Программно-технические требования.

Программно-технические требования определяют требования по обеспечению:

  • устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя;
  • минимизации времени на действия пользователя; эффективного использования технических ресурсов том числе и внешней памяти);
  • восстановления системной области перед завершением работы программы;
  • защиты от несанкционированные действий пользователя;
  • соответствия функционирования ППС описанию в эксплуатационной документации.

Программно-технические (конструктивно-технические) требования –совокупность норм и условий, определяющих уровень технических и программных решений, структуру и показатели качества применения ППС с учетом программной реализации поставленных педагогических целей и задач обучения.

Педагогические программные средства должны быть в достаточной степени конструктивно универсальны, а именно:

  • быть машинно-независимыми, т.е. ориентированными на наиболее распространенные комплекты учебной вычислительной техники, что обеспечивает преемственность программного и информационного обеспечения;
  • быть жизнеспособными, т.е. обладать возможностью расширения и развития;
  • основываться на единых принципах конструирования педагогических программных средств для комплекса программ;
  • базироваться на модульном принципе построения программных средств, что позволяет сформировать различные структурные схемы ППС и отдельных типовых блоков-модулей.

При разработке педагогических программных средств должны использоваться достаточно распространенный язык программирования и единая методика подключения программ к базе данных, единая на весь период работы учащихся с ППС.

Помимо подгруппы требований конструктивной универсальности следует выделить группу требований, отражающих полноту использования возможностей данного комплекта учебной вычислительной техники. В частности, имеется в виду необходимость построения динамических изображений; использования крупных планов изображения, отражающих содержание учебного материала и его смысловую направленность; применения цвета; экономного использования памяти и т.п.

Подгруппа требований надежности педагогических программных средств. ППС считается надежным, если:

  • при его работе отсутствует блокировка какого-либо рабочего места или КУВТ в целом;
  • на его работу не влияют некорректные действия преподавателя или учащегося (например, неверное нажатие клавиш);
  • существует возможность его останова в любой момент без сбоя, а время приведения КУВТ в рабочее состояние в случае сбоя программы не превышает 10с;
  • загрузка, начало выполнения программы и выход из нее осуществляются стандартным образом, предусмотренным для используемых КУВТ и операционной системы:
  • после окончания работы с данным ППС восстанавливается системная область (функциональные ключи, размеры экрана, цвет, сеть и т.п.);
  • имеется возможность осуществления демонстрационного прогона ППС с указанием значения вводимых параметров, что позволяет достаточно просто оценить его возможности и характеристики;
  • существует возможность пересылки данного ППС по локальной сети, когда позволяют параметры используемых КУВТ и базового программного обеспечения.

Существуют подгруппы конструктивно-технических требований, которые перекликаются с психолого-педагогическими требованиями к ППС, но в отличие от последних они ориентированы на разработчика-программиста. К этим подгруппам относятся требования по повышению эффективности труда преподавателя и учащегося.

На эффективность труда преподавателя влияют:

  • надежность педагогического программного средства;
  • удобство и простота его использования;
  • наличие в ППС блока сбора и документирования основных параметров и показателей процесса обучения;
  • наличие в ППС блока обработки статистического материала о процессе обучения;
  • присутствие в ППС простых, доступных для преподавателя средств коррекции учебного материала в ходе его опытной апробации (ППС должно иметь средство пополнения своего запаса знаний).

В связи с тем, что основным пользователем педагогического программного средства является учащийся, которого при работе с ППС по общеобразовательным (помимо Информатики и ЭВТ), общетехническим дисциплинам и предметам профессионального цикла меньше всего интересуют технические особенности используемого КУВТ (клавиатура, регистры т.п.), педагогическое программное средство должно быть ориентировано на неподготовленного пользователя, т.е.:

  • осуществлять непосредственный и удобный обмен сообщениями управляющего и информационного характера между учащимися и ПЭВМ;
  • выдавать развернутые вспомогательные сообщения при ошибочных его действиях;
  • своевременно выводить на экран дисплея получаемую от пользователя информацию;
  • обеспечивать проверку всех входных данных на синтаксис и достоверность;
  • обеспечивать, по возможности, время обдумывания ПЭВМ ответов или обработки команд пользователя не более 2-3с;
  • объяснять свои действия, при замедленной реакции ПЭВМ на вводимые пользователем команды, с помощью вывода на экран успокаивающего текста;
  • предоставлять пользователю возможность получения справочной информации в любой точке программы с последующим возвращением в точку прерывания;
  • организовывать диалог для учащегося с различным уровнем подготовки работы на ЭВМ (т.е. диалог с разным уровнем подробности);
  • не изменять терминологию и язык общения в пределах данного программного средства иди группы ППС по данной теме.

Type


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: