Психолого-педагогическая программа развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

Эмоционально-волевая сфера личности каждого ребенка не имеет аналогов. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя. Каждый ученик по-своему реагирует на один и тот же психический процесс, так у одного незнакомая ситуация может вызвать эмоциональный подъем, а у другого грусть и апатию. Волевая сфера также является важным компонентом психики ребенка, поскольку неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Главной функцией развития воли выступает усиление мотивации к обучению и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.

К сожалению, не все дети, по разным причинам, могут воспринимать и понимать чувства окружающих, например «у детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью или моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям».

В связи с этим, мы рассмотрим методики разных авторов, которые направлены на исследование и изучение эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

Проведенный анализ диагностического инструментария, позволяет нам выделить следующие методики, направленные на исследование и изучение эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста:

1) методика «Определение уровня саморегуляции» (Н.А. Мишина);

2) методика «Исследование уровня мобилизации воли» (Ш.Н. Чхарташвили);

3) тест «Автопортрет» (В.В. Ветрова);

4) методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго).

Рассмотрим более подробно данные методики.

Методика «Определение уровня саморегуляции» (автор Н.А. Мишина).

Цель данной методики: изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников.

Оборудование и материалы: в качестве стимульного материала используются образец, представленный в приложении и простой карандаш.

Инструкция к проведению: детям предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:

1) пиши палочки и черточки в такой же последовательности;

2) правильно переноси их с одной строчки на другую;

3) не пиши на полях;

4) пиши не в каждой строчке, а через одну».

Время выполнения задания 5 минут.

Обработка данных. Анализ проводится по следующим критериям:5 баллов — ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно. 4 балла — по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть. 3 балла — ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен. 2 балла — ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен. 1 балл — ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.

Методика «Исследование уровня мобилизации воли» (автор Ш.Н. Чхарташвили).

Цель: определение уровня мобилизации воли младшего школьника.

Инструкция к проведению: «Вот альбом. В нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок: сначала на нижние, потом на верхние. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя» (последнее слово интонационно выделяется). Правильность выполнения задания фиксируется педагогом по направлению взгляда испытуемого.

Оборудование и материалы: альбом с изображением картинок и кружков представленный в приложении, простой карандаш и чистый лист.

Обработка результатов. Анализ выполнения проводится по следующим критериям: 10 баллов — высшая оценка. Ставится в том случае, если ученик при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижает оценку на 1 балл. Высокий уровень — 9-10 баллов. Средний уровень — 6-8 баллов. Очень низкий уровень — 1-2 балла.

Тест «Автопортрет» (автор В. В. Ветрова).

Цель: диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности — самооценка, невротические реакции, тревожность, страх, агрессивность.

Оборудование и материалы: чистый лист бумаги, простой карандаш.

Инструкция к проведению: детям предлагается нарисовать самих себя в полный рост.

Обработка результатов.

Интерпретация результатов данного теста представлены в приложении.

Интерпретация результатов

Признак Критерии признака
1 — самооценка (расположение рисунка на листе) 1.1 в центре — адекватная; 1.2 в верхней части листа — завышенная; 1.3 в нижней части листа — пониженная.
2 — интеллектуальная и социальная адекватность (голова) 2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова — интеллектуальная и социальная адекватность; 2.2 большая голова — высокие интеллектуальные и социальные притязания; 2.3 маленькая голова — интеллектуальная и социальная неадекватность.
3 — контроль над телесными влечениями (шея) 3.1 нормальная шея — адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями; 3.2 длинная шея — потребность в защитном контроле; 3.3 короткая шея — поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям; 3.4 отсутствие шеи — отсутствие контроля.
4 — местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище) 4.1 нормальное, пропорциональное туловище — равновесие потребностей и влечений; 4.2 маленькое туловище — отрицание потребностей и влечений; 4.3 большое, крупное туловище — неудовлетворенность осознаваемыми влечениями; 4.4 отсутствие туловища — потеря схемы тела, отрицание телесных влечений.
5 — чувствительность к критике, общественному мнению 5.1 большие уши — повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику; 5.2 большие глаза — повышенная чувствительность к критике.
6 — тревожность 6.1 сильный нажим; 6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность); 6.3 перерисовка и стирание; 6.4 заштрихованные волосы (беспокойство); 6.5 руки прижаты к телу.
7 — страхи 7.1 интенсивная штриховка; 7.2 обведение контура; 7.3 затушеванные зрачки.
8 — агрессивность 8.1 сильный нажим; 8.2 жирный контур рисунка; 8.3 ноги расставлены; 8.4 видны зубы (вербальная агрессия); 8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность); 8.6 подбородок увеличен и акцентирован; 8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия — самозащита); 8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости; 8.9 оружие.
9 — выраженная защита 9.1 улыбка; 9.2 руки за спиной или в карманах; 9.3 человек изображен в профиль (замкнутость).
10 — эгоизм, нарциссизм 10.1 пишет свое имя; 10.2 крупный рисунок; 10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе).
11 — депрессия 11.1 рисунок в нижней части листа; 11.2 слабый нажим и контур; 11.3 скованная, статичная поза; 11.4 эскизный контур.
12 — зависимость (в том числе и от матери) 12.1 крупный (красный) рот; 12.2 пуговицы по центральной оси; 12.3 маленькие ступни и ладони; 12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины; 12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины.
13 — эмоциональная незрелость, инфантилизм 13.1 глаза без зрачков; 13.2 опускание шеи; 13.3 детские черты лица; 13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда.
14 — демонстративность 14.1 длинные ресницы; 14.2 волосам уделено много внимания; 14.3 выделенные крупные губы; 14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная; 14.5 макияж и украшения.

Методика «Эмоциональные лица» (автор Н. Я. Семаго).

Цель: оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка.

Оборудование и материалы: в качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии представленные в приложении.

Инструкция к проведению: процедура проведения исследования в полном объеме состоит из трех последовательных этапов.

1-й этап: предъявление для опознания эмоциональных состояний 1-й серии изображений (схематичные изображения). Ребенку предъявляются схематичные изображения лиц, раскладываемые в случайном порядке перед ребенком. Раскладка производится так, чтобы все изображения находились в поле зрения ребенка.

Инструкция 1: «Посмотри на эти рожицы и скажи, какое у каждой настроение».

2-й этап: предъявление реальных фотографических изображений (в соответствии с полом ребенка). На этом этапе ребенку предъявляются изображения 2-й серии: реальные фотографии. При этом предъявляются фотографии, соответствующие полу ребенка.

Инструкция 2 (модифицируется в зависимости от пола ребенка): «Теперь я тебе покажу другие картинки, на которых изображен мальчик (девочка). Посмотри на эту фотографию, как ты думаешь, какое настроение у этого (этой) мальчика (девочки)?».

3-й этап: придумывание истории по какому-либо изображению. Ребенку предлагается придумать рассказ, историю по какому-либо из предъявляемых ранее реальных изображений. Для этого реальные изображения раскладываются в том же порядке (слева — направо), как они проводились на первом этапе обследования, или просто даются ребенку в руки с предложением разложить их самому.

Инструкция 3: «Посмотри снова на эти картинки. Выбери одну из них, какая тебе больше нравится и попробуй придумать рассказ о том, что могло вызвать такое настроение мальчика (соответственно, девочки), почему он это чувствует».

Обработка результатов. «Высокий уровень — развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний. Средний уровень — ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого. Низкий уровень — задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе».

Таким образом, описанные психологами-педагогами методики, такие как: методика «Определение уровня саморегуляции», методика «Исследование уровня мобилизации воля», тест «Автопортрет», методика «Эмоциональные лица» помогут выявить эмоционально-волевую сферу, определить уровень мобилизации воли, продиагностировать бессознательные эмоциональные компоненты личности (самооценку, невротические реакции, тревожность, страх, агрессивность), оценить возможность адекватного опознания эмоционального состояния младших школьников.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего младенческого возраста


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: