Проблема романа без героя.

Внимательно изучив произведение, мы можем сказать, что героя романа действительно нет. Разберем это подробнее.

Для разбора Ярмарки Тщеславия, как романа без героя вспомним, что Теккерей выделил для читателя две сюжетные линии: судьба Ребекки Шарп и жизнь Эмилии Седли. Я лишь напомню, что именно эти две особы постоянно упоминаются автором, что именно их судьбы прослеживаются на протяжении всей книги, и что именно они могут претендовать на титул главного героя, играть главную роль.

Однако ни авантюристку Бекки, ни добродушную Эмилию Уильям Теккерей не удостоил почетным именем главного персонажа. Почему же?

Думаю стоит начать с Эмилии Седли, ведь и сам автор во время начала рассказа первой упомянул эту скромную и робкую девушку.

Эмилия добра, отзывчива, добропорядочна слишком скромна, слишком мягка, слишком безропотна и покорна. Она верит в чистую любовь, она сама чиста и добродетельна. Девушка бескорыстна, гуманна, проявляет человеколюбие ко всем. Героиня на протяжении романа подвергается не малым испытаниям, а точнее терпит денежный крах, ведь ее отец Джон Седли разоряется и сама Эмили остается без наследства. Это уже выбрасывает ее из высшего света, из привычного ей омута, где она и привыкла жить. Но даже в данной ситуации она проявляет добрые чувства, все так же верит в любовь, не обращается грубо ни к одной живой душе, она все так же скромна и бескорыстна, непринципиальна и тиха — Эмилия напоминает ангела, прощающего всем все и всегда. Однако от бедности ее спасает брак с Джорджем Осборном, который ей так сильно нравится, в которого она так бесповоротно влюблена. Джордж — бравый капитан, избалованный и эгоистичный человек, который не может даже претендовать на место главного героя романа, из-за его пустоты внутреннего мира. Этот персонаж недалек по своему развитию, тщеславен, как и все герои произведения, живет легко и бездумно, общается только с высокопоставленными личностями, а на людей ниже его по своему статусу и не смотрит. В бедняжке Эмилии он видит преданную рабыню, глуповатую, но верную своему мужу.

Помимо банкротства на судьбу Эмилии выпадает неравный брак. Ее возлюбленный совершенно не ценит ее, не любит девушку, искренне верящую ему, искренне считающую его самым лучшим мужчиной на свете. Эмилия не видит неверности мужа и во всем верит ему, доверяется и открывается эгоистичному подлецу.

Позднее Эмилия теряет Джорджа Осборна. Неверный муж умирает, оставляя девушку одну. Данную потерю миссис Седли переживает очень трагично. Она готова днями сидеть возле тела возлюбленного, она все еще не может поверить, что его больше нет. Так же ей приходится отдать собственного сына на обучение, разлуку с ним она переживает очень тяжело и находит свое утешение лишь в старике отце, ведь ее матери уже тоже нет в живых.

Еще немного позднее Ребекка Шарп открывает глаза Эмили на настоящее лицо ее покойного мужа. Героиня видит письмо Джорджа, показывающее его неверность. Произошедшее действительно сложно пережить и не обозлиться, если не на весь мир, то хотя бы на большинство мужчин. Но Эмилия Седли слишком добра и бескорыстная, и, возможно, именно поэтому ее дальнейшая судьба складывается не так грустно, как могла бы. Конечно не без помощи окружающих. Ее выручает Уильм Доббин, который так трепетно любил девушку и был привязан к ней с самого детства. Он же оказывается неизвестным благодетелем, помогавшим ей и поддерживающим ее на протяжении нескольких лет. История Эмилии Седли завершается чистой и настоящей любовью, живыми чувствами и счастливым финалом.

Таким образом мы видим, что на протяжении всего произведения Эмилия переживает много неудач, которые не дают девушке спокойно жить и наслаждаться жизнью, но при этом она остается добра и честна, способна на любовь и чистую веру. Так почему же и ее нельзя назвать героиней романа? Дело в том, что Эмилия, как и Уильям Доббин, не имеет никакого определенного роста. Она не учится тому, какими могут оказаться люди, она все так же привязывается к людям, она все так же, как и ее брат — верит Ребекке Шарп и не видит в ней ни капли авантюризма и подлости. Это, несомненно показывает хорошие качества девушки, но не указывает ли это на ее глупость?

Рассмотрим следующую сюжетную линию — судьбу Ребекки Шарп. Думаю, что большинство читателей посчитают именно Бекки большей претенденткой на главную роль романа нежели ее подруга. Эту особу автор наличает яркой внешностью, пронзительными зелеными глазами, целеустремленностью, остроумием, незаурядным умом, твердостью духа. Ребекка очень необычная героиня и стоит признать, что она заслуживает наибольшего внимания, чем все другие персонажи произведения. Мисс Шарп никогда не знала богатой жизни, росла она в семье балетной танцовщицы и беспутного художника, умеет по-настоящему веселиться и может найти своеобразный подход к большинству персонажей. Она знает людей, в особенности мужчин, просто потому что никто кроме нее самой не сможет обеспечить ей состоятельного мужчину и крупные суммы в кошельке. Но что она может поделать, ведь у нее нет ни любящих родителей, ни состояния — всего того, чем довольствуются ее сверстницы 19го века.

Добродушная Эмилия приглашает подругу погостить у нее, спустя несколько дней, сразу по приезду в имение Седли Ребекка всеми силами пытается понравиться брату подруги — Джозефу Седли. Чары зеленых глаз сразу влюбляют в Бекки неопытного юнца. Однако в личные отношения молодых людей вмешивается Джордж Осборн и Бекки вынуждена уехать в Королевское имение Кроули, где она устраивается гувернанткой. Не проходит и года, как молодая особа становится незаменима в доме, она становится практически хозяйкой дома. От туда вскоре Бекки переезжает в имение тетушки Кроули и заключает тайный брак с Родоном Кроули — недалеким офицером гвардии, игроком, первым претендентом на изрядную тетушкину сумму в банке. Родон Кроули так же не может являться главным героем романа, как и брат Эмилии — Джозеф Седли по причине их однообразности. Теккерей показал в них ну самую интеллигенцию, составляющих Англию в середине 19го века. Большинство молодых людей выглядели именно так. А это значит, что такие персонажи не соответствуют главным героям, ведь главные герои произведений всегда отличаются от большинства. Что можно сказать и обо всех братьях Кроули.

После смерти жены Питта Кроули Бекки понимает, что с замужеством она поторопилась, ведь сам Питт Кроули умоляет ее стать его женой. Питта Кроули мы так же не можем назвать главным героем романа, он не любит свою жену, что мы видим в сцене его к ней отношения. После смерти жены он не печалиться о ней, он сразу падает в ноги миссис Шарп. Питт гонится за мгновенными влечениями и думать не желает о морали, общественных устоях. Фамилия семейства Кроули переводится, как пресмыкающийся, так что мы можем сказать, что этот персонаж слишком низок для того чтобы называться главным героем.

О проделках и тайном браке узнает все семейство и тетушка лишает наследства ее племянника, а сэр Кроули не находит себе места, теряет разум от ненависти и несбывшихся желаний. В итоге миссис Шарп может только рассчитывать на скромное жалование ее супруга — Родона, который верит, что Ребекка испытывает к нему неподдельные чувства. Но милая леди не унывает и все же находит способ жить припеваючи, сделав из своего влюбленного мужа чуть ли не добровольного раба, который предан ей так же слепо, как была предана Эмилия Седли своему неверному супругу. Тем временем пути подруг вновь перекликаются и Джордж Осборн, плененный красотой и находчивостью Ребекки и переполненный самоуверенностью на балу передает ей письмо, в которой открыто говорит о своих чувствах и просит миссис Шарп бежать с ним. Ребекка никак не реагирует на его предложение, но оставляет письмо себе, а тем временем молодой человек прощается со своей женой перед уходом на битву, где и погибает.

Ребекка же добивается верхов светского общества и с мужем проводит три года в Париже, посещая балы и иные светские мероприятия. Там же она рожает нелюбимому, но полезному для нее самой мужу сына. Позже вся семья Кроули вновь объединяется в Англии, где живет в долгах. Из-за близкой связи Бекки с Маркизом Стайном Родон уличает супругу чуть-ли не в измене и Ребекка вынуждена временно исчезнуть из высшего общества. Маркиз Стайн представляет собой всемогущего лорда, старого циника, и именно поэтому не может быть главным героем произведения. Он не ценит культурные и нравственные ценности, чем-то похож на Ребекку. Он так же готов добиться своих целей любым способом.

Итак, мы видим, что чем дальше заходит эта героиня, тем меньше читатели могут назвать ее главной героиней романа. Из девушки, к которой все питают светлые чувства она превращается в циничную даму, которой успевают надоедать балы и которая не испытывает добрых и теплых чувств даже к своему сыну. Ребекка спускается все ниже и ниже в отношении морали. Сначала она выходит замуж за молодого человека, который по ее плану должен обогатиться со смертью его тетушки, но план юной авантюристки проваливается и она жалеет о том, что не может выйти за взрослого сэра, совершенно не соответствующего ее годам. Позднее Бекки пленит своей красотой всемогущего лорда лишь ради того, чтобы пробиться в высший свет. Она добивается лишь одной цели все свои годы, которая по своей сути не может быть высокой целью, ведь все высшее общество Англии 19го века это картежники, пьяницы и любители самих себя. У этой героини нет никакого роста, ни в ее карьере, потому что читатель видит, как молодая особа в конце произведения проматывает свое состояние, ни в моральных устоях, так как после нескольких лет она все так же пленит брата Эмилии, и делает его своим обожателем, готовым ради нее на все, ничуть не щадя бедного Джозефа. Автор упоминает, что за всю свою жизнь она совершила лишь один бескорыстный поступок — открыла глаза подруги на неверность супруга и на ее настоящую любовь.

Анализ судеб девушек показывает, что обе подруги добиваются своих целей: Ребекка добивается места в высшем обществе, овладевает не малым состоянием и живет в свое удовольствие, а Эмилия Седли находит чистую и искреннюю любовь.

Теккерей писал о Бекки: Пусть у нас нет героя, но мы претендуем на то, что у нас есть героиня, но тем не менее оставил произведение романом без героя. Уильям, говоря о Шарп пронизывал все свои слова иронией. История Ребекки интересна и имеет много поворотов судьбы, читателю действительно интересен ход жизни этого персонажа, но эта юная особа не может быть главной героиней романа по моральным представлениям автора. Девушка коварна, лицемерна, корыстна. Она желает и добивается своей цели любой ценой, что противоречит главному герою. В. Г. Короленко, характеризуя роман Диккенса Домби и сын, отметил, что его наполняют толпы персонажей, так и в Ярмарке Тщеславия: действующих лиц много, но главного героя нет. Писатель завершает роман вопросами о счастье.

Заключение.

Таким образом мы видим, что роман без героя имеет место быть и заставляет читателя задуматься о подмене ценностей как в эпоху Англии 19го века, так и в современном обществе.

Теккерей очень хорошо передал атмосферу его времени, подчеркнул наиважнейшую проблему отсутствия хорошего персонажа и переизбыток действующих лиц.

Арнольд Кеттл писал о романе: Широта охвата действительности, яркость изображаемой картины, жизненность образа Бекки, богатство и красочность комических персонажей и ситуаций — все эти достоинства берут начало в проницательности, с которой Теккерей сумел заглянуть в сущность буржуазного мира, и в той честности, с которой он живописал его.

Творчество Теккерея невозможно переоценить. Оно действительно бесценно в мировой литературе и играет огромную роль в воспитании современных читателей.

Дополнения к тексту.

1Сноб (англ. snob) — человек, восхищающийся высшим обществом и тщательно подражающий его манерам и вкусам, ищущий возможность попасть в такое общество.

2Мария Тальони — прославленная балерина 19го века, одна из представительниц балета эпохи романтизма.

3Альфред Эдвард Шалон — швейцарский художник-портретист, конца 18го, начала 19го веков.

4Джон Беньян — английский писатель, баптистский проповедник 17го века

5Пикареска — литературный жанр, героем которого является плут, проходимец.

6Alter ego — альтернативная личность человека. Например лирический герой; образ, закрепившийся за человеком.

7Генри Филдинг — английский писатель и драматург 18го века, известным своим сатирическим стилем и житейским юмором.

8Принцип театрализации — (от глаг. театрализовать) приспосабливать что-либо к показу на сцене/в театре; показывать читателю произведение, создавая иллюзию театрального действия.

Список литературы:

1.Уильям Мейкпис Теккерей Ярмарка тщеславия.

2.Н.Н.Александров Теккерей, биографический очерк.

3.Собрание сочинений Уильяма Мейкписа в 12 томах. Год издания: 1978.

4.Вахрушев В.С. Творчество Теккерея1984.

5.А. А. Елистратова История английской литературы(Глава 4).

6.В. Ивашева ТЕККЕРЕЙ — ГУМАНИСТ И САТИРИК.

7.Краткая литературная энциклопедия в 9 томах. Том 7. — М.: Советская энциклопедия, 1972.

8.Теккерей У.М. Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания. М., 1989.

9.Михальская Н. «Ярмарка тщеславия» У.М. Теккерея. 1983.

052. Анна Ахматова. Позднее творчество. Поэма без героя.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: