произведения, изобразить моменты связанные с характером музыки. Фрагментарное либо целостное исполнение. 3. Предлагается определить средства музыкальной выразительности, их роль в создании худ. образа. В зав-ти от сложности произведения его слушание может быть организованно на нескольких занятиях. 3. Практический метод не менее важен, чем словесный и наглядный для того, что бы ребенок ярче ощутил хар-р музыки необходимо сочетать восприятие с практической деятельность .С целью разв-ия музыкального восприятия используются след. приемы: 1. Прием ориентировки муз. произведений – это значит выбрать и использовать выразительные тембры инструментов соотвествующие характеру звучания. Прием способствует развитию диф-ого восприятия, т.е. выделению ярких средств музыки.2. Прием передачи хар-ра музыки в движениях – акцент-ся внимание детей на том, что необходимо прислушиваться к характеру музыки, а не опираться на текст, если он есть. 3. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений – позволяет в проблемной форме показать муз .произведение. Могут использоваться произведения одного жанра, схожие по общему характеру, но с разными оттенками. Помогает выявить представление детей о музыке. 4. Прием синтеза искусств – включает в себя: показ репродукции картин, чтение стихотворения.

46. Методика приобщения к муз.-ритмическим движениям детей группы «Малыши».Второй год жизни: Малыши пробуют ходить, плясать под соответствующее музыкальное сопровождение, хотя движения эти еще мало согласованы, плохо координированы. Программа музыкально-ритмического воспитания детей этого возраста включает освоение не-которых движений под музыку: ходить, выполнять несложные игровые действия (птичка прилетела, улетела, пальчики пляшут, пальчики спрятались и т.д.), повторять плясовые движения за воспитателем (притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, стоя слегка пружинить ногами, покачиваться с ноги на ногу). Помимо этого, намечаются игры, пляски, упражнения, т.е. подбирается определенный репертуар. Решается основная задача — развитие первоначальных проявлений ритмичности, освоение детьми начальных игровых и плясовых движений. Для этого внимание малышей привлекается к тому, что играть и плясать следует под музыку, а с ее окончанием, прекращать движение. Вырабатывая элементарную ритмичность, воспитатель приглашает детей пройтись вместе с ним под музыку («стайкой»), похлопать в ладоши, позвенеть погремушкой. На третьем году жизни в связи с общим физическим развитием детей их движения под музыку становятся более уверенными, однако недостаточно согласованными. В передаче общего характера движения (бег, ходьба) еще нет умения одновременно с музыкой начинать и заканчивать движения, отмечать метрическую пульсацию ходьбы и бега. Программа включает следующий объем музыкально-двигательных навыков. Обучая ребят согласованным движениям под музыку, развивая чувство ритма педагог учит двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыкального произведения. Привлекает внимание детей к тому, что под одну музыку можно плясать, под другую — ходить, давая им возможность самостоятельно это различать (например, исполняет марш и пляску, дети должны сами изменить характер движений). Ребят учат отмечать изменением движений двухчастную форму пьесы, силу звучания (громко, тихо); продолжают развивать ритмичность в ходьбе и беге под музыку. Игры и пляски, с которыми знакомят детей, включают умения двигаться по кругу, взявшись за руки, парами. Игры под музыку помогают освоить некоторые образно-имитационные движения, передавая музыкально-игровой образ («зайчики», «медвежата», «птички» и т. д.).Танцевальные движения также усложняются: надо уметь одновременно хлопать в ладоши и топать ногами, покачиваться с ноги па ногу, полуприседать. Музыкально-ритмический репертуар: Репертуар музыкально-ритмических движений составлен из разнообразных игр, плясок и упражнений, которые способствуют усвоению программных навыков и умений, дают возможность детям осваивать их постепенно и последовательно. Игры с пением и под инструментальную музыку содержат простые игровые действия: догонялки, прятки или движения, продиктованные текстом и музыкой. Игры под инструментальную музыку позволяют выразительно передавать доступными средствами игровой образ («котята» тихо бегают, «зайцы» весело прыгают, «воробушки» легко летают, машут крыльями и т.п.). Методы и приемы : Методика обучения музыкально-ритмическим движениям основана на показе педагога и коротких его указаниях. В работе над точностью выполнения задания всеми детьми очень важно правильно и четко показать движение. Выполнить его малышам поможет эмоциональный тон педагога, вызывающий у детей желание двигаться под музыку, я также использование различных игрушек и атрибутов. Разучивая игру, следует сразу раскрыть содержание и предложить ребятам действовать. Если музыка в сюжетной игре контрастного характера надо проиграть ее детям, сказать для кого она предназначается, а затем предложить ребятам поиграть. Если у малышей вызовет затруднение выполнение какого-либо движения, построения, необходимо поупражняться в этом отдельно. Усвоению содержания игр и необходимых навыков способствуют многократные, последовательные их повторения. Всегда предлагается правильный показ, чтобы научить ребят, точно следовать образцу и дать им возможность в дальнейшем самостоятельно пользоваться выученными движениями. В упражнениях вычленяются отдельные музыкально-ритмические навыки, при обучении которым педагог также использует выразительный показ, в дальнейшем предоставляя малышам не-которую самостоятельность в выполнении задания, одобряет хорошо выполняющий движение, поощряет тех, кто затрудняется, двигается вместе с ними. Обучая четырехлетних детей музыкально-ритмическим движениям, воспитатель использует как свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих задания. Разучивание новой пляски, игры требует целенаправленного восприятия музыки определения особенностей, её звучания (хлопками в ладоши, взмахами рук и т.п .При ознакомлении с музыкой к сюжетной игре необходимы образные пояснения, использование соответствующей игрушки, чтобы малыши почувствовали характер каждого персонажа.Чтобы научить детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, музыкальный руководитель делает замечания ребятам, которые отвлекаются, напоминает, чтобы они сосредоточивали свое внимание на музыкальном звучании, повторяет пьесу, добиваясь точного выполнения задания. В процессе обучения можно пользоваться такими приемами: показав детям пляску, упражнение, целиком, в дальнейшем педагог разучивает ее по частям. Упражняя ребят в точном, ритмичном выполнении каждого движения, повторяя его несколько раз, педагог показывает движения сам, одобряет правильные действия отдельных детей. Прежде чем самому демонстрировать характерные для них движения, педагог может предложить детям показать, как летят птички, прыгает зайчик, скачет лошадка и т. д. под соответствующую музыку. Удачные действия ребенка одобряются взрослым, который использует показ малыша, как своего помощника.

Картотека дидактических игр Фрукты


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: