— Обратимся к словарю синонимов. Назовите синонимы слова «культура».
(цивилизация)
— Какой смысл вложил автор в заголовок «Сокровищница народной культуры»?
(Запас ценностей народа)
— Какие бывают ценности, и о каких из них идет речь в заголовке?
(Материальные, духовные; в заголовке речь идет о духовных ценностях)
— Что автор рассматривает в качестве ценностей, сокровищ в данном тексте? Найдите слова, раскрывающие данное понятие.
(Язык, пословицы)
Вывод:таким образом, заголовок выражает позицию автора текста о том, что язык народа – это величайшая ценность.
5.3 Определение ключевых слов текста(слайд № 10)
— Выделите ключевые слова текста.
(Язык, культура, сокровище, народ, богатство)
— К анализу этих слов мы с вами вернемся после работы над структурой текста.
Анализ структуры текста
Определение микротем текста
-Еще одним средством выражения авторской позиции является структура текста.
— Давайте вспомним, что такое микротема? (Часть, на которую делится текст)
— Сколько микротем можно выделить в тексте? (4)
— Что характеризует каждую микротему?
(Ключевые слова)
— Выделим ключевые слова каждой микротемы (слайд № 12-14).
Микротема 1 | Микротема 2 | Микротема 3 | Микротема 4 |
· пословицы · выражение · ум · история · мировоззрение · народ | · пословицы · мудрость · поколение | · пословицы · человеческие отношения | · пословицы · изучение · культура |
— Зачем автор вводит несколько микротем?
(Каждая из них характеризует аспект значимости пословиц как богатства народа, работает на раскрытие главной темы в разных аспектах)
5.4.2 Составление плана текста
-Составьте план текста (слайд № 15)
1. Пословицы – форма выражения народной истории.
2. Пословицы – мостик от одного поколения к другому.
3. Пословицы – зеркало человеческих отношений.
4. Пословицы – богатство народной культуры.
Составление логико-структурной схемы текста.
— Давайте составим логико-структурную схему текста, связав ключевые слова между собой (слайд № 16).
-Итак, какие у нас слова ключевые для текста в целом?
(Язык, культура, сокровище, народ, богатство)
— Какое из этих слов характеризуется на протяжении всего текста? (язык)
— Какие из ключевых слов характеризуют язык? Как оценивается язык в данном тексте? В качестве чего? (богатство)
— Почему язык – это богатство (характеризуем все через ключевые слова)? (Богатство потому, что это сокровищница)
— Сокровищница чего? (мысли, опыта народа)
— Как в этой цепочке связаны слова язык и пословицы?
(Пословицы – форма функционирования языка)
— Какую функцию выполняют пословицы?
(Пословицы – это:
- копилка народной истории,
- мостик между поколениями,
- зеркало человеческих отношений)
— Чем являются пословицы благодаря указанным функциям?
(Богатством народной культуры)
— Сложив все, сформулируйте аргумент: почему язык – это богатство народа?
Вывод:Язык — это своеобразное хранилище культуры русского народа, его истории, отражение его представлений о добре и зле, смысле жизни… Язык – это святыня народная, которую каждый должен знать и беречь. Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа.
Определение стиля текста
-Давайте определим, к какому стилю относится текст? Каковы признаки публицистического стиля? (слайд № 17)
Анализ изобразительно-выразительных средств
Работа со схемой
— Поскольку текст принадлежит к публицистическому стилю, то в нем автор активно использует изобразительно-выразительные средства .
Изобразительно — выразительные средства языка(слайд № 18) тропы фигуры речи синтаксические возможности языка фонетические возможности языка лексические возможности языка морфологические возможности языка |
— Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?
Работа с таблицей
— Давайте посмотрим на таблицу изобразительно-выразительных средств языка, какие мы не упомянули?
— На основании этой таблицы в зависимости от знания и понимания вами того или иного типа средств, напротив каждого поставьте знак:
Знаю и понимаю, легко нахожу в тексте | ! |
Знаю, понимаю, испытываю трудности при нахождении в тексте | + |
Не знаю | — |
Возник вопрос | ? |
— Скажите, какие из данных средств доминируют в тексте М.А. Шолохова?
(Лексические)
Работа с текстом