Продолжение работы над новым материалом.

Учитель: Как вы думаете, чем отличается климат тундры от климата ледяных пустынь?

— С чем это связано? (Климат тундры менее суровый, так как при перемещении от полюсов к экватору природные условия изменяются, становится теплее)

Наши исследования продолжаются. И мы отправляемся в тундру. (Показ по карте) Сейчас мы продолжим работу над текстами с использованием уже известных вам меток (Использование приёма «Инсерт»)

Текст 3. «Обитатели тундры » Природные условия в тундре более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Осадков в тундре выпадает мало. Однако в условиях холодного климата и этого количества более чем достаточно. Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот. Нелегка жизнь растений в таких условиях, где скудная почва прогревается лишь на небольшую глубину. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям. Здесь растут мхи и лишайники, карликовые берёзы и ивы, другие стелющиеся растения. Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу. Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») — основная пища оленей, исконных обитателей тундры.

(Учащиеся самостоятельно читают текст, делая пометки, затем коллективно их обсуждают. В ходе обсуждения демонстрируются иллюстрации вечной мерзлоты, растений тундры. Кроме этого можно предложить детям дополнить колонку «Что я узнал нового?» в «Дневнике исследований»)

Учитель: Молодцы, ребята. Отлично справились с этим заданием. Но наше с вами путешествие продолжается. Откройте учебник на с.15-16, каких животных мы можем встретить в тундре? (Северный олень, песец, лемминг, полярная сова, волк)

— Как вы думаете, могут ли они поселиться в арктической пустыне? Почему?

Обратите внимание на их окраску. Как вы считаете, с чем это связано?

— А теперь задание для самых наблюдательных — «Лови ошибку». Я сейчас прочту вам текст, а вы постараетесь найти в нём ошибки.

Текст 2. «Тундра» Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем и мелкими грызунами – леммингами. Лемминги очень активны зимой под снегом. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния. Обитают в тундре и хищники: полярные волки и песцы. У песцов пушистый красивый мех, окраска которого меняется с приходом зимы. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами. полёвками), зайцами, белками, а также птицами. Среди представителей пернатых здесь можно встретить куропаток, гусей, дятлов, полярных сов и сокола-сапсана. Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры: — густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода; — белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников; -некоторые животные впадают в спячку и анабиоз (состояние неактивной жизни) позволяет животных перезимовать в суровых условиях тундры.

Учитель: Какие ошибки вы заметили. Объясните, почему такого не может быть в тундре.

Учитель: У вас на партах в конвертах набор картинок «Животные и растения тундры». Сейчас вам предстоит поработать в парах и составить пищевые цепочки, характерные для этой природной зоны. (Проверка по иллюстрации. Кроме предложенных на рисунке цепочек дети могут предложить и другие. Все ответы учащихся коллективно обсуждаются)

Обобщающая беседа.

Учитель: Посмотрите внимательно в ваши «Дневники исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете. Почему?

Выслушиваются ответы учащихся

Работа в парах. — А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь «Дневниками исследований» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке.

Учитель: Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.

Учащиеся выполняют задания в парах, затем коллективно обсуждают составленные вопросы.

Продолжение работы над новым материалом.
Тонкие вопросы
Продолжение работы над новым материалом.
Толстые вопросы
Не забывайте, с каких слов начинаются вопросы…
кто… что… когда… мог ли… как звали… было ли… согласны ли вы; верно ли что… дайте объяснение, почему… почему вы думаете… почему вы считаете… предположите, что будет, если…

Type


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: