Разговорный стиль. диалог.

Работа с сюжетом

Сочинение миниатюра.

Придумать историю, в которой уместно употребить какие-либо выражение в виде: пословицы, поговорки, фразеологизма.

План работы:

1.Кто действующее лицо вашей истории?

2. К кому из них относится предложенное выражение?

3.Как этот фразеологизм характеризует указанного персонажа или ситуацию?

4. Где и когда происходит действие?

5. Что же произошло?

6. Кто дал оценку случившемуся? Как он это сделал?

7.Постройте текст в форме повествования или включите в него диалог.

Сочинение по пословице: «Курочка по зёрнышку клюёт, а сыта бывает».

Работа со схимой.

1.Главное действующее лицо — гончар. Герои второго плана — дедушка и внучек.

2.Предложенное выражение относится к гончару.

3.Фразеологизм характеризует его так. Торопиться в таком сложном деле нельзя. Иначе горшок будет испорчен. Лучше сделать несколько штук, но красивых и правильной формы.

4.Действие происходит на деревенском базаре.

5. На глазах почтенной публики, гончар делал разную посуду и продавал. А внучок решил, что гончар мало заработает за день, так как у него много времени уходит на каждую посудину в отдельности.

6.Оценку случившемуся дал дедушка. Он пояснил, что дело не в количестве, а в качестве. И указал на гончара, который в этот миг отвлёкся и слегка отпустил руки. Горшок тотчас скособочился, стал негодным для хозяйства.

Вот дедушка и отметил: мол, курочка по зёрнышку клюёт, а сыта бывает. Поэтому и гончару лучше сделать три горшка, но красивых, пригодных для работы на кухне. За такой товар никаких денег не жалко отдать.

Текст рассказа

* * * * * *

Как-то стоял в горшечном ряду гончар и товар свой продавал. А дело происходило в ярмарочный день. Вот и бродили по деревенскому базару, средь толпы, дедушка, да внучек. Мальчик заинтересовался работой гончара. Подбежал поближе, встал у гончарного круга. Смотрел-смотрел, да и говорит:

-Деда, да ведь так долго трудясь над каждым горшком, дядечка много не заработает.

Старик усмехнулся, молвил:

-Да-к ведь, курочка по зёрнышку клюёт, а сыта бывает.

И вдруг рука мастера дрогнула. Оплошал он. И горшок тотчас скособочился и стал ни на что не годным. Дедушка снова обратился к мальцу:

-Видишь, внучек, поторопился гончар, да горшок и испортил. Кому он теперь нужен? А? — опять хитро сощурился. Парнишка вздохнул и признал:

-Ты прав, дедуня, пусть мастер сделает только несколько горшков, но зато красивых.

-То-то и оно, внучек, — согласно кивнул ему дедушка….

ТЕКСТ № 2

Стала торопливая Куница шёлковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп. Весь шёлк искромсала — изрезала на лоскутки. И не то, что сарафан — платка из них не сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнёт, сюда подвинет, туда подвернёт. Всё она сообразила, всё высчитала, потом ножницы взяла. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.

Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:

-Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

-Бабушка шитью меня выучила.

-А как она тебя учила?

-Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить:

Семь раз отмерь, один – отрежь.

Сочинение по пословице

Многие известные писатели и педагоги создавали литературные произведения на пословицу.

Пословицы и поговорки стали заглавиями многих пьес А.Н Островского: “На всякого мудреца довольно простоты”, “Не в свои сани не садись”, “Старый друг, лучше новых двух” и.т.д..

Очень любил писать для детей маленькие истории, раскрывающие смысл народных пословиц, и Л.И Толстой. Вот одна из таких историй.

От добра добра не ищут

Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться.

Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге – и наскочил на волка. Волк схватил его. “Видно, и правда, — подумал заяц, что от добра добра искать не надо.

Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал”.

Сочинения по пословицам с огромным увлечением писали и ученики Л.Н Толстого – крестьянские дети. И писали их, по свидетельству Льва Николаевича, гораздо интереснее и талантливее любого взрослого.

А теперь дайте ответы на вопросы:

-Кто действующее лицо этой истории?

Что случилось с зайцем? Почему он попал в лапы волка?

Как же следует понять смысл пословицы: “От добра добра не ищут?”

Попробуйте и вы написать сочинение по пословице.

1.Друзья познаются в беде.

2.Назвался груздём, полезай в кузов.

3.Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

4.Дружба – дружбой, а служба – службой.

5.Бодливой корове бог рог не даёт.

6.Большому кораблю – большое плавание.

7. У семи нянек дитя без глазу.

8. Поспешить – людей насмешить.

9.Курочка по зёрнышку клюёт, а сыта бывает.

10. Какова Аксинья — такова ботвинья.

Подготовка к сочинению

Прочитайте пословицу, объясните её смысл.

Не выучит школа – выучит нужда ( Из собрания В. Даля).

Схема сочинения: ответь на вопросы.

1.По этой пословице напишите сочинение-повествование с элементами описания со сказочным сюжетом.

2.Определите, исходя из смысла пословицы, главное действующее лицо истории ( ученик – лодырь, неуч). Придумайте ему “говорящую” фамилию.

3. О чём должна рассказать история, которую вы сочините? Чему научить?

4.С чего всё началось? Какое событие привяло нашего героя к решению навсегда сбежать из школы?

5.Опишите день, в который это произошло( солнечный….или пасмурный, дождливый?….) Расскажите каково было на душе у лодыря.

6.Как, с кем попал герой в сказочную страну? Дайте ей название. Опишите, какой была эта страна. Что в ней было удивительного, особенного?

7.Кто населял эту страну? ( Как назывались её жители? Каковы их характеры, нравы?) Если это важно для развития действия, определите, кто правил сказочной страной; основной закон страны.

8. Какие испытания пришлось вынести герою, какие опасности преодолеть( опишите несколько ситуаций, в которых лодырю понадобились знания каких-либо наук)? Чему они его научили?

9. Чем закончилась история?

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ. ДИАЛОГ.

Задание: Составьте предложения с прямой речью, используя в авторских словах глаголы (см. ниже). Составьте связный текст в виде диалога.

Глаголы: возразить, воскликнуть, вспомнить, вставить, говорить, закричать, заметить, крикнуть, напомнить, начать, обратиться с вопросом, обратиться с просьбой, обратиться со словами, ответить, подтвердить, подумать, попросить, пояснить, прервать, рассказать, сказать, согласиться, спросить.

Прочтите текст.

……Мальчишка стал возражать:

-Да, нет же! Ты неправильно меня понял!

Петька прервал его. Отчаянно жестикулируя, начал говорить:

-Нет, ты не представляешь, что натворил?! — в изнеможении потряс головой. Сказал:

-Право слово, свяжись только с тобой!

Витька стал продолжать в прежнем духе:

-Право слово, право слово, — передразнил он. Пафосно промолвил:

-Я думал ты мне друг!

-Ну, а что было делать? — крикнули в ответ.

Рыжий Витька иронично заметил:

-Как что? Соврать! — и пояснил, — в этой библиотеке ведь ничего интересного нет, одни книги….

Петька лишь обречённо вздохнул…..

Скриптонит — Стиль


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: