Продольное движение свободного самолета

Контур управления самолета вертикальной перегрузкой представлен на рис. 3-1:

Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета

Рис. 3-1. Структурная схема контура управления вертикальной перегрузкой самолета

Математическая модель продольного короткопериодического (КПД) движения самолета:

Продольное движение свободного самолета (3-1)

Вариация угла атаки и нормальной перегрузки связаны соотношением:

Продольное движение свободного самолета (3-2)

Условия устойчивости самолета по перегрузке:

Продольное движение свободного самолета (3-3)

К динамическим показателям продольной управляемости относятся:

— собственная частота короткопериодического движения самолета

Продольное движение свободного самолета (3-4)

— относительный коэффициент затухания короткопериодического возмущенного движения

Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета (3-5)

На рис. П1-2 приведены области оценки управляемости для тяжелых самолетов.

Продольное движение свободного самолета

Рис. 3-2. Области оценки продольной управляемости.

К статическим характеристикам продольной управляемости относятся:

-градиент усилия по перегрузке

Продольное движение свободного самолета (3-6)

-градиент перемещения колонки штурвала по перегрузке

Продольное движение свободного самолета (3-7)

Боковое движение свободного самолета

Контур управления самолета боковой перегрузкой представлен на рис. 3-3.

Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета

Рис. 3-3. Структурная схема контура управления боковой перегрузкой самолета.

Математическая модель движения самолета «Рыскания-Скольжения»:

Продольное движение свободного самолета (3-8)

Условия устойчивости движения модели «Рыскания-Скольжения»:

Продольное движение свободного самолета(3-9)

К динамическим показателям боковой управляемости относятся:

-собственная частота колебаний

Продольное движение свободного самолета , (3-10)

-относительный коэффициент затухания

Продольное движение свободного самолета , (3-11)

На рис. 3-4 приведена область оценки боковой управляемости самолета.

Продольное движение свободного самолета

Рис. 3-4. Области оценки боковой управляемости

К статическим характеристикам боковой управляемости модели “Рыскания-Скольжения” относятся:

-градиент перемещения педалей по углу скольжения

Продольное движение свободного самолета , (3-12)

-градиент усилия на педалях по углу скольжения

Продольное движение свободного самолета , (3-13)

Контур управления угловой скоростью крена самолета представлен на рис. 3-5.

Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета

Рис. 3-5. Структурная схема контура управления угловой скоростью крена самолета.

Математическая модель бокового движения самолета «Чистый крен».

Продольное движение свободного самолета . (3-14)

К динамическим показателям боковой управляемости модели «Чистый крен» относится:

— постоянная времени угловой скорости крена

Продольное движение свободного самолета . Продольное движение свободного самолета (3-15)

Боковая управляемость по параметру Продольное движение свободного самолета считается удовлетворительной, если Продольное движение свободного самолета

К статическим показателям управляемости модели «Чистый крен» относятся:

— градиент усилий на штурвале по угловой скорости крена

Продольное движение свободного самолета (3-16)

— градиент перемещения штурвала по угловой скорости крена

Продольное движение свободного самолета (3-17)

Передаточные функции свободного самолета

Таблица 10

Модель КПД Модель «Рыскания-Скольжения» Модель «Чистый крен»
Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета __
Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета __
Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета __
Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета

Расчет параметров в законах управления демпферов

Демпфер тангажа

Задача расчета демпфера тангажа сводится к определению параметров Продольное движение свободного самолета в законе управления демпфера, обеспечивающих потребное для ручного управления значение относительного коэффициента затухания Продольное движение свободного самолета .

Методика определения передаточного числа Продольное движение свободного самолета для закона управления

Продольное движение свободного самолета

где:

(3-18)

Структурная схема контура управления нормальной перегрузкой самолета с демпфером тангажа имеет вид изображенный на рис. 3-6.

Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета

Рис. 3-6. Структурная схема скорректированного демпфером тангажа контура управления нормальной перегрузкой самолета.

Передаточная функция скорректированного контура управления имеет вид:

Продольное движение свободного самолета (3-19)

где:

Продольное движение свободного самолета

Продольное движение свободного самолета

Условие устойчивости скорректированного демпфером тангажа самолета определяется неравенствами

Продольное движение свободного самолета (3-20)

Показатели продольной управляемости скорректированного самолета определяются выражениями:

— относительный коэффициент затухания короткопериодического возмущенного движения

Продольное движение свободного самолета (3-21)

— собственная частота короткопериодического движения самолета

Продольное движение свободного самолета (3-22)

— градиент перемещения по перегрузке

Продольное движение свободного самолета (3-23)

Приняв для скорректированного демпфером тангажа самолета величину Продольное движение свободного самолета и решив уравнение (П2-4) относительно Продольное движение свободного самолета получим выражение для расчета для закона управления Продольное движение свободного самолета

Продольное движение свободного самолета (3-24)

Методика определения передаточного числа Продольное движение свободного самолета и постоянной времени фильтра Tв для закона управления

Продольное движение свободного самолета

где:

Продольное движение свободного самолета

(3-24)

Структурная схема контура управления нормальной перегрузкой с использованием рассматриваемого закона управления представлена на рис. 3-7

Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета
Продольное движение свободного самолета

Рис. 3-7. Структурная схема скорректированного демпфером тангажа контура управления нормальной перегрузкой самолета.

Система уравнений, описывающая движение самолета с демпфером тангажа, имеющего рассматриваемый закон управления, получается присоединением к уравнениям короткопериодического движения самолета уравнения и имеет вид:

Продольное движение свободного самолета (3-25)

Продольное движение свободного самолета

Характеристическое уравнение системы (П2-9) представляет собой полином:

Продольное движение свободного самолета (3-26)

Система «самолет-демпфер тангажа» с рассматриваемым законом управления является системой третьего порядка, поэтому зададим характеристический полином эталонной системы в виде:

Продольное движение свободного самолета (3-27)

Приравнивая соответствующие коэффициенты полиномов (3-26) и (3-27) получим систему уравнений (3-28), решив которую определим значения параметров рассматриваемого закона управления

Продольное движение свободного самолета Продольное движение свободного самолета (3-28)

При работе над решением системы (3-28) необходимо принять во внимание, что

Продольное движение свободного самолета

и кроме того следует учесть что

Продольное движение свободного самолета

а также равенство

В результате решения системы (3-28) были получены выражения для определения параметров рассматриваемого закона управления:

(3-29)

(3-30)

Продольное движение свободного самолета

Демпфер рыскания

Назначением демпфера рыскания является коррекция относительного коэффициента затухания бокового движения свободного самолета до значения .

Законы управления демпферов рыскания используемых на самолетах ГА имеют вид:

где: (3-31)

или

Выражения для определения параметров в законах управления демпферов рыскания выводятся по аналогии с соответствующими законами управления демпферов тангажа.

Так для закона управления структурная схема, скорректированного демфером рыскания контура управления углом скольжения, представлена на рис. 3-8.

Рис. 3-8. Структурная схема скорректированного демпфером рыскания контура управления углом скольжения самолета.

Передаточное число определяется по выражению

(3-32)

Показатели управляемости скорректированного демпфером рыскания самолета определяются выражениями:

— относительный коэффициент затухания

(3-33)

— собственная частота движения самолета

(3-34)

— градиент перемещения по углу скольжения

(3-35)

Структурная схема контура управления углом скольжения с использованием закона управления представлена на рис. 3-9.

Рис. 3-9. Структурная схема скорректированного демпфером рыскания контура управления углом скольжения самолета.

Показатели управляемости для рассматриваемого закона управления определяются выражениями:

Параметры рассматриваемого закона управления определятся по выражениям:

(3-36)

(3-37)

Демпфер крена

Демпфер крена необходим в том случае, когда значение постоянной времени угловой скорости крена свободного самолета превышает 1 с.

Закон управления демпферов крена имеет вид:

(3-38)

где:

Структурная схема контура управления угловой скоростью крена самолета с использованием рассматриваемого закона управления демпфера крена представлена на рис. 3-10.

Рис. 3-10. Структурная схема скорректированного демпфером крена контура управления угловой скоростью самолета.

Передаточная функция скорректированного контура имеет вид:

(3-39)

где: (3-40)

(3-41)

Принимая во внимание, что , получим выражение для определения передаточного числа

(3-42)

Статический показатель управляемости для кренового движения самолета с использованием демпфера крена определится выражением:

(3-43)

Урок 34. Свободное падение. Ускорение свободного падения


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: