Результаты психолого-педагогического изучения эльдара x., 3 года 8 мес.

Выписка из истории развития

Возраст матери во время беременности 23 года. Беременность первая с угрозой выкидыша. Роды в срок со стимуляцией.

Вес при рождении — 4 кг, рост — 55 см. По шкале Апгар — 8,8 балла. Из роддома привезен в неврологическое отделение в тяжелом состоянии с диагнозом: тяжелая перинатальная энцефалопатия.

Раннее развитие с задержкой: голову держит с 2 мес, сидеть начал и 9 мес, первые шаги — в 1,5 года, речевое развитие с задержкой. На первом году жизни неоднократно лечился с диагнозом ПЭП. В 10 мес — судорожный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром. В настоящее время состоит на учете у невропатолога с диагнозом ММД.

Психолого-педагогическая характеристика

Поступил в детский сад по направлению ПМПК с диагнозом: органическая задержка психического развития. Посещает дошкольную группу для детей с ЗПР с сентября 2001 г. Жалобы при поступлении: низкий уровень речевого развития, двигательная неловкость, нарушение координации, не играет с игрушками. К условиям детского сада адаптировался быстро. Требует к себе повышенного внимания со стороны взрослых. Со сверстниками играть не любит, но агрессии не проявляет. Наблюдается склонность к уединению. На занятиях быстро устает, отвлекается. Заинтересованности не проявляет, не подчиняется требованиям взрослого на занятиях.

Запас знаний и умений снижен. Навыки самообслуживания развиты недостаточно — затрудняется при одевании и раздевании, неправильно держит ложку, не всегда опрятен.

Условия семейного воспитания удовлетворительные. Родители осознают необходимость коррекционно-развивающей работы с ребенком, проявляют заинтересованность в работе с учреждением.

Протокол обследования

Дата обследования 04.03.2002-06.03.2002[2]

Название методики Выполнение
1.Исследование мышления а) собери гербарий б) доски Сегена (из 6 элементов) в) складывание разрезных картинок: 2 части 3 части Выполняет самостоятельно Выполняет самостоятельно Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого

Окончание протокола

Название методики Выполнение
2. Исследование конструктивного праксиса: а) конструирование по подражанию (строительный конструктор) б) конструирование по реальному зрительному образцу (строительный конструктор) в) конструирование по подражанию (из палочек) г) конструирование по образцу (из палочек) Простые постройки: башня из 5 — 6 кубиков, поезд — выполняет самостоятельно Дорожка, стол — выполняет самостоятельно. Более сложные (дом с дорожкой, дом с забором) — не выполняет Дорожка, заборчик — выполняет самостоятельно Треугольник, квадрат — не выполняет.
3. Исследование восприятия (3-й уровень): а) соотнесение по форме («подбери ключик к замку») б) выполнение инструкции «Дай красный» (основные цвета) в) сравнение и дифференциация по величине (трехсоставная матрешка) Выполняет самостоятельно Выполняет самостоятельно, но иногда путает цвета Самостоятельно выполнить не может
4. Исследование памяти (вербальный уровень): а) игра в прятки б) попросить ребенка сказать, с кем он живет, во что он любит играть, а также назвать свое имя и фамилию; повторить вопрос «Сегодня на улице много грязи и луж?» в) выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, подойти к столу, открыть коробку, взять карандаш С заданием справляется Задание выполняет частично (называет фамилию, имя, но в вопросе повторяет только 2 — 3 слова) Выполняет только 3 — 4 действия (норма: 2 года — 3 — 4 действия, 3 года — 5 действий)
5. Исследование речи: а) установить, названия каких действий знакомы ребенку б) установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках в) установить, сложилось ли у ребенка понимание направленности действия, места действия или для кого это действие совершается Ребенку знакомы названия бытовых действий (сидеть, читать, спать, кушать и т.д.) Да, может Нет

Заключение по результатам обследования

В начале исследования контакт затруднен, ребенок несколько скован и насторожен. Но контакт быстро установился, ребенок эмоционально воспринимал задания, но быстро уставал, отвлекался. Ориентирован на похвалу. Продуктивно выполнять задания мог только с помощью взрослого. Наиболее эффективной оказалась обучающая помощь, задания по аналогии выполнял после 1 —2 показов. Трудности при выполнении заданий во многом были связаны с низкой умственной работоспособностью, истощаемостью ребенка. Постоянно нуждался в дозировании нагрузок и смене видов деятельности.

При исследовании были получены следующие результаты: запас знаний и представлений существенно ниже возрастной нормы, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление развито недостаточно. Память снижена. Речевое развитие не соответствует возрасту ребенка: при построении речевого высказывания отмечается аграмматизм, не понимает косвенных падежей. Активный и пассивный словарь недостаточны. Имеют место нарушения моторного развития. Мелкая моторика развита недостаточно. Согласованные действия рук не сформированы. При выполнении заданий фактически игнорирует левую руку.

Итак, в структуре нарушения психического развития отмечаются недостатки моторики, низкий уровень развития мышления, недостатки речевого развития, нарушения памяти, несформированность сенсорных процессов.

Ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование высших психических функций, преодоление недостатков речевого и моторного развития.

Психолого-педагогическая характеристика Алеши С, 5,5 лет

Заключение ПМПК: легкая умственная отсталость? Ранний детский аутизм?

Алеша посещает ДОУ полтора года.

В анамнезе отмечаются преждевременные роды и перинатальная гипоксия.

Со слов мамы ребенок долго не говорил, затем сразу появились отдельные слова (первое слово — «жираф»). Мать жалуется, что Алеша не любит умываться, чистить зубы. В поведении часто появляется агрессия. Бывает очень возбужден, может нанести себе или окружающим физическое повреждение.

В группе поведение ребенка неадекватное, с детьми контактирует мало, проявляет негативизм при принуждении к совместным действиям. Педагогов-воспитателей слушается, но инструкции не всегда выполняет, часто прячется за шторы в спальне, боится громкого голоса.

Общая характеристика моторики: отмечается неловкость движений, нарушение координации: не может повторить за воспитателем набор движений, не стоит на одной ноге. Но если ему нужно убежать от взрослого, бывает ловок и гибок. Особые сложности в выполнении мелких движений пальцами испытывает на занятиях по лепке, аппликации, а также при застегивании одежды.

Также возникают проблемы в еде. Избирателен в выборе блюд. Ест только определенные блюда: картофель (пюре) и сосиски, иногда пьет яблочный сок. Одевается самостоятельно, но небрежно.

В игре с другими детьми участвовать не хочет. Своими действиями мешает игре других детей. Часто играет один: перебирает отдельные игрушки, переставляет их, но не организует с ними сюжетную игру. Особенно любит игры с водой: нравится переливать воду из сосуда в сосуд, любит наблюдать за рыбками в аквариуме.

Конструктивная деятельность развита плохо, но когда у него возникает какая-либо фантазия, может создать из деталей конструктора животное. В целом деятельность Алеши недостаточно целенаправленная. Однако при наличии мотивации он может выполнить конкретную задачу.

Речь фразовая с употреблением не по возрасту сложных слов «молекулярный», «гиппопотам». Словарный запас достаточный. Знает свое имя, фамилию, домашний адрес, телефон, рабочие телефоны родителей и некоторых друзей семьи.

Алеша обладает глобальным чтением: свободно читает несколько знакомых ему слов. Счетные операции формальные, с превышением возрастной нормы — сразу стал считать сотнями. Одновременно не всегда понимает смысл простой задачи в пределах первого десятка. Пространственные и временные представления сформированы недостаточно. Пишет печатными буквами. Линии недостаточно четкие. В рисунке нарушена пропорциональность частей изображения, бросается в глаза агрессивный характер рисунков (острые зубы, изображение в виде пик). Затрудняется в установлении причинно-следственных отношений, умение обобщать сводится к формальному.

В целом в развитии ребенка наблюдается диспропорциональность формирования отдельных психических сфер: опережающее развитие речи, мышления и задержанное развитие эмоционально-волевой сферы, личности, моторных навыков.

Учителъ-дефектолог

Заключение по результатам психолого-педагогического исследования

Станислава К., 16 лет

Станислав К., учащийся школы VIII вида. Обследован на ПМПК в связи с особенностями поведения и жалобами близких и учителей на трудности установления контакта с подростком.

Станислав К. страдает болезнью Бурневиля (туберозным склерозом), диагноз поставлен в ПНД № 6. В школе VIII вида обучается два последних года, до этого находился в надомном обучении при массовой школе. При поступлении в школу проблем в усвоении программного материала не испытывал, хотя имелись определенные пробелы в знаниях. Поведение Станислава воспринималось учителями как «домашнее», т.е. несформированное, в чем, по их мнению, проявлялась неумелость родителей в воспитании. Ребенок внешне имел милый, «интеллигентный» вид. Все члены семьи образованные, интеллигентные люди. В настоящее время практически у всех взрослых контакт с подростком утерян.

Во время обследования держится напряженно. Внешний вид неопрятен. Выражение лица с признаками детскости и дурашливости. На лице множественные папулы розового и красного цвета. В контакт вступает, но в выборе взаимодействия избирателен: предпочитает те формы, которые не вызывают у него страха или раздражения. Визуальный контакт очень кратковременный. В беседе выясняется, что подросток страдает немотивированными страхами, вызываемыми пушистыми предметами, громкими звуками, голосами людей. Психологическое обследование это подтверждает. При интерпретации ситуации на картине (ТАТ) выявляется повышенная ранимость подростка. При применении рисуночных тестов изобразил женщину с крупным раскрытым ртом и сообщил: «Это моя учительница. Она всегда кричит. Она кричит на всех. На меня особенно. Поэтому я не хочу ходить в школу». После этого во время обследования стереотипно повторял: «Она кричит. Почему она кричит?».

Анализ интеллектуальной деятельности свидетельствует о наличии недостаточности мыслительных операций и познавательной сферы. Подросток фиксируется на одном алгоритме выполнения задания и повторяет его. Логические закономерности не устанавливает. Обобщает формально, по латентным признакам. Характерны стереотипные двигательные реакции: раскачивается из стороны в сторону, теребит бумагу. При попытках психолога установить визуальный и тактильный контакт отводит взгляд, пытается убежать.

Итак, полученные данные указывают на асинхронное развитие психики. В структуре нарушения отмечается недоразвитие интеллекта в сочетании с проявлением аутистических черт.

Психолог

Психолого-педагогическая диагностика познавательной и эмоционально-волевой сфер


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: