Профилактика нарушений осанки

Профилактикой нарушений осанки необходимо заниматься с первых дней жизни ребенка. Необходимо часто менять положение в кроватке, симметрично развешивать и располагать игрушки, исключить раздражающее влияние резких зрительных и звуковых моментов, носить ребенка по очереди то на правой, то на левой руке. Соблюдать режим дня, гигиены питания, вовремя вводить прикорм и витамины, достаточное время гулять на свежем воздухе (2-2,5 часа в день в любую погоду). Обращаться к ребенку с ласковой речью, постоянно давать понять ребенку, что он любим и необходим. Лечебную гимнастику и массаж проводить систематически. Наиболее эффективно занятие с грудным ребенком на мяче диаметром 35-40 см., меняя положение: лежа на спине, на животе, на боку. Класть в кроватку мяч в ноги грудному ребенку во время бодрствования.

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста предполагает, прежде всего, достаточную двигательную активность ребенка, продолжительность статических и динамических нагрузок в пределах возрастной нормы. Необходимо таким образом организовать игры, занятия, чтобы дети вырабатывали привычку стоять, ходить, сидеть с прямой спиной, держать голову прямо. При проведении утренней гигиенической гимнастики, занятий физической культурой, подвижных игр полезно включать упражнения, способствующие укреплению мышечного корсета, ягодичных мышц. После дневного сна эффективно выполнение одного – двух упражнений, формирующих правильную осанку.

У детей школьного возраста осанка нестабильна, она во многом зависит от психики ребенка, от состояния его нервной и мышечной систем, от развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей. Особого внимания требуют дети в начале школьного периода. С первого же дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки — все это ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата.

Без специальных мер профилактики нарушение осанки гарантировано практически каждому школьнику. Специальные меры – это соблюдение элементарных правил, которые необходимо выполнять.

Первоклассник, чаще всего выполняет уроки в домашних условиях в полумраке, за обеденным или письменным столом, рассчитанным на взрослого, и на взрослом стуле. Столешница при этом находится на уровне подбородка, плечи приподняты вверх, спина излишне изогнута, а в поясничном отделе формируется кифоз вместо лордоза. Часто ребенок сидит боком на краешке стула, формируя себе классическую сколиотическую осанку, и держит книгу на коленях, формируя себе различные нарушения. При выполнении домашнего задания ребенку необходимо создать благоприятную рабочую обстановку.

Понятие благоприятной рабочей обстановки включает:

— рабочее место;

— рабочую зону (письменный стол, стул, шкаф, стеллаж и др.) и расположение в ней предметов;

— температуру и влажность воздуха в помещении;

— освещение, естественное и искусственное;

— окружающий звуковой фон.

Рациональная подготовка рабочего местадля занятий не только поможет сэкономить много времени, но и обеспечить высокую работоспособность. Вот основные правила этой подготовки:

— на столе не должно быть лишних вещей;

— до начала занятий нужно подготовить все необходимые учебные пособия;

— книгу, тетрадь и все то, с чем работают в настоящий момент, удобнее положить перед собой, посередине;

— книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки от глаз;

— вещи, которые могут понадобиться (линейка, карандаш, чистая бумага и др.), нужно положить слева от себя;

— все, с чем работать уже не придется (черновики, тетради с выполненными заданиями и др.), можно складывать в правом углу стола, а лучше вообще убирать с рабочего места.

Готовя рабочую зону,прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы ребенку было удобно сидеть. Для этого необходимо подобрать мебель по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула — на уровне коленного сустава.

Очень важно следить за правильной посадкой школьников, особенно во время письма, которое вызывает наибольшее утомление. В результате дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, принимают позы, затрудняющие дыхание и кровообращение и ведущие к возникновению дефектов осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв. Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз — 30-35 см. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой: средний палец должен находиться на уровне угла глаза.

Под ноги подставить скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямыми углами, бедра лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела. Необходимо научить ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна быть почти вплотную приближена к столу, локти располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть примерно на 30°, чтобы ребенку не приходилось поворачивать туловище при письме, наклонять голову надо как можно меньше. Можно и даже желательно по возможности опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок. Время от времени ребенок должен немного менять позу (в пределах правильной). Через каждые 30-45 минут занятий следует встать и подвигаться 5-10 минут.

Нужно следить, чтобы у ребенка не возникала привычка сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть боком к столу и т. п. Для того чтобы находится в правильной позе за письменным столом, надо научиться регулировать соотношение высоты стола и сиденья.

Наибольшие неудобства и вред для формирования правильной осанки создаются при работе за круглым столом, когда локти висят, а положение туловища напряжено и неустойчиво. При попытке удобно положить локти на круглый стол грудная клетка сдавливается, касаясь жесткой опоры, поясница излишне прогибается, живот опускается, таз отставляется назад и не создает для туловища достаточной опоры.

Школьникам очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: в младших классах через каждые 25-30 минут надо устраивать короткие, на 10 минут, перерывы для отдыха с физкультурой, которая быстро восстанавливает работоспособность.

Оптимальная температура воздухав комнате – 18-20° С летом и 20-22° С в зимнее время. Для обеспечения достаточной влажности и чистоты воздуха комнату необходимо проветривать перед началом занятий, а затем через каждый час работы.

Естественный свет через окно должен падать слева. Настольную лампу также нужно ставить в левом углу стола, оптимальная лампочка для нее 75 Вт.

Чтобы обеспечить школьнику необходимый для занятий звуковой фон,радио, приемник, телевизор во время выполнения домашних заданий надо выключать (они отвлекают ребенка, снижают его работоспособность и ведут к быстрому утомлению).

Для того чтобы не выходить за рамки рекомендованного времени приготовления уроков, родители должны, начиная с 1-го класса, выработать у школьника умение заниматься в хорошем темпе.

Для профилактики нарушений осанки необходимо соблюдать следующие правила:

— полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, минеральных веществ, микро- и макроэлементов, витаминов и всего остального, что содержится во вкусной и здоровой пище;

— спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой. Тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться и во время сна. Необходимо приучить ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком. Недопустимо в качестве постоянной постели иметь раскладушку или матрас с сильно пролежанными местами;

— читать в постели можно, но осторожно. Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей) и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует;

— нельзя носить сумку, даже легкую, на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым;

— нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, а еще лучше носить ранец или модный рюкзачок;

— в положении стоя необходимо равномерно опираться на обе ноги, держа при этом прямо спину и голову, а плечи отвести чуть назад. Нагрузку на поясничный отдел следует периодически уменьшать за счет попеременной установки то одной, то другой ноги на невысокую подставку;

— при ходьбе необходимо контролировать правильное положение туловища и не размахивать руками.

Ребенку нужно больше двигаться и по 20-30 минут в день заниматься физкультурой. Желательно посещение спортивных секций и кружков. Однако вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы.

Самое главное средство профилактики и необходимый ее компонент — это выработка навыка правильной осанки, что является очень трудной задачей как для ребенка, так и для родителей. Для решения этой важной задачи необходимо обеспечить условия для формирования правильной осанки:

— соблюдать перечисленные выше меры профилактики нарушений осанки;

— хорошее общее физическое развитие;

— сформировать знания о том, что такое правильная осанка, как надо правильно стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;

— сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор — позвоночнику;

— доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

Режим дня школьника

Соблюдение режима дня является необходимым условием для формирования правильной осанки у детей школьного возраста. Распорядок дня должен предусматривать чередование умственного труда и физических нагрузок.

При наблюдении за ребенком во время подготовки домашнего задания можно заметить, что малышу трудно сосредоточить внимание. Он часто отвлекается от работы для общения с окружающими. Такое поведение детей младшего школьного возраста закономерно и обусловлено особенностями его нервной системы.

Во время чтения или счета, в клетках коры головного мозга возникает возбуждение, т. е. они работают более интенсивно. Однако у детей 7-летнего возраста клетки коры головного мозга не могут долгое время находиться в состоянии усиленной работы. Процесс возбуждения очень скоро вызывает истощение нервных клеток и начинается другой процесс — торможение, предохраняющее нервные клетки от перенапряжения. Ребенок уже не может сосредоточиться и успешно продолжать работу — у него развилось утомление. Нервная система первоклассника особенно чувствительна и первые признаки утомления появляются через 15-20 минут умственной работы, а при ослабленном здоровье значительно раньше.

Признаки утомления:

Первая фаза утомления характеризуется рассеянным вниманием, концентрацией его на посторонних предметах, неусидчивостью. Выполняя работу в подобном состоянии, ребенок проявляет двигательное беспокойство, торопливость, допускает много ошибок. На замечания взрослых не реагирует. В этом случае необходимо предложить ребенку смену вида деятельности, активизирующей двигательную активность: игру с мячом, упражнения с обручем или скакалкой. При этом включаются в работу другие нервные центры, а ранее доминирующие восстанавливаются.

Вторая фаза утомления – торможение, наступает в том случае, если ребенку не предоставляется кратковременный отдых после первых признаков утомления. При этом наблюдается вялость, потеря интереса к работе. Ребенок потягивается, зевает, делает много ошибок, перестает держать спину.

Утомление — это естественное следствие напряженной работы и опасаться его не нужно: отдых полностью восстанавливает работоспособность.

При недостаточном отдыхе утомление накапливается и развивается ненормальное, болезненное состояние — переутомление, характеризующееся головной болью, ухудшением памяти, снижением внимания, вялостью, рассеянностью. Переутомление у детей ведет не только к возникновению различных нарушений осанки, нои к нервным расстройствам. Переутомление, как и любое болезненное состояние, легче предупредить, чем лечить.

Лучшим способом предупреждения утомления является строгий режим дня, а главой задачей взрослых – оказание помощи ребенку в правильном распределении труда и отдыха. В основу построения режима дня входит правильная организация труда, отдыха, сна и питания.

В суточном объеме времени учащихся выделяются следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия (музыка, искусство, чтение художественной литературы, занятия ино страным языком, просмотр телепередач и т.п.), самообслуживание, выполнение правил личной гигиены, прием пиши, пребывание на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом. День школьника должен начинаться с утренней гигиенической гимнастики (ее часто называют зарядкой). Для ее выполнения школьников надо научить соблюдать следующие гигиенические условия:

— упражнения выполнять в трусиках и майке;

— утреннюю гимнастику выполнять в тщательно проветренной комнате;

— в момент выполнения упражнений следует дышать глубоко и ритмично;

— зарядку начинать с несложных движений, нагрузку повышать постепенно. В комплекс обязательно включать упражнения для формирования правильной осанки, в конце выполнить несколько упражнений на расслабление, чтобы привести к нормальному ритму работу органов дыхания и кровообращения;

— после физических упражнений обязательны водные процедуры (обтирание, обливание, душ).

Детям необходимо обеспечить:

— продолжительный и полноценный сон (в 9-10 часов вечера ребенок должен лечь спать);

— полноценное питание (4-х разовое, в одно и то же время, с достаточным количеством витаминов и разнообразных белков);

— ограничение пребывания у телеэкрана школьников старшего возраста, не более 1-1,5 часов и не больше 30 минут для детей младшего школьного возраста;

— обязательные прогулки на свежем воздухе 2-2,5 часа в сутки;

— ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения.

С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима, характер организации и проведения тех или иных режимных моментов, появляются новые виды деятельности, однако общая схема режима дня должна сохраняться.

Профилактика нарушения осанки


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: