Работа над предложением, текстом

ТЕМА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

1. Спишите текст. Расставьте знаки препинания.

В доме жили три медведя один медведь был отец звали его Михаил Иванович он был большой и лохматый медведица была поменьше звали её Настасья Петровна третий был медвежонок звали его Мишутка

2. Составьте и запишите предложения из групп слов.

поздняя, наступила, осень
идут, часто, дожди, холодные
грязь, на, улицах, лужи, и
опадают, с, листья, кустов, и, деревьев
края, птицы, в, улетели, тёплые

цветут, в, яблони, весеннем, саду
белые, шмели, над, летают, цветами
листочками, шелестит, лёгкий, нежными, ветер и

3. Спишите предложения. Подчеркните главные члены.

Ласточка летела над высокими горами.
Дюймовочка любовалась прекрасными местами.
На берегу озера стоял белый дворец.

Выпишите из предложений словосочетания с вопросами.

Тема: Правописание буквосочетаний

жи-ши, ча-ща, чу-щу

1.Измените слова так, чтобы они называли много таких же предметов.

лыжа — … ухо — …
мышь — … лужа — …
шалаш — … камыш — …
уж — … малыш — …
стриж — … морж — …
карандаш — … груша — …

Запишите образованные слова.

2. Запишите.

Название птицы — ..йка.
Название посуды — ..шка.
Название рыбы — ..ка.
Порода собаки — ов..рка.
Название растения — ..вель.
Место, где отдыхают летом,— да.. .
Густая, непроходимая часть леса — ча.. .

ТЕМА «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
И ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»

1. Запишите однокоренные слова группами.

Снег, цветник, звонкий, снеговик, садик, звон, рассада, садовник, цветной, звонить, сад, цветёт, снежок, цветок, снежинка, цвет, звонок, посадить, снегурочка, звоночек.

2.Запишите однокоренные слова группами, выделите корень.

Засолка, дворовый, полёт, соль, поход, летать, двор, солёный, ходить, дворник, лётчик, посолить, обходить, перелётные, переходы, задворки, ходики, летучий, пересолить.

3. Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.

Пришла (…) в..сна. На (…) р..ке растаял лёд. (…) В..да (…) зат..пила (…) б..рега.

В (…) с..сновом (…) б..ру (…) з..мля ещё покрыта (…) сн..гом. Но скоро (…) заз..ленеют (…) д..ревья. На лугах (…) зап..стреют (…) цв..ты.

4. Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы.

Белый аист — б..льшая птица. Люди подружились с ним очень д..вно. Аист строит гн..здо на крышах дер..венских д..мов. Ос..нью птицы пол..тят на юг, а в..сной вернутся в свои ж..лища.

5. Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.

Вдруг налетел (…) ре..кий ветер. Закачались (…) ги..кие веточки. (…) Затр..петали листочки. На (…) доро..ки сада упали первые капли (…) д..ждя.

Тексты для написания диктантов, списывания, изложения.

Встреча весны

На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. С макушки ели свалилась тяжелая белая шапка. Во все стороны полетела снежная пыль. Она вспугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.

Слова для справок: отбрасывали, лиловые, завтрака.

Домой

Из дальнего плавания возвращался крейсер Мирный. В пути он боролся со штормом. Тяжелые гигантские волны набрасывались на него. Палуба пропадала в пене соленых брызг. Ревел ветер.
Сегодня на море тихо. Спокойная водная гладь нежилась под лучами солнца. Медленно проплывали зубцы гористого острова. Все матросы высыпали на палубу. Здравствуй, родная земля! Мы возвратились домой! Это был самый счастливый миг.

Слова для справок: крейсер Мирный, на него.

У реки

Тихо и задумчиво катила свои воды река. На берегу стоял наш шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу. Умолкали птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочками и улетел. Длинные плоты тянулись по реке за буксирами.
Наступала ночь. Луна осветила реку. Зажглись первые звездочки на небе.

Слово для справки: задумчиво.

СПИСЫВАНИЕ

Ну и рыба!

Холодная была в озере вода. Я забрел по колено, стою, топчусь на месте. Вдруг я почувствовал, что кто-то пальцы мне пощипывает.
Я нагнулся и прикрыл глаза от яркого света. Около меня кружили ерши. Я ногами воду взмутил, а они в мутной воде что-то ловили. А заодно и ноги мои на зубок пробовали ершики. Вот это встреча!

(По Н.Сладкову)

Кривая уточка

Жили-были старик со старухой. Пошли они раз за грибами в лес и нашли уточку. А та уточка была кривая. Они ее взяли и принесли домой. Дома старики сделали для уточки гнездышко из перьев.
Утром они ушли. Уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила, пирогов напекла. Пришли старики и очень удивились. В доме чисто, прибрано. Вот чудеса!

(По сказке)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение записывать текст по логически законченным частям (свободный диктант), воспроизводить готовый текст по плану, составлять и записывать собственный текст на заданную тему.

1. Свободный диктант.

Аисты

Два аиста деловито осмотрели старое свое гнездо и принялись за работу. Они таскали со всей округи ветки, сучья, камышинки. До позднего вечера трудились птицы.
Мы каждый день наблюдали за аистами. Нам стало их жалко. Федька и я накопали аппетитных красных червей за сараем и высыпали их около груши.
Аисты не торопились их съедать. Мы спрятались в кустах. Птицы мигом спустились на землю и застучали клювами.
Шло время. Аисты отъелись, окрепли. За кормом они летали на луг. Гнезда аистов уже не было видно. Груша закрыла его своей листвой.

2. Текст для обучающего изложения по плану.

В грозу

Над озером нависла черная туча. Потемнело. Я поспешил к берегу. У самой моей маски виляли хвостиками рыбешки. Они тоже спешили в тростник.
Вдруг грянул гром! Я вздрогнул, а рыбешки разом выскочили из воды. С первыми тяжелыми каплями дождя они плюхнулись в воду и завиляли хвостиками около маски. Опять гром, и опять рыбешки выскочили из воды.
Так мы доплыли до берега. Я вздрагивал от грома, а рыбешки выскакивали. У тростника я вышел из воды. Рыбешки ушли на дно. И тут хлынул ливень.

(По Н.Сладкову)

Слова для справок:

I часть – у самой, виляли, тоже;
II часть – разом выскочили;
III часть – вздрагивал, выскакивали, вышел.

Вебинар \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: