Развитие лидерских качеств

Занятие с элементами тренинга по теме «Лидерские качества»

А лидер кто?

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.
Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

Выявление лидерских качеств

Для выявления лидерских качеств как правило используются психологические тесты, такие, например, как тест «Вы лидер?» приведенный ниже.

Тест «Вы лидер?»

Ты думаешь, что лидер – это начальник по должности? Не всегда. Часто те, кто имеют власть, не такие уж и лидеры. Для хорошего лидера, который способен побуждать к действию других, важны его отношения с окружающими. Прочтите вопросы и выберите один из ответов. Будьте честными, насколько сможете!

1.Вы работаете в группе над решением проблемы. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея оказалась явно лучше, чем ваша?
а)встревожитесь
б)смутитесь
в)заинтересуетесь
2. Вы работаете в группе над проектом. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?
а) ваши хуже
б) ваши лучше
в) ваши не хуже, но и не обязательно лучше
3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим?
а) вас не слушают
б) вас слушают, но им «слабо понять»
в) обычно вас слушают и понимают
4. Вы затратили на какое-то дело много времени. И вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что вы станете делать?
а) будете обескуражены и все забросите
б) оставите это дело и перейдете к другому
в) закончите это дело, потому что считаете его нужным
5. Вас пригласили для работы над проектом в качестве рядового участника. Как вы к этому отнесетесь?
а) нормально, потому что в любом случае в роли лидера вы чувствуете себя неудобно
б) не станете участвовать, если вас не назначат главным
в) вы не против того, чтобы иной раз побыть рядовым участником
6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?
а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы в нем никуда не годитесь
б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают
в) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем
7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то дела, как вы будете вести его?
а) предоставите большую часть работы остальным
б) все сделаете сами, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно
в) раздадите отдельные поручения всем в соответствии с интересами и навыками каждого

8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?
а) неловкость
б) чувство своего превосходства или неполноценности
в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения
9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…
а) недовольство собой
б) гнев
в) стремление поправить дело
10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут не так, как вам хотелось бы?
а) думаете о своих прошлых промахах и о том, что было бы, если бы…
б) обвиняете во всем других
в) ищите пути для продвижения дальше

Кто вы по складу? Подсчитайте количество ответов «а», «б» и «в»:

  • 7 или больше «а» означают, что вам, прежде чем вы станете хорошим лидером, надо выработать уверенность в себе.
  • 7 или больше «б» показывают, что вам, прежде чем вы станете хорошим лидером, надо научиться больше доверять другим.
  • 7 или больше «в» говорят о том, что у вас скорее всего здравый взгляд на себя и на других. Ваше отношение к себе и другим позволяет вам быть хорошим лидером.

Если ваш результат не такой, как вы рассчитывали, попробуйте разобраться, почему? Чего вам не хватает: уверенности в себе или доверия к другим?
Когда-нибудь в жизни вам наверняка придется быть лидером. Если вы будете вырабатывать в себе качества, необходимые для этого, это поможет вам в жизни, даже если вы не собираетесь быть лидером всегда и во всем.

А при работе с временным детским коллективом в загородном или пришкольном лагере диагностические игры («Веревочка», «Карабас, «Большая семейная фотография»).

“Верёвочка”

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник”. Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

“Карабас”

Следующей подобной игрой будет игра “Карабас”. Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: “Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово “КА-РА-БАС” и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции”.
В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу “счастливых”. Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

“Большая семейная фотография”

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома.
Необходимо выбрать “фотографа”. Он должен расположить всю семью для фотографирования.
Первым из семьи выбирается “дедушка” он тоже может участвовать в расстановки членов “семьи”.
Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной.
Роль “фотографа” и “дедушек” обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята.
Но, однако, не исключены элементы руководства и других “членов семьи”.
Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трёх. На счёт “три!” все дружно и очень громко кричат “сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Лидерские качества:

А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.

Развитие лидерских качеств

Лидерские качества можно развивать. Возможно, вы найдёте полезными для работы советы будущим лидерам английских учёных М. Вудсона и Д. Френсиса:

1. УСТАНОВИТЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ. Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо прийти.

2. НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО. “Большой дуб вырастает из маленького жёлудя”. Успех укрепляет доверие и создаёт основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.

3. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОБЕЙТЕСЬ СОГЛАСИЯ. Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.

4. СОСТАВЬТЕ РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК. “Москва не сразу строилась”. Научиться – означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.

5. СОВЕТУЙТЕСЬ ЧАСТО И ИСКРЕННЕ. Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться – это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность создать коллектив

6. СВЯЖИТЕ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТОЙ. Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объёма дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.

7. ПООЩРЯЙТЕ ОТКРЫТОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ. С глубоко укоренившимися предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.

8. НЕ ВЫЗЫВАЙТЕ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют вас.

9. ЕСЛИ НУЖНО, ПЕРЕСТРОЙТЕ СВОЮ РАБОТУ. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объём работы.

10. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕИЗВЕСТНОЕ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗВЕСТНОЕ. ПОМНИТЕ, ЧТО РАЗВИТИЕ В ОСНОВНОМ САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете, мы сами отвечаем за своё развитие.

11. ПОМНИТЕ, ЧТО “ВЫ МОЖЕТЕ ЗАГНАТЬ ЛОШАДЬ В ВОДУ, НО НЕ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ЕЁ ПИТЬ”. Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.

12. ПОМНИТЕ О ТЕХ, КТО ВНЕ ИГРЫ. Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть участниками.

13. ПОМНИТЕ, ЧТО СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ. Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.

14. ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛЬЗУЙТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт. Делегирование (передача) полномочий обычно означает развитие.

15. ПРИНИМАЙТЕ ПОМОЩЬ ИЗВНЕ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны свой взгляд на проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется беспристрастным.

16. УЧИТЕСЬ НА ОШИБКАХ. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь – это самое ценное, что вам могут дать коллеги.

17. ДЕЛАЙТЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ ГОВОРИТЕ. Дела говорят сами за себя.

Лидерство и развитие лидерских качеств. Как стать лидером. Психология лидерства.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: