Работа со словарем синонимов

— Обратимся к словарю синонимов. Назовите синонимы слова «культура».

(цивилизация)

Какой смысл вложил автор в заголовок «Сокровищница народной культуры»?

(Запас ценностей народа)

Какие бывают ценности, и о каких из них идет речь в заголовке?

(Материальные, духовные; в заголовке речь идет о духовных ценностях)

— Что автор рассматривает в качестве ценностей, сокровищ в данном тексте? Найдите слова, раскрывающие данное понятие.

(Язык, пословицы)

Вывод:таким образом, заголовок выражает позицию автора текста о том, что язык народа – это величайшая ценность.

5.3 Определение ключевых слов текста(слайд № 10)

— Выделите ключевые слова текста.

(Язык, культура, сокровище, народ, богатство)

— К анализу этих слов мы с вами вернемся после работы над структурой текста.

Анализ структуры текста

Определение микротем текста

-Еще одним средством выражения авторской позиции является структура текста.

— Давайте вспомним, что такое микротема? (Часть, на которую делится текст)

— Сколько микротем можно выделить в тексте? (4)

— Что характеризует каждую микротему?

(Ключевые слова)

— Выделим ключевые слова каждой микротемы (слайд № 12-14).

Микротема 1 Микротема 2 Микротема 3 Микротема 4
· пословицы · выражение · ум · история · мировоззрение · народ · пословицы · мудрость · поколение · пословицы · человеческие отношения · пословицы · изучение · культура

— Зачем автор вводит несколько микротем?

(Каждая из них характеризует аспект значимости пословиц как богатства народа, работает на раскрытие главной темы в разных аспектах)

5.4.2 Составление плана текста

-Составьте план текста (слайд № 15)

1. Пословицы – форма выражения народной истории.

2. Пословицы – мостик от одного поколения к другому.

3. Пословицы – зеркало человеческих отношений.

4. Пословицы – богатство народной культуры.

Составление логико-структурной схемы текста.

— Давайте составим логико-структурную схему текста, связав ключевые слова между собой (слайд № 16).

-Итак, какие у нас слова ключевые для текста в целом?

(Язык, культура, сокровище, народ, богатство)

— Какое из этих слов характеризуется на протяжении всего текста? (язык)

— Какие из ключевых слов характеризуют язык? Как оценивается язык в данном тексте? В качестве чего? (богатство)

— Почему язык – это богатство (характеризуем все через ключевые слова)? (Богатство потому, что это сокровищница)

— Сокровищница чего? (мысли, опыта народа)

— Как в этой цепочке связаны слова язык и пословицы?

(Пословицы – форма функционирования языка)

— Какую функцию выполняют пословицы?

(Пословицы – это:

  • копилка народной истории,
  • мостик между поколениями,
  • зеркало человеческих отношений)

— Чем являются пословицы благодаря указанным функциям?

(Богатством народной культуры)

— Сложив все, сформулируйте аргумент: почему язык – это богатство народа?

Вывод:Язык — это своеобразное хранилище культуры русского народа, его истории, отражение его представлений о добре и зле, смысле жизни… Язык – это святыня народная, которую каждый должен знать и беречь. Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа.

Определение стиля текста

-Давайте определим, к какому стилю относится текст? Каковы признаки публицистического стиля? (слайд № 17)

Анализ изобразительно-выразительных средств

Работа со схемой

— Поскольку текст принадлежит к публицистическому стилю, то в нем автор активно использует изобразительно-выразительные средства .

Изобразительно — выразительные средства языка(слайд № 18) Работа со словарем синонимов
тропы фигуры речи синтаксические возможности языка фонетические возможности языка лексические возможности языка морфологические возможности языка

— Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

Работа с таблицей

— Давайте посмотрим на таблицу изобразительно-выразительных средств языка, какие мы не упомянули?

— На основании этой таблицы в зависимости от знания и понимания вами того или иного типа средств, напротив каждого поставьте знак:

Знаю и понимаю, легко нахожу в тексте !
Знаю, понимаю, испытываю трудности при нахождении в тексте +
Не знаю
Возник вопрос ?

— Скажите, какие из данных средств доминируют в тексте М.А. Шолохова?

(Лексические)

Работа с текстом

Словарь синонимов наш лучший друг


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: