Прохождение практики на галерном флоте в венеции

Сингх С.

Гардемарины Петра I в Венеции и Испании

Большинство современных людей знают о гардемаринах по известному и полюбившемуся советским зрителям фильму «Гардемарины, вперед!», рассказывающему о жизни и приключениях веселых, романтичных и патриотично настроенных юношей. Я бы хотел остановиться на одной из сторон их жизни и реконструировать процесс прохождения ими заграничной практики. Исследователями достаточно освещен процесс обучения в стенах Навигацкой школы и Морской академии. Однако не полно раскрыта проблематика формирования системы прохождения заграничной морской практики.

На рубеже XVII -XVIII веков стало очевидным, что оторванность России от морских путей мешает ее дальнейшему развитию. Порт Архангельск был единственным связующим звеном с другими странами и мировыми морскими коммуникациями. Поэтому царь Петр I ставил одной из главных своих задач необходимость возвращения стране морских побережий.

Началось массовое строительство военных кораблей. Но практически не было русских военно-морских специалистов. Было приглашено большое количество иностранных кораблеводителей, кораблестроителей, инженеров и других морских специалистов. После «Нарвской конфузии», где офицеры-иностранцы показали себя не с лучшей стороны, появилась насущная необходимость выучить своих специалистов[1].

Стоит отметить, что в первой половине XVIII века дворяне во флот явно не стремились[2]. Разумеется, были и энтузиасты, романтики, увлекавшиеся морем, и люди, желавшие выслужиться перед царем, но подавляющее большинство молодых людей стремилось не попасть во флот. Ведь для большей части русского населения корабли и море – это было что-то совершенно незнакомое и пугающее.

Кроме того, для подготовки сухопутного офицера тогда все же требовалось получить несколько меньше знаний, особенно если ты не артиллерист, а, например, кавалерист или пехотинец. Морскому офицеру приходилось сложнее, ведь парусный корабль – сложное инженерное сооружение, управление которым требует больших знаний и навыков, вне зависимости от того, военное это время или мирное. И чтобы стать морским офицером, по возвращении из-за границы надо было сдать экзамен. Петр I прекрасно понимал, кто такой моряк и каким он должен быть, и лично принимал экзамен у многих вернувшихся.

Кроме того, по окончании обучения и практики будущий офицер должен был получить соответствующие свидетельства от капитана или адмирала, под командованием которого служил, без которых «возвращение бесполезно»[3]. Сложность обучения вкупе с опасностями моря делали морское обучение крайне не привлекательными для «знатных особ», и многие из них старались откупиться от этой участи[4]. Петр I нередко с пониманием относился к подобным «откупам», вероятно, считая, что с этих пусть «хоть шерсти клок», чем получить за границей очередных лодырей и никудышных моряков. Разрешив такой вариант, царь не оставлял без внимания этих людей: «…ежели платить не станут, взяты будут в приказ и держаны»[5]. Но, так или иначе, Петру I удавалось посылать на обучение морскому делу молодых людей в Европу.

14 января 1701 года в Москве по указу царя была открыта Навигацкая школа, но из ее стен выходили люди с разным уровнем подготовки. А процесс прохождения практики не был упорядочен, и нередко за границу отправлялись плохо подготовленные люди, которым приходилось срочно подстраиваться и добывать практические знания по астрономии, учиться управлять кораблем, руководить экипажем, разбираться в кораблестроении и т.д. Навигаторы в основном нанимались волонтерами на корабли разных стран и год за годом бороздили морские просторы. Один и тот же практикант мог перемещаться от Испании до Венеции, от Норвегии до Португалии, от Англии до Египта и т.д.[6] Каждый из них устраивался, как мог, и получил абсолютно разный опыт.

В 1715 году в Санкт-Петербурге открылась Морская академия. Именно ее выпускников Петр I повелел называть гардемаринами. «Звание Гардемаринское, и самое слово Гардемарин, взято с французскаго Garde de Marine, морской страж, или морской гвардеец. В нашем флоте Гардемаринское звание служило переходом от ученика Морской Академии – воспитанника, не состоявшего в действительной службе, к чину мичмана унтер-офицерского ранга, из которого уже производили в офицеры»[7]. Эти люди уже были теоретически подготовлены, а их заграничное обучение было организовано значительно лучше.

Прохождение практики на галерном флоте в Венеции

В Венеции будущие русские морские офицеры обучались морскому делу на гребном флоте. Почему же это было так необходимо в парусную эпоху.

В XVIII веке в Европе сформировался парусный флот в том окончательном виде[8], в котором он просуществует до «паровой эпохи». На верфях в ряде стран строились десятки парусных кораблей. Но помимо них в некоторых флотах были и гребные корабли.

Галеры на тот момент остались лишь в двух районах: Балтийском, где шхеры и фьорды сильно затрудняли движение парусников, и Средиземноморском, в котором галеры в основном применялись испанцами, итальянцами и турками (а эпизодически и французами) в основном вокруг многочисленных островов, где маневренность затруднена.

Что же такое галера? Галера – многовесельный боевой корабль. Ее корпус был длинным и узким, чтобы развивать достаточную скорость. Артиллерия располагалась лишь на баке (возвышении на носу). А значит, прицеливание осуществлялось поворотом всего корабля[9]. Главным отличием от парусных кораблей была независимость от ветра, лучшая маневренность и небольшая осадка – то есть они могли ходить на мелководье. Большую часть экипажа составляли гребцы, все весла использовали только в бою или при выходе из гавани. В остальных случаях гребцы работали в 3 смены. Руководил гребцами комит (его можно назвать помощником капитана по делам гребцов), он занимался их продовольствием, выплачивал жалование и т.д. Комиту задавал такт гребцам свистом. Кроме них в составе экипажа были и другие должностные лица (например, писарь, хирург и т.д.) и несколько десятков солдат[10] – ведь главным оружием галеры был абордаж. Для управления парусами, швартовых и иных работ на корабле было около 10-20 матросов.

Строительство галер в России началось еще до второго Азовского похода (1696) на воронежских верфях. К концу Северной войны на русских верфях было построено 305 галер и скампавей[11]. Анализ действий российского флота в Северной войне показывает, что в двух из трех ключевых морских сражений победа была одержана силами гребного флота[12]. Корабельный[13] же флот играл в первую очередь роль престижа страны, но в реальных боевых действиях участвовал не так много[14], основную тяжесть войны на себе вынес гребной флот.

Иван Федосеевич Боцис командовал русским гребным флотом в 1702-1714 годах. В течение 17 лет[15] он служил на венецианских галерах, где и стал признанным специалистом как в галерном, так и в корабельном флоте. Поступив на российскую службу, И.Ф. Боцис смог профессионально оценить состояние флота и особенно экипажей: «…имею офицеров и матросов на галерных судах, не знающих своего дела»[16]. Вероятно, он и порекомендовал отправить молодых русских дворян в Венецию, чтобы там подготовить собственных специалистов для гребного флота.

Венецианская республика постоянно вела боевые действия с Оттоманской Портой в течение трехсот лет (1423-1718)[17]. Следовательно, за это время венецианцы смогли досконально изучить особенности устройства и тактики применения кораблей турецкого флота, особенно галер.

Было бы неверно утверждать, что венецианский и турецкий флоты полностью состояли из галер. C XVII века у них было уже немало парусных, а особенно парусно-гребных кораблей. У русских же знаний о средиземноморском бассейне было мало, а ведь именно там и происходили основные сражения с османами.

Поэтому Петру I было выгодно посылать гардемаринов в Венецию, поскольку те, несомненно, знали особенности данного бассейна, корабли противника и способы ведения боя. И, накопив полученный за столетия опыт, создали систему обучения морских офицеров для гребного флота[18]. Во время Великого посольства Петр налаживал взаимоотношения с венецианцами. Он искал как дипломатических союзников с турками, так и специалистов мореходов, желавших служить России или обучать морскому делу русских моряков. Для постройки галер по венецианскому образцу были приглашены и мастера-корабелы[19]. В 1696 году для обучения морскому делу в Венецию впервые были направлены молодые дворяне[20] (как собственно и в Англию и Голландию). Но так как они не имели никакой предварительной подготовки, то, следовательно, их обучение не могло быть практикой в прямом смысле этого слова.

Весной 1716 года пришли ответы на запросы о прохождении практики в Англии, Франции и Венеции. И царь постановил произвести отбор «лучших дворянских детей и привезть в Ревель»[21]. Там их должно собраться 60 человек, после чего они должны быть разделены на три группы по 20 человек для отправления в Англию, Францию и Венецию[22]. После этого Ф.М. Апраксин приказал А. А. Матвееву, возглавлявшему в то время Морскую академию[23], отобрать «лучших пород и пожиточных 60 человек»[24]. Интересно, что отправиться в Европу они должны были не на военных кораблях, а на транспортных гражданских. А если к их отплытию не успеют собраться гардемарины, то навигаторов отправят на военных шнявах Диане и Наталии[25] до Риги, а оттуда на подводах до Мемеля, откуда уже на случайных судах «до Мекленбургской земли»[26].

Однако жизнь, вероятно, внесла свои коррективы в столь хорошо подготовленный план. И согласно имеющимся данным гардемарины со временем обнаружатся у берегов Дании. В октябре 1716 года они прибыли к Копенгагену[27], и на корабле Ингерманланд[28] Петр I лично провел смотр гардемаринам. Его итогом стал документ «Роспись гардемаринам, которые определены за море для науки навигации»[29], в котором отражены изменения в назначении гардемаринов. Благодаря этому документу, можно увидеть, как в реальных условиях менялись планы руководства по прохождению практики. 31 гардемарин должен был отправиться в Венецию, 20 во Францию, 10 в Англию. 4 гардемарина были определены «для архитектурной науки»[30], 2 дворянина были отправлены на службу на русские корабли, другие двое попросили не отправлять их в Венецию, а отправить в Англию или Голландию. 1 гардемарин смог внести значительную сумму денег, чтобы не отправляться за границу, а 1 человек не явился на смотр по болезни[31]. Таким образом, мы видим, что, не смотря на то, что гардемарины уже давно покинули Россию, но их пункт назначения и даже специализация могли меняться, самый яркий пример – четверо дворян, отправленных обучаться архитектурному ремеслу. Но главное, что, исходя из ведомости, гардемаринов получилось не 60, а 71. Но из них непосредственно отправились на место назначения (в Венецию, Францию и Англию) 61 человек. Следовательно, либо А.А. Матвееву было достаточно сложно отобрать ровно 60 достойных дворян, либо было принято решение взять большее количество гардемарин, предполагая, что отбор будет произведен лично императором на борту линейного корабля.

Весной 1717 года навигаторы прибыли в Венецию[32], где были приняты на военные галеры в качестве волонтеров и разделены по одному человеку на галеру «ради обучения итальянского языка и для лучшей практики навигации»[33]. Но тут неожиданно выяснилось, многие из гардемарин были бедны, 15 человек не смогли заплатить за свой проезд до Венеции, из них 9 человек не имели средств на пропитание. И русский агент в Венеции П.И. Беклемишев старался из собственных средств как-то им помочь[34].

Стоит отметить, что примерно в это же время на обучение «галерному делу» по предписанию Государя были отправлены лучшие гардемарины, обучавшиеся во французской Морской академии[35]. Можно предположить, что Петр I хотел получить «галерных» специалистов, обученных как по итальянскому, так и по французскому образцам. К сожалению, в рассматриваемых нами источниках не осталось сведений о дальнейшем прохождении практики на галерах во Франции, известно лишь, что один из них, А.Г. Жеребцов, служил подпоручиком во французском галерном флоте вплоть до 1728 г.[36]

С началом службы на венецианских галерах в качестве волонтеров дело немного изменилось, им стали выплачивать жалование, но оно было настолько скудно, что даже на поддержание одежды не было средств. В конце лета они были вынуждены написать государю прошение, где описывали свое бедственное положение: «просим В.В. да повелит Державство Ваше нам рабам Твоим определить Свое Государево жалование на одежду»[37]. Царь небольшое количество средств выделил, и одежда у них появилась.

Первые несколько месяцев гардемарины, вероятно, были в заливе недалеко от Венеции, где под начальством опытного командира проходили курс навигации, управления галерами, основам практической навигации (подобную подготовку проходили будущие венецианские морские офицеры[38]) и итальянскому языку. После данного краткого курса они отправились в ряды действующего флота.

1717 год был заключительным в турецко-венецианских войнах. Венецианский флот активно действовал в Ионическом море. И русским гардемаринам помимо решения повседневных задач (патрулирование, перевозка и т.д.), удалось поучаствовать в морских сражениях с турками. Они получили обширный и ценный навык управления галерами, опыт проведения абордажей[39] и перехвата торговых судов, они участвовали во взятии турецких крепостей и городов. Все это подтверждено аттестатами, выданными после окончания боевых действий адмиралом гардемаринам[40].

В мае 1718 года был подписан Пожаревацкий мирный договор, и гардемарины остались не у дел[41]. Содержание флота требует серьезный материальных затрат государства, и как только исчезает целесообразность содержания крупных морских сил, флот стараются сократить. Старые корабли списываются, часть новых отправляют на консервацию[42], а морские экипажи сокращаются. Для XVIII века были характерны «волонтеры»[43], приходившие на корабли разных государств в начале боевых действий и покидавшие флот после их окончания. И русские гардемарины были сокращены из флота и быстро оказались в нищете, вплоть до того, что не было средств для пропитания: «…и уже в долгах и в бедности обретаются и живут, что зазорно отчасти для российской славы»[44]. Необходимо было либо отправить гардемаринов домой, либо найти им другое место прохождения практики.

Подводя итог прохождению гардемаринами практики в Венеции, можно выделить следующие полученные навыки, знания и умения:

— знание итальянского языка (хотя бы азов морского итальянского, но некоторые из гардемаринов хорошо выучили итальянский язык[45]);

— знания об устройстве галер и умение ими управлять;

— навигационная практика и знание средиземноморской гидрологии;

— богатый опыт по ведению морского боя и десантных операций.

Таким образом, гардемарины в Венеции получили всестороннюю подготовку по управлению гребным флотом и опыт военно-морских боевых действий.

Однако история эта имела продолжение.

✔Что если умереть на режиме практике в Granny? Гренни?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: