Прививайте детям навыки самообслуживания с учётом возрастных особенностей.

КАК ПРИВИВАТЬ МАЛЫШАМ ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Навыки самообслуживания.

Прививайте детям навыки самообслуживания с учётом возрастных особенностей. Хвалите малыша за всё. У ребёнка этого возраста очень высока оценка своих действий и возможностей. Постоянно восхищаясь малышом, мама поддерживает его: «Какой ты большой! Как хорошо поел! Как быстро стал бегать!» И т.п. Малыш уверен, что он «самый-самый». И вдруг в детском саду оказывается, что он плохо ест, не умеет одеваться, класть вещи на место… Он видит ваше негативное отношение к своим неудачам. А в таком состоянии комфортно чувствовать себя в группе невозможно.

Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей. Хвалите ребёнка за любое достижение, замечайте усилия, которых потребовало от него выполнение таких дел, как что-то убрать, снять, поработать ложкой во время обеда и т.т. Пусть малыш чувствует, что вы всегда радуетесь его успехам, поддерживаете его, уверены в его силах и возможностях.

Говорите вслухне о том, чего малыш не сделал, а о том, что он в ближайшем будущем сможет сделать сам.

Малыш не положил аккуратно свои вещи на стульчик, а кое-как бросил. Но в разговоре с мишкой, которого вы держите, вы замечаете: «Посмотри, Мишенька, как Петя умеет хорошо складывать одежду на стульчик. Видишь: рубашечку повесил на спинку, колготки положил. Молодец!»

Малыш плохо ест, проливает суп на рубашку, капризничает. Разговаривая с игрушкой, вы восхищаетесь поведением ребёнка за столом и просите его поучить зайку есть правильно.

Когда рядом с вами находятся несколько малышей, обязательно выберите момент для публичного одобрения одного из них и выскажите уверенность, что скоро и у других получится так же.

Найдите возможность при ребёнке обсудить с его родителями, другими знакомыми ему взрослыми его успехи и достижения.

ПОМНИТЕ!

Не бойтесь перехвалить меленького ребёнка. Если похвала оправдана, она пойдёт только на пользу. Она даёт уверенность малышу в вашем хорошем, добром отношении к нему, в собственных силах, помогает преодолевать трудности, побуждает действовать самостоятельно.

Не забывайте о возможностях ребёнка.

Он умеет сам:

— снять шапку, шарф (если он развязан), колготки, тапочки, носки;

— надеть на ноги тапочки, ботинки (если они стоят правильно: с правой стороны — правый, с левой -левый);

— подтянуть уже надетые (вами) колготки, носки;

— просунуть руки в рукава пальто (куртки, рубашки) (если вы подержите его);

— подать (вам) шапку, платок, шарф (если вы покажите, что называется этими словами);

— убрать в шкафчик шарф, шапку, платок, поставить обувь;

— положить на стульчик любую одежду (которую вы поможете снять);

— держать ложку;

— есть суп из тарелки;

— откусывать хлеб, печенье, вафли;

— пить из чашки;

— вытирать рот салфеткой.

Во второй половине года малыши после еды могут относить к мойке свою чашку, ложку, салфетницу. Особое удовольствие доставляет ребёнку стряхивать крошки со своей салфетки. Покажите детям, как это делается: соберите уголки салфетки вместе, отнесите салфетку к раковине и стряхните над ней.

ВАЖНО!

Любой, даже маленький труд, должен приносить малышу удовлетворение.

Прививайте детям навыки самообслуживания с учётом возрастных особенностей.

На что следует обратить внимание Избегайте
— все навыки формируются постепенно; — необоснованного поторапливания и одёргивания детей;
— лучший пример для подражания — взрослый; — публичного осуждения малыша за неумение;
— у малыша есть свои вкусы и привычки; — излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;
— в игре обучение проходит легче. Затягивания по времени процесса еды, одеванияи т.п.

В разговоре с мамой вы, конечно, выясните, что малыш уже умеет делать сам. Но в первое время следует быть готовым к тому, что ребёнок может отказаться делать то, что умеет. Причины бывают разные, и в первую очередь это огорчение от разлуки с мамой, домом. Помните об этом и не настаивайте на своём. Пусть малыш ещё раз убедится в вашей чуткости и внимании к нему.

ПОМНИТЕ!

Возрастные особенности детей двух-трёх лет требуют правильного выбора времени и места для обучения их навыкам самообслуживания.

Во время еды нельзя отвлекать ребёнка, корректировать его действия. Можно только помогать малышу с его согласия. Всё обучение навыкам культурного поведения за столом вы осуществляете до или после еды, а так же в играх.

— Ребёнку этого возраста легче раздеться, чем одеться.Следовательно, выше поведение во время раздевания и одевания должно быть различным. Одобряя любые проявления самостоятельности, вы в первом случае побуждаете детей активно использовать знакомые им навыки, а во втором оказываете максимальную помощь.

— Малыши верят, что все окружающие их предметы- вода, одежда, обувь — одушевлённые. Воспользуйтесь этой особенностью, чтобы без излишнего морализирования приучить детей к порядку, прививать им полезные навыки. Например, одевшись на прогулку, дети часто забывают убрать в шкафчики свою домашнюю обувь. Как нам поступить в этом случае? Просто сделать это за них? Не торопитесь. Можно поступить следующим образом.

«Потерялись башмачки».

Забытую детьми обувь незаметно для ребят соберите в «чудесный мешочек». К детским башмачкам добавьте кукольные туфельки — большие и маленькие (2-3 пары). «Чудесный мешочек» положите на видное место.

Дети возвращаются с прогулки, начинают раздеваться. И тут вы обращает их внимание на мешочек: «Ребята, посмотрите: наш «чудесный мешочек» стал большим, тяжёлым. (Даёте малышам потрогать верёвочку у мешочка.) Интересно, что там лежит? (Вы заглядываете в мешочек.) Здесь разные башмачки… ой, да они плачут, кажется, жалуются, что потерялись. Не плачьте, башмачки! Мы с ребятами сейчас найдём ваших хозяев».

Вы предлагаете детям посмотреть, на месте ли их башмачки. Выясняете, что не у всех на месте. По очереди достаёте и показываете малышам разные башмачки. Они смотрят, сравнивают, примеряют обувь. Показывая очередную пару, воспитатель говорит: «Ну вот, башмачки, вы и нашлись. Больше не плачьте. Петя вас больше не оставит валяться на полу в раздевалке. Он будет всегда убирать вас в свой шкафчик».

В заключение вы предлагаете детям найти и обувь для кукол, которые тоже бросили её без присмотра… Возможны и другие варианты этой игры.

Воспитание ребенка. Развитие самостоятельности через самообслуживание


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: