Раздел 1. разрешено ли женщинам посещать могилы своего населенного пункта?

Урок №30 Акыда (Исламское вероубеждение). (Обязательный к изучению урок).

Уроки по книге Приближение к ширку и отдаление от таухида в Булгаре.

Автор книги: Руслан абу Ибрахим.

Глава 15. О посещении могил женщинами.

Содержание:

Раздел 1. Разрешено ли женщинам посещать могилы своего населенного пункта?

Раздел 2. Разрешается ли женщине посещать могилы постоянно и периодически.

Раздел 3. Выезд женщины в путь без близкого человека (махрам).

Раздел 4. Запрет на совместное пребывание мужчин и женщин.

Глава 15. О посещении могил женщинами.

Из прочитанных ранее глав стало ясно, что существует разница между посещением могилы своего населенного пункта и отправлением в путь для посещения могил вне населенного пункта.

Проблема в том, что организаторы поездок в Булгар совершенно не обращают внимания на то, что большинство ученых, в том числе и имам Абу Ханифа, запрещают женщине выходить в любой путь без близкого родственника, даже если этот путь дозволен сам по себе, как, например, добровольный Хадж. [См. «Хашия ибн ‘Абидин» 2/465].

А что сказать, если этот путь еще и запрещен в основе, как путь к посещению могил?! А что сказать, если этот путь преодолевается совместно с посторонними мужчинами и приводит к тому, что мужчины и женщины перемешиваются вместе в одном месте?! А что сказать о том, что эти женщины ездят в Булгар и Билярск ежегодно?!

Где же мужья этих женщин, где их братья, отцы, сыновья??! Неужели их сердца уже совершенно лишились ревности так, что они отпускают своих женщин, опекать которых им приказал Аллах, вместе с совершенно чужими им мужчинами, туда, где они проводят вместе целый день?! Если уж организаторы этих поездок совершенно лишились стыда и скромности, махнув рукой на все запреты Аллаха, Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), а также имамов своего мазхаба, к которому они себя приписывают, то ведь родственники этих женщин должны задуматься о своих женщинах?!

Если же кто-то скажет, что в Булгар ездят только женщины пожилого возраста, то ответом будет следующее:

1Это неправда, так как в Булгар ездят женщины разных возрастов, по крайней мере, минимальный возраст нигде не обговорен.

2 Шариат не ограничивает свои запреты лишь женщинами молодого возраста.

3 Как раз женщинам пожилого возраста следовало бы постыдиться того, что, несмотря на свой преклонный возраст, они не перестают отправляться в длительные поездки, пересекая при этом разные части страны.

Это не говоря уже о том, что женщины едут в Булгар, словно на свадьбу – в нарядных платьях, нанеся макияж и косметику, надушившись благовониями, и одев туфли на каблуках.

И если бы не боязнь затянуть эту главу, я непременно привел бы доводы на запретность каждого из этих деяний в отдельности. Но оставим эту обязанность организаторам поездок в Булгар, тем более они причисляют себя к людям знающим.

Раздел 1. Разрешено ли женщинам посещать могилы своего населенного пункта?

Перед непосредственным разбором этого раздела необходимо отметить, что если выход женщины к кладбищу приведет к нарушению прав ее мужа, или к смешению мужчин и женщин, или женщина выходит для пустого времяпровождения с подругами или в ее выходе будет смута для мужчин, то посещение ею кладбища запрещено без разногласий среди ученых.

Поэтому, имам Ибн аль-Хадж аль-малики сказал: «И знай, что разногласие среди ученых в вопросе разрешенности выхода женщин для посещения кладбища, касается только женщин времен сподвижниц. Что же касается ее выхода в наши времена, то не дай Аллах, чтобы хоть кто-либо из ученых или имеющих положение людей, или ревнующих за религию, мог бы высказаться о разрешенности этого». [«аль-Мадхаль» 1/251. Обратите внимание на то, что имам Ибн уль-Хадж умер около семисот (700) лет назад. Что бы он сказал, если бы увидел то, что творят женщины сегодня?!].

Также, один из имамов ханафитского мазхаба, имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: «И вывод из всего этого заключается в том, что женщине нежелательно посещать могилы, более того запрещено, потому что их выход приводит сегодня к греху и смуте». [«Умдат уль-Кари» 8/70].

Также читатель должен знать, что одним из мнений внутри самого ханафитского мазхаба является то, что посещение могил своего населенного пункта женщинами запрещено. [См. «аль-Бахр ур-Раик» 2/210; «Радд уль-Мухтар» 2/242; «Мараки аль-Фалях» с. 568].

Однако, если рассматривать вопрос посещения кладбища женщинами, во время которого не происходит ничего запретного из перечисленного выше, то наиболее достоверным является мнение о желательности посещения женщиной кладбища, если это не происходит часто или периодично.

1’Абдуллах ибн Аби Мулейка рассказывал, что однажды ‘Аиша (жена пророка (да благословит его Аллах и приветствует)) возвращалась домой с кладбища и ‘Абдуллах сказал ей: «О, матерь правоверных! Откуда ты возвращаешься?», на что она ответила: «Я навестила могилу ‘Абдуррахмана ибн Аби Бакра» [Родной брат ‘Аиши.]. Тогда он сказал: «А разве Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не запретил посещать могилы?» Она сказала: «Да, но потом он разрешил их посещение». А в одном из риваятов говорится: «Да, но потом он приказал их посещать». (Хадис достоверный; аль-Хаким 1/376; аль-Бейхакый 4/78 и др.).

2‘Аиша рассказывала: «Тогда я спросила посланника Аллаха: «Что мне говорить умершим (при посещении кладбища)?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Говори: «Мир вам верующие обитатели могил…».

(Хадис достоверный; Муслим 2256; Насаи 2037 и др.).

В этом хадисе указание на то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил ‘Аише посещение могил.

3Анас ибн Малик рассказывал: «Однажды, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо женщины, которая сидела у могилы и плакала, и сказал ей: «Побойся Аллаха и терпи». (Хадис достоверный; Бухари 1252; Муслим 2140; Ахмад 12458).

В этом хадисе указание на то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не упрекнул эту женщину за ее нахождение у могилы, но упрекнул ее за ее несдержанность.

4Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я запрещал вам посещение могил, теперь же посещайте их, ведь в этом назидание». (Хадис достоверный; Ахмад 11347; аль-Хаким 1/374-375 и др.).

В этом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не исключил женщин из общего числа тех, кому разрешил посещение могил. К тому же, женщины нуждаются в назидании не меньше мужчин.

Однако, необходимо различать вопрос посещения могил и вопрос следования за джаназой во время похорон. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил женщинам следовать за джаназой, хоть и не настаивал на этом строго.

Умм ‘Атыя рассказывала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил женщинам следовать за джаназой во время похорон, но не настаивал на этом строго».

(Хадис достоверный; Бухари 1278; Муслим 938; и др.).

Исходя из этого, следование за джаназой является нежелательным для женщин

[Три вопроса:

1) разрешено ли женщине посещать кладбище своего населенного пунка

2) разрешено ли женщине сопроваждать похоронную процессию

3) разрешено ли женщине периодическое, частое посещение могил – гораздо более подробный разбор этих вопросов приведен нами в 65-ом, а также начальной части 66-ого аудиоурока по книге «Фатх уль-Мажид».].

Хукм посещение могил женщинам | шейх Фаузан


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: