Развитие артикуляции и речевого дыхания.

Речь- это способность говорить. Под способностью произносить звуки родного языка мы подразумеваем и хорошо развитую артикуляционную моторику, и речевое дыхание. Поэтому наше сегодняшнее занятие посвящено артикуляции и дыханию.

Артикуляционные движения начинают развиваться очень рано: уже с 4-месячного возраста малыш начинает подражать движениям маминых губ, пытается повторить их! С введением прикорма происходит уже более интенсивная тренировка артикуляционных мышц, а когда малыш вступает в фазу лепета и первых слов -мышцы только и делают, что тренируются! Чем больше малыш говорит, тем лучше у него получается. А умение распределить выход во время речи и набрать столько воздуха, сколько необходимо для того, чтобы сказать слово или фразу начинает формироваться уже на стадии гуления и лепета.
Оказывается, просто дышать, чтобы хорошо говорить недостаточно. Речевое дыхание – процесс более трудоёмкий, требующий специальной подготовки. И тут на помощь приходит дыхательная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики, превосходно включаются в повседневные дела малыша. Можно что-нибудь остудить: чай, суп, кисель. Причем не только когда малыш сам принимает пищу, но и в игре, для зайки, мишки. Можно что-нибудь посушить: ручки после мытья, рисунок, волосы кукле. Ваша фантазия только приветствуется. Можно кого-нибудь пожалеть: «Мишка упал, коленочку поранил. Давай зелёнкой (йодом) намажем. Ой, как щиплет. Надо подуть! (дуете) Всё, теперь не щиплет!»

Делая дыхательные упражнения, не переусердствуйте. Обратите внимание, что:

1. Не нужно делать все упражнения дыхательной гимнастики сразу! Это слишком тяжело для крохи. Одного-двух вполне достаточно.

2. Сами упражнения не стоит выполнять слишком долго! Постепенно увеличивайте длительность каждого упражнения.

3. Если у малыша что-то не получается – не переживайте! Мы ведь тоже раньше не умели ходить, говорить, кушать ложкой. Научится! С Вашей помощью и поддержкой, конечно!

4. Не забывайте об игре! Любая сказочная история, с введёнными в неё дыхательными упражнениями, поможет лучше, чем строгий голос и настоятельные просьбы!

Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох, дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Выдыхать длительно важно уметь и для произнесения гласных звуков и для согласных, а также для того, чтобы во время говорения не требовались вынужденные паузы для дополнительного добора воздуха.

Параметры правильного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот— «набираем полную грудь воздуха»;
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос(если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Развитие речевого дыхания

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки— С, 3, Ш, Ж, Р, — ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Речевое дыхание — это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной. Произнося длинные фразы, необходимо научиться делать осмысленные паузы, во время которых происходит вдох.

Тренировка речевого дыхания— это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после

того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание.

Вот примерные этапы развития речевого дыхания:

пропевание гласных звуков—А, О, У, И, Э;

длительное произнесение некоторых согласных звуков Ш,Ж,Ф,Х;

произнесение слогов на одном выдохе;

произнесение слов на одном выдохе;

произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

чтение стихотворений;

пение песенок;

выразительный рассказ, пересказ текстов.

Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности мышц губ и языка. Чтобы малыш правильно произносил все звуки, необходимо развивать подвижность мышц губ и язычка. Упражнения помогут в постановке поздних звуков [с, з, ц, ш, ж, ч, р, л] и их мягких пар и улучшат, уточнят произношение звуков раннего и среднего периода появления (гласных, [б-п-м], [т-д], [в-ф], [к-г-х] и их мягких пар).
На что стоит обратить внимание, чтобы артикуляционная гимнастика пошла на пользу?

1. С малышами до 4 лет все упражнения выполняем по подражанию и в игровой форме! Придумайте веселую сказку о Язычке, нарисуйте или сделайте из цветной бумаги героев (может получиться очень интересная книжка-самоделка), и крошка сам будет просить гимнастику!
2. Сначала потренируйтесь выполнять упражнение сами, чтобы Ваши движения были уверенными и четкими.
3. Малыши еще не умеют контролировать движения язычка и губ, поэтому играйте перед зеркалом, например, после умывания в ванной или присев рядом с зеркалом в комнате. Так крошка будет видеть не только Вашу артикуляцию, но и свою.
4. Не делайте все упражнения сразу! Достаточно 1-2 упражнений за 1 игру. Длительность занятия тоже небольшая – 1-2 минутки и переходите к другим затеям. Так малыш не устанет и сохранит интерес к упражнениям.
5. Не ждите быстрых результатов. Кроха может сразу повторить за Вами все движения губ и языка, а может и нет. Не стоит нервничать и переживать. Это – нормально.

6. Артикуляционные упражнения развивают мышцы. Поэтому для достижения хорошего результата нужны регулярные «тренировки» — делайте по 1 упражнению, но по возможности чаще.

Попробуйте вместе с малышом освоить в игре основные положения и движения язычка и губ. Они станут отличной основой для улучшения произношения. Игры на артикуляцию и речевое дыхание, буду выкладывать, как обычно. Это общие рекомендации.

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

Чтобы научить кроху делать улыбку, попробуйте изобразить лошадку. Только цоканье языком замените на протяжный звук «Иииииииии». Покажите малышу, как Вы это делаете! Улыбнитесь без напряжения, чтобы видны были верхние и нижние зубы и произнесите звук [и] несколько секунд.

Вариант «Улыбки» — «Оскал». Покажите зубки так, будто рычит собачка. Несколько секунд произносите при этом: «Ыыыыыыыы».

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

Научить этому помогут все игры с поддуванием. Например, можно изобразить ветер, вырезать несколько «снежинок» из бумаге, положить их на ладошку и сдуть. Следите за тем, чтобы губки при этом вытягивались «хоботком» вперед.

Подключите звукоподражания: «Самолет летит! У-у-у! Полетели! У-у-у!». Это сделает игру интереснее и привлекательней для малыша. Для развития подвижности губ тоже можно поиграть в «Лошадку» — сомкните губы и вытяните их немного вперед. Теперь подуйте так, чтобы губы завибрировали. Теперь сделайте это с голосом! Очень весело, правда?

3. Чередование положения губ «улыбка» — «трубочка».

Если малыш маленький, и первые 3 движения совсем-совсем не получаются, можно применить прием пассивной артикуяционной гимнастики. Своими пальцами осторожно и нежно растяните уголки губ малыша — улыбка, затем приблизьте их — трубочка.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

«Ротик, как окошко, открывается и закрывается! Открыли окошко, закрыли окошко, открыли окошко, закрыли окошко».

Варианты:

• Если открывать рот произвольно не получается, можно использовать следующий прием: роняем голову вниз — рот открывается, запрокидываем — закрывается.

• Если у малыша есть ограничения подвижности, и сам он этого сделать не может — помогаем! Опускаем нижнюю челюсть рукой и сами же закрываем ротик — тыльной стороной ладони слегка поддавливаем на подбородок снизу-вверх. Затем переходим к пассивно-активному упражнению с опусканием и запрокидыванием головы (см. предыдущее).

5. Язык широкий.

Для освоения этого навыка используем «Веселую песенку». «Язычок выглянул в окошко и запел песенку!» Положите свой язык на нижнюю губу и пошлепайте его губами. Сначала со звукам «пя-пя-пя», затем «бя-бя-бя» и «мя-мя-мя». Можете петь песенку на знакомый мотив — так интереснее и веселее. Обратите внимание малыша на то, что язычок стал плоский, как лепешка!

Варианты:

• Если у крохи сильно текут слюни — не выполняйте упражнение слишком длительно. «Пя-пя-пя» — спрятали язычок, сглотнули; «бя-бя-бя» — сглотнули, и так далее )

• Также можно поиграть «Сладкоежку»: на широкий язычок кладем что-нибудь вкусное — витаминку или сладкую крошку печенья, малюсенький кусочек яблока или сыра — просим занести в ротик и не уронить. И облизываем «усы» — широким язычком стараемся облизать верхнюю губку – можно помазать ее чем-нибудь вкусным – фруктовым пюре, медом или вареньем.

6. Язык узкий.

Сделать язычок узким помогают «Жало» (можете встретить то же упражнение, но с другим названием — «Иголочка») и «Часики». Попросите крошку потянуться язычком вперед, как можно дальше: «Вот! Как у змейки язычок! Показала змейка язычок — спрятала. Показала — спрятала. Вот какая змейка!». Когда язычок научится быть узким покажите как можно поболтать им из стороны в сторону — «У язычка часики есть, вот как тикают: Тик (язык дотрагивается до правого уголка рта) так (до левого)».

Если у крохи короткая подъязычная связка, поощряйте все попытки высунуть язык как можно дальше – это растягивает уздечку, делает ее более эластичной.

Варианты:

• Если не получается, то можете пальчиком дотрагиваться до того места, куда должен переместиться язычок

• Если получается — попробуйте поболтать язычком из стороны в сторону уже в ротике. Можно попросить малыша «Давай почистим зубки язычком». Попробуйте почистить изнутри сначала нижние зубки, а потом — верхние.

7. Чередование широкого и узкого языка.

Это движение ( и любое другое подобного вида) необходимо для улучшения переключения с одной артикуляционной позы на другую. И очень важно для правильного произношения звуков в словах. Поиграйте в игру на внимание: «Я говорю, а ты делаешь: лепешка-иголочка, лепешка-иголочка». Пусть малыш тоже покомандует Вами! Это очень весело и повышает интерес к игре.

8. Подъем языка за верхние зубы.

Это движение необходимо освоить для произношения звуков, требующих подъема языка вверх [т, д, н, р, л, ж, ц], а также для растяжения подъязычной связки, если она коротковата.

Для освоения этого упражнения пробуем цокать язычком, как лошадка. Звук должен получаться чистым, звонким, без хлюпания («хлюпающий» звук выходит тогда, когда «присасывается» к небу не кончик, а спинка языка — его средняя часть). Получается? Очень здорово! Покажите крохе, как «присосать» язычок к небу – язык поднялся к верхним зубкам и там… прилип! «Грибочек вырос! Получается грибочек! Не отрывая языка от неба плавно опустите челюсть вниз, затем поднимите ее наверх – «Гармошка».

Когда язычок уже хорошо поднимается вверх, поиграйте в «Моторчик» и «Звоночек». Поможет в этом машинка или самолетик (прямо бумажный можно сделать): «Заводим машину: «т-т-т-т» (широкий язычок поколачивает по твердому небу за зубами). Все!!!! Поехала! «Д-д-д-д» (то же движение языка, но уже с голосом).

9. Чередование движений языка вверх и вниз.

Это движение необходимо для улучшения переключения с одной артикуляционной позы на другую. Очень важно для правильного произношения звуков в словах. «Язычок на качельках очень любит качаться! Высоко раскачивается! Вверх летит — вниз опускается. вверх и вниз!» Хорошо помогает стихотворение из игры «Раскачалися качели».

Раскачалися качели,

Выше неба полетели!

Вверх-вниз,

Вверх-вниз,

Крепче язычок держись!

10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его вглубь рта и приближать к передним нижним резцам.

Играем с язычком в прятки: «Cпрятали (отодвигаем в глубину рта) — показали (выдвигаем вперед, к нижним зубкам), спрятали — показали! Вот как хорошо язычок в прятки играет!»

Упражнение для дикции, которое за неделю сделает Вашу речь красивой


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: