Принципы обучения иностранным языкам

Принцип (от латинского слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности.

Методика обучения иностранным языкам основывается как на общедидактических, характерных для процесса обучения любому учебному предмету, так и на специальных методических принципах, характерных для процесса обучения конкретному учебному предмету, т.е., иностранному языку.

Наиболее признанные и устоявшиеся общедидактические принципы:

1)целенаправленности педагогического процесса (в обучении иностранному языку выделяются следующие цели: практические, воспитательные, развивающие и образовательные. Современное понимание цели обучения иностранному языку в школе подразумевает формирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности осуществлять иноязычное общение в определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности средствами иностранного языка.)

2)связи учебно-воспитательного процесса с жизнью (выражается в нацеленности всего учебно-воспитательного процесса по иностранному языку на приобщение школьников к жизни и культуре народа – носителя языка и обусловливает требование аутентичности учебных материалов, т.е. их соответствия реальной действительности, материальным и культурным ценностям стран изучаемого языка.)

3)научности (реализуется при разработке концепций, стандартов, программ, планов, УМК и т.п., он обусловливает научную организацию труда учителя. Принцип научности в современном понимании предполагает и научную организацию деятельности учащихся, т.е. развития навыков и умений методически обоснованной самостоятельной учебной работы – формирование учебной компетенции. Это обеспечит самостоятельное совершенствование во владении иностранным языком.)

4)доступности (предполагает, что обучение и воспитание должны осуществляться на уровне возможностей учащихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями учащихся.)

5)систематичности и последовательности в обучении (выражается в планировании учебно-воспитательного процесса, выделении этапности в обучении, в соблюдении стадий формирования навыков и этапов развития умений, в систематизации упражнений, отражающей этапы формирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности: мотивационно-побудительный, подготовительно-ориентировочный, исполнительный и контролирующий. Первый этап предполагает стимулирование учебной деятельности, второй состоит из выполнения упражнений, формирующих навыки в том или ином виде речевой деятельности, третий этап предполагает выполнение речевой деятельности в облегченных условиях и условиях, близким к реальным)

6)сознательности (от понимания этого принципа в обучении иностранным языкам в значительной мере зависел характер того или иного метода обучения. Долгое время реализация сознательности в обучении понималась как глубокое осознание системы изучаемого языка, т.е., грамматики. Возникла проблема соотношения правила и речевого действия (В.А.Артемов), степени сознательности и интуитивности в усвоении формальной стороны речи на иностранном языке. Выбор того или иного пути усвоения (от правил к действию или наоборот), степень участия сознания учащихся зависит от целей обучения, возраста обучаемых, этапа обучения и др. Я.М.Колкер считает этот принцип ведущим в обучении иностранному языку взрослых и называет свою систему обучения сознательно-коммуникативным методом.)

7)активности (предполагает напряженность психических процессов обучаемого, в первую очередь внимания, мышления, памяти и воли. Задача учителя иностранного языка всемерно стимулировать активность учащихся посредством создания мотивации, стимулирования межкультурных сопоставлений, идентификации с иноязычной культурой, широкого использования ролевого поведения, использования заданий, стимулирующих речемыслительную активность, создания учебных ситуаций общения, близких к реальным, использования организационных форм учебной работы, повышающих время активности каждого ученика, стимулирующих взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом, переориентации с активности учителя на стимулирование и организацию активности учащихся, использования межпредметных связей, стимулирования применения иностранного языка в жизни)

8)наглядности (существуют два направления реализации принципа наглядности на занятиях по иностранному языку: использование наглядности в качестве средства обучения и средства познания. В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы помогают учащимся овладеть звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли. Во втором случае средства наглядности выступают в качестве источника информации. Принцип наглядности позволяет полнее реализовать все указанные выше принципы обучения в учебном процессе. Существуют также принципы, действующие только в сфере методики обучения иностранным языкам: общеметодические (коммуникативности, взаимосвязанного и дифференцированного обучения ВРД, параллельного или последовательного обучения устной и письменной речи и т.п.); принципы обучения определенным ВРД, принципы обучения средствам речевого общения)

Требования к выделению принципов обучения иностранным языкам:

I специфичность – неуместность или невозможность приложения данного принципа к методике обучения другим предметам;

II методическая сущность – необходимость отражения в сформулированном принципе тех понятий и явлений, которые относятся только к методической, а не какой-либо другой науке.

Принципы обучения иностранным языкам:

I. общие:

1. Коммуникативная направленность обучения иностранному языку.

2. Учет особенностей родного языка.

3. Доминирующая роль упражнений на всех уровнях и во всех сферах овладения иностранным языком.

II. частные:

1. Принцип обучения иностранному языку на речевых образцах (тщательный отбор и моделирование учебного языкового и речевого материала, в результате чего учащимся предлагается в концентрированном виде наиболее употребительный фонетический, лексический и грамматический материал, наиболее употребительные речевые образцы, овладение которыми дает возможность учащимся осуществлять коммуникативные акты в плане устной речи и чтения)

2. Принцип сочетания языковых тренировок с речевой практикой (сущность этого принципа нацеливает учителя иностранного языка на такую работу, когда овладение языковым материалом считается важной, но подчиненной задачей, в то время как речевая практика становится главной и всеобъемлющей задачей, а речевые упражнения – завершающим этапом любой работы над материалом иностранного языка)

3. Принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо тесно связаны друг с другом, если один из них недостаточно развит, то в формировании прочных умений и навыков помогает другой вид речевой деятельности)

4. Принцип устного опережения в обучении чтению и письму (овладение устной иноязычной речью наряду с чтением становится основной задачей школьного курса иностранного языка; принцип позволяет обеспечить многократные встречи учащегося с активизируемым учебным материалом, используемым в устной речи и при чтении иностранного текста)

5. Принцип апроксимации учебной деятельности (дает возможность учителю иностранного языка более рационально осуществлять организацию и контроль учебно-воспитательного процесса, что служит повышению его эффективности; учитель может игнорировать те ошибки в языке и речи, которые не нарушают коммуникативного акта)

6. Принцип интенсивности начальной стадии обучения иностранному языку (начальная стадия обучения должна быть интенсифицирована, т.е. формирование умений и навыков требует значительного количества тренировок и повторений языкового материала и моделей речи)

III. специальные принципы применяются при обучении конкретным аспектам системы языка или определенным видам речевой деятельности.

Принципы обучения


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: