Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника

(диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

• слушать сказки, рассказы, стихотворения;

• читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;

I полугодие II полугодие
Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения — не менее 20 — 25 слов в минуту. Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения — не менее 35 — 40 слов в минуту.

§ пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;

• знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;

• самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);

• работать с доступными книгами — справочниками и словарями.

Читательские умения:

§ различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;

§ определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

§ узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

§ находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;

§ знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

§ различать книги по темам детского чтения.

Итоговый контроль

Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах.

Содержание программы

Раздел Количество часов Из них
Проекты
Вводный
Жили-были буквы Проект «Создаём город букв». Проект «Буквы – герои сказок».
Сказки, загадки, небылицы
Апрель, апрель. Звенит капель! Проект «Составляем сборник загадок».
И в шутку и всерьёз 6 + 1 ч резерва
Я и мои друзья 5 + 2 ч резерва Проект «Наш класс – дружная семья».
О братьях наших меньших 5 + 1 час резерва (уплотнение тем)
Итого:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока Наименование раздела программы Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
дата
1. Вводный урок Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Пониматьусловные обозначения, использоватьих при выполнении заданий. Предполагатьна основе названия содержание главы. Ориентироваться в учебнике. Находитьнужную главу в содержании учебника. Находитьв словаре непонятные слова Выбиратькнигу по заданному параметру. Объяснятьназвание произведения. Выбиратьиз предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Воспринимать на слух произведение. Описыватьвнешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передаватьхарактер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определятьглавную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлятьплан пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находитьв стихах слова с созвучным окончанием. Находитьслова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использоватьприём звукописи при изображении различных героев. Участвоватьв конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя).
2. Жили-были буквы В. Данько «Загадочные буквы».
3. И. Токмакова. Литературная сказка «Аля, Кляксич и буква А».
4. С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».
Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой».
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».
Из старинных книг.
Оценка достижений по теме «Жили – были буквы». Проект «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок».
Сказки, загадки, небылицы Сказки авторские и народные. Е. Чарушин. «Теремок», русская народная сказка «Рукавичка». Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, Обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Прогнозировать содержание раздела. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения
Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.
Песенки. Русские народные песенки. Герои песенок.
Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок.
Сказки А.С. Пушкина. Сравнение народной и литературной сказок.
Русская народная сказка «Петух и собака». Рассказывание на основе картинного плана.
Из старинных книг. Оценка достижений по теме «Скзки, загадки, небылицы».
Апрель, апрель. 3венит капель! А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна», А. Плещеев «Сельская песенка». Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.
Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель».
Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е Трутневой.
Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг.
Оценка достижений по теме «Арель, апрель. Звенит капель!».
И в шутку и всерьёз И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!». Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Оценивать свои достижения.
Н. Артюхова «Саша-дразнилка».
К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук».
И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон».
М. Пляцковский «Помощник». Заголовок – «входная дверь» в текст.
Из старинных книг.
Оценка достижений по теме «И в шутку и всерьёз».
Я и мои друзья Ю. Ермалаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок». Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Участвоватьв работе группы. Распределять работу в группе. Находить нужную информацию в соответствии с заданием. Представлять найденную информацию группе
В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны».
Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня».
С. Маршак «Хороший день».
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу».
Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки».
Оценка достижений по теме «Я и мои друзья».
О братьях наших меньших С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…». Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок. Придумывать свои собственные сказки — несказки. Находить сказки — несказки в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших. Выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».
М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка».
В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет».
Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо».
Оценка достижений по теме «О братьях наших меньших».

Список использованной литературы:

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы,- М: «Просвещение», 2011

Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение» в 2 ч., -М: «Просвещение», 2011

Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий 1 класс: рабочая тетрадь, в 2 ч., -М: «Просвещение», 2011

Теория обучения и воспитания


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: