Принципы построения патопсихологического исследования.

Методологические основы построения патопсихологического эксперимента.

Леонтьев Алексей Николаевич «Психологическая теория деятельности»:

1) Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания круга сознания»)

2) Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения)

3) Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности)

4) Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип её социальной обусловленности)

Выготский Лев Семёнович «Культурно – историческая концепция развития психики человека»:

Человек принципиально отличается от животных тем, что он овладел природой с помощью орудий (труда). Это отложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными психическими функциями (с помощью приказов, интериоризация). Для этого он так же использует орудия труда, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки. Они имеют культурное происхождение, причём универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Следовательно, психические функции человека произвольны, опосредованы, социальны.

Мясищев Владимир Николаевич «Психология отношений»:

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личностей, согласно типам их отношений к окружающей действительности. Основное положение заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Психология, отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Лурия Александр Романович «Теория системной динамической локализации ВПФ»:

Главное понятие — высшие психические функции. Они обладают тремя основными характеристиками:

¦ они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов;

¦ они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы);

¦ они произвольны по способу осуществления.

Нарушение физиологических процессов мозга ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений высших психических функций — определенный нейропсихологический синдром.

Принципы построения патопсихологического исследования.

Б.В.Зейгарник, С.Я. Рубинштейн и Ю.Ф.Поляковым была разработана теория и методология патопсихологического исследования. Методология построения исследования базируется на принципах деятельностного подхода. При организации патопсихологического исследования следует придерживаться определенных правил:

  • Патопсихологический эксперимент является взаимной деятельностью экспериментатора и испытуемого и его построение не может быть жестким;
  • Экспериментальные задачи должны актуализировать умственные операции, которыми пользуется человек в своей жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие эту деятельность;
  • Отношение больного к ситуации обследования, к себе, к окружающим является предметом исследования и должно быть отражено в построении эксперимента;
  • Патопсихологический эксперимент должен быть направлен на качественный системный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов нарушенной деятельности;
  • Построение патопсихологического эксперимента должно дать возможность обнаружить не только структуру измененных, но сохранных форм психической деятельности больного (для опоры на них в психокоррекционной работе);
  • Построение экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски решений больных. Экспериментатор может вмешаться в «стратегию» эксперимента, чтобы обнаружить, как больной воспринимает помощь, может ли он ею воспользоваться;
  • Выбор экспериментальных приемов зависит от задачи патопсихологического исследования и особенностей больного;
  • Результаты экспериментально-психологической деятельности нужно точно и объективно фиксировать.

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов:

  • беседу с больным,
  • эксперимент,
  • наблюдение за больным в процессе исследования,
  • изучение истории болезни,
  • сопоставление экспериментальных данных с историей жизни,
  • анализ и интерпретация полученных данных,
  • оформление заключения.

Основным методом патопсихологического исследования является эксперимент. Эксперимент в клинике имеет ряд отличий от общепсихологического эксперимента, прежде всего это: большое количество применяемых методик, а также необходимость зачастую менять план эксперимента на ходу в зависимости от особенностей болезненного состояния испытуемого. Программа патопсихологического исследования не может быть стандартной, различные методы являются адекватными для различных клинических задач. Описания конкретных методик подробно изложены в работах Рубинштейн С.Я. (1970), Блейхер В.М. (1976), Зейгарник Б.В. (1986), Ю.Ф. Полякова (1974).

Патопсихологические экспериментальные задания подбираются для решения практических задач клиники. В основном исследуются нарушения развития личности и нарушения психических процессов.

Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты, интерперсональные связи, способность к саморегуляции, критичность, спонтанность и т.д. М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев выделяют распад, деградацию личности в результате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Особенности личности при эндогенных заболеваниях нередко являются одним из условий развития психоза. В динамике шизофрении, эпилепсии и органических заболеваний наступают изменения личности, характерные для данных нозологий.

В патопсихологическом исследовании применяют два основных метода исследования личности. Первый основан на наблюдении за больным в процессе обследования, беседе с ним, изучения истории болезни; второй предполагает использование разнообразных тестов. К наиболее распространенным тестам для исследования личности относятся: проективные рисуночные тесты, метод исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, метод фрустрации Розенцвейга, метод незаконченных предложений, тематический аперцептивный тест (ТАТ), метод исследования уровня притязаний, миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI), подростковый диагностический опросник (ПДО), тест Люшера, тест Сонди.

Исследование расстройств психических процессов предполагает владение широким диапазоном диагностических методик. Выбор наиболее информативных отдельных проб зависит от общего анализа конкретной экспериментальной ситуации и цели исследования. В методическом письме Государственного института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР «Об экспериментально-психологическом исследовании больных в психоневрологических учреждениях» к числу вопросов, которые могут быть решены с помощь патопсихологического эксперимента, относятся следующие:

1. Получение дополнительных данных для дифференциального диагноза;

2. оценка эффективности терапии;

3. оценка степени интеллектуального снижения во время экспертизы (трудовой, военной, судебной);

4. анализ дефекта или нарушений интеллектуальной деятельности при изучении новых, малоизвестных заболеваний.

Выбор методик для решения каждой из этих задач будет различным. Методик, направленных на изучение какого-то одного процесса мало. С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, позволяющий судить о различных особенностях психики. Владение большинством экспериментально-психологических методик является основным профессиональным навыком патопсихолога.

Базовые принципы построения формы ч.1 | Академический рисунок | Денис Чернов


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: