Развитие речи.
— обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;
— использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т.д.);
— умение составлять рассказы о предметах русского быта, традициях, праздниках;
— умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинкам с изображением праздников, обычаев;
— умение составлять описательные рассказы о костюме и его элементах и изделиях народных промыслов;
— умение составлять рассказы из опыта на темы о праздновании народных праздников;
— умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в предложении;
— умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.
Ознакомление с окружающим.
— знание истории русского костюма и его элементов;
— знание о России, гербе, флаге и гимна;
— знание б истории своего края, малой Родины, семье, традициях русского народа;
— знания о назначении предметов русского быта;
— знания о народных праздниках;
— расширения кругозора детей.
Ознакомление с художественной литературой.
— знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорок, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;
— умение характеризовать героев сказок и сопереживать им;
— знание былинных героев.
Изобразительная деятельность.
— умение различать изделия народных промыслов;
— формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры русского народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;
— в формировании представлений о декоративно – прикладном искусстве, его значении в жизни людей;
— умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской, Городецкой росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета в зависимости от фона изделия).
— умение использовать при лепке игрушек разные способы: конструктивный, ленточный, скульптурный.
Музыкальное воспитание.
— может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;
— знания о разнообразных характерах музыки;
— знания особенностей русских плясок;
— умение выполнять танцевальные движения, характерных для русских танцев;
— умение инсценировать (в хороводах, танцах, плясках);
— умение придумывать движения, отражающие содержание песни;
— умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;
— умение играть на русских народных музыкальных инструментах, знать и называть их.
Народные игры.
— знание и умение играть в русские народные игры.
РАЗДЕЛ IV
Механизм выполнения.
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Проект предусматривает работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к русской народной культуре в возрасте 2-7 лет.
Детский сад сотрудничает с музыкальной школой,
Общеобразовательной № 7, музеем г. Подпорожье, ДК «Онего».
С 7 лет ДК «Онего» изостудия. | С 7 лет ДК «Онего» танцев. коллектив. | С 6 лет ДК «Онего» кружок «Умелые ручки» |
Помещение краеведческ.мини-музея в ВСШ | ДМШ (театральная студия, хореография, детский хор, изостудия). | |||||
Группа, реализирующая проект «Приобщение дет.к.ист.р.н. культуры» 2-7 лет | ||||||
Посещение краеведческого музея в г. Подпорожье. | ||||||
РАЗДЕЛ V
Описание проекта.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.
Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:
— принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;
— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т.е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание воспитания включает в себя: изучение исторического прошлого России и русского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами.
Программа выполнения работ по проекту.
I этап – создание условий работы по приобщению детей к русской народной культуре.
— создание минимузея, в котором собрано большое количество предметов стариной утвари, образцов декоративно-прикладного искусства и который помогает ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня.
— центр изобразительного искусства, в котором размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Также в центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.
— театральный центр, в котором есть все необходимое для театрализованной деятельности, инсценированию сказок, обыгрывание потешек, песенок.
— музыкальный центр, в котором есть полки для хранения музыкальных народных инструментов: ложки, трещотки, бубны и т.д.; стол и стулья для музицированию; элементы народных костюмов.
— Центр «Моя страна, моя Россия»,
— Центр «Моя семья», в которых размещаются фотографии детей группы, поселка, детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы, выполненные членами семьи.
Структура предметно-развивающей среды.