Продолжение работы с текстом.

Учитель.Еще какими способами раскрывается образ героя?

Ученик. Его поступками.

Учитель. Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

Ученик. 6 раз, а зависит — от чина предполагаемого хозяина собаки.

Учитель. Как меняется тон его высказываний?

Ученик. 6 смен интонаций — от начальственно — повелительных до рабски — трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.

Учитель. В начале нашего разговора мы упомянули о художественных деталях, которые помогли нам познакомиться с Очумеловым, это шинель и крыжовник. Какие еще художественные детали вы заметили в тексте?

Ученик. В тексте еще несколько раз упоминается шинель и пальто.

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

Ученик. Шинель — это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто — это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Учитель. Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин — пальто?

Ученик. Слово шинель употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит пальто, и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

Учитель. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании?

Ученик. Нет, не одинок. Хрюкин похож на него.

Учитель. Какие еще детали вы заметили, и какие функции они выполняют в произведении?

Ученик. Окровавленный палец Хрюкина — это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Открытые двери лавок, сонные физиономии — это детали создают зримую точность обстановки.

— Давайте рассмотрим еще две иллюстрации к рассказу, относящие к отмеченным выше деталям.

IV. Итог урока.

— Я надеюсь, что сегодняшний урок научил вас многому как читателей; познакомил с еще одним рассказом А.П.Чехова, с его мастерством в создании литературных характеров, познакомил с таки художественными средствами, как название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.

Учитель выставляет оценки учащимся за работу.

V. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Определить художественные приемы, использованные писателем в создании характеров Хрюкина, Елдырина.

Вариант 2

1. Специальная методика преподавания литературы является самостоятельной наукой, потому что:

а) решает специфические задачи;

б) имеет свой предмет исследования;

в) взаимодействует с другими науками;

2. Автор первого печатного «Букваря» 1574 года:

а) Иван Фёдоров;

б) М.В. Ломоносов;

в) Н.И. Новиков.

3. Методисты-словесники XIX века А.Д. Галахов, П.Е. Басистов, Л.И. Поливанов являлись представителями одного из направлений методики литературы:

а) культурно-исторического;

б) академического;

в) воспитательного.

4. Известный учёный В.В. Голубков (1880-1968) является автором:

а) Методики преподавания литературы;

б) Грамматики;

в) Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы

5. В основе определения этапов изучения литературы в школе лежат:

а) специфика литературного материала;

б) периоды развития школьников;

в) концентричность в построении программ.

6. Программы по литературе X-XI классов построены:

а) по концентрическому принципу и на хронологической основе;

б) по линейному принципу и на хронологической основе;

в) на историко-литературной основе.

7. В программы по литературе V-VII классов включены:

а) три варианта произведений: для чтения, обзоров и самостоятельного изучения;

б) разделы для самостоятельного чтения;

в) занятия по внеклассному чтению.

8. Во второй половине XIX века большой вклад в развитие методики внесли:

а) А.Д. Алферов, Н.М.Соколов, Н.А.Котляревский, Д.Н.Овсянико-Куликовский.

б) А.Н. Веселовский, Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, В.И. Водовозов.

в) С.А.Венгеров, М.А. Рыбникова, Н.И.Кудряшев, Г.Гуковский, В.В.Данилов.

9. Объем, содержание и методика проведения занятий на всех этапах изучения художественного произведения обусловлены:

а) запланированным количеством часов, особенностями школьной программы рекомендациями методистов и учителей-новаторов;

б) спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся;

в) избранным путем анализа, формами и видами организации учебного материала, методами и приемами обучения.

10 . В содержание анализа текста, предложенного В.В. Голубковым, не входит:

а) выяснение общего смысла произведения;

б) характеристика системы образов произведения;

в) знакомство с литературоведческой теорией.

11. Основная цель заключительных занятий по изучению произведения:

а) повторить и закрепить предыдущий ход разбора текста;

б) обобщить и повторить пройденный материал;

в) обобщить, создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения.

12. Какой вид чтения можно проводить только после анализа сюжета всего произведения:

а) чтение «цепочкой»;

б) чтение «по ролям»;

в) выборочное чтение.

13. При изучении произведений какого жанра отсутствует работа над выразительным чтением:

а) лирических стихотворений;

б) научно-популярных очерков;

в) басен.

14. Большой формой эпического произведения является:

а) рассказ;

б) повесть;

в) роман.

15. Род литературы, основу которого составляет действие на глазах зрителя, показанное через конфликты и в форме диалога – это определение:

а) драматического произведения;

б) эпического произведения;

в) лирического произведения.

16. При изучении произведений каких жанров обязательной является работа над выразительным чтением:

а) лирических стихотворений;

б) научно-популярных очерков;

в) басен.

17. Классификация уроков внеклассного чтения, разработанная Н.Н. Светловской с учетом процесса формирования читательской самостоятельности, включает:

а) занятия подготовительного периода, уроки начального периода, уроки основного периода;

б) урок изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи;

в) уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщения.

Компетентностная задача

18. Ознакомьтесь с конспектом урока литературы и составьте подробный анализ конспекта занятия.

Тема:Знакомство с комедией Н.В.Гоголя «Ревизор».

Цель:Познакомить учащихся с образом главного героя комедии «Ревизор» Хлестаковым, помочь раскрыть этот образ на примере отдельных сцен.

Коррекционно-образовательные задачи:

— учить выразительно читать и рассказывать;

— учить грамотно отвечать на вопросы;

— формировать умение составления характеристики персонажа.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитать художественное восприятие произведения в живописи;

— воспитать в учениках нравственность.

Коррекционно-развивающие задачи:

— развитие диалогической и монологической речи;

— развитие умения соотносить прочитанное произведение с картинными репродукциями.

Оборудование: текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», иллюстрации к комедии «Ревизор»; репродукция картины К.П. Брюллова «Последний день

Помпеи»; выставка книг; газета о творчестве Н.В. Гоголя

Методы:наглядные и словесные.

Приемы:беседа, анализ, пересказ, выборочное чтение.

Работа с текстом в Corel DRAW X6. Часть 2


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: