Задание «Доброе дело дома».
Помогите, желательно без просьб и напоминаний, родителям, бабушке и дедушке, младшим брату и сестре. Возьмите это за правило.
1. «Я — труженик» в картинках. Вспомните, что вы умеете делать хорошо. Из старых газет и журналов вырежьте подходящие картинки о своих достоинствах, наклейте их на плотную бумагу и повесьте на видном месте. Проходя мимо монтажа, говорите себе: «Как много я умею делать!». Используйте интонации уверенности, радости, удивления, восхищения, восторга.
2. Слова и дела. Самый большой недостаток в воспитании трудолюбия – это расхождение слова и дела. Вы говорите родителям, что любите их, а вот помочь им, поучаствовать в домашнем труде – у вас находится масса причин для отказа. Если вы хотите воспитать в себе трудолюбие, возьмите себе лозунг «Ни дня без доброго дела!».
- Помощь старикам в хозяйственных делах (покупка продуктов, уборка жилища и др.).
- Защита и помощь младшим.
- Забота о родителях, помощь по дому.
- Работа в библиотеке по «лечению» книг.
- Посадка и охрана деревьев, кустарников, цветов.
- Помощь одноклассникам в учении.
- Забота о заболевшем товарище.
- Помощь учителям на уроках.
- Уборка классов и т.д.
Памятка «Избегайте этих выражений»
невозможно; не могу; трудно; сомневаюсь; не получается; устал; не сегодня – завтра; потом; успею еще; что мне, больше всех нужно?; что я, больше всех должен?
Упражнение «Я — в труде»
Составьте представление о себе как о труженике. Оцените свои качества по пятибалльной системе («да» — 5, скорее «да», чем «нет», — 4, скорее «нет», чем «да», — 3, «нет» — 2).
Я = в труде | · старательный, усидчивый · самостоятельный · планирую свою деятельность · бережливый · инициативный, творческий · многое умею · не боюсь черновой работы |
Учитель. Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет .
Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!
Используемая литература:
«Сельская школа» (Российский педагогический журнал) №5 2004 год.
Статья «Сделай себя сам» Г. Селивко, Н. Тихомирова, О.Левина.
Приложение.
Задание 1.
Загадки.
1. Под весенний птичий свист
Пашет землю …
2. Ведёт с актёром жаркий спор
На сцене театра …
3. Наших душ, ума строитель —
Мудрый школьный наш ….
4. Под оркестр поёт наш хор,
Впереди нас — …
5. Вор, разбойник и карманник,
Берегитесь! Я — …
6. Дупло и берлогу, дом лисий и птичий
Всегда охраняет надёжно …
7. Драгоценный сувенир
Изготовит …
8. Расчёт зарплаты — знать пора —
Проводят в срок …
9. Вот вам чертёж, где каждый размер
Новой детали дал …
10. Он в лесу во всем
Хозяин и накормит
Птиц он стаи …
Самодиагностика трудовых качеств.
Упражнение «Лесенка трудолюбия»
Ответьте на вопросы:
-После еды убираете ли вы за собой грязную посуду?(всегда, часто, редко, не убираю)
-Переодеваетесь ли вы после школы в домашнюю одежду?(всегда, часто, редко, не переодеваюсь)
-Убираете ли вы одежду на место?(всегда, часто, редко, не убираю)
-Разогреваете ли вы сами себе обед?(всегда, часто, редко, не разогреваю)
-Готовите ли вы себе пищу сами?(всегда, часто, редко, не готовлю)
-Вы сами стираете себе носки и другие мелкие вещи?( всегда, часто, редко, не стираю)
-Вы сами гладите себе брюки(юбку), рубашку,…..?(всегда, часто, редко, не глажу)
-Можете ли вы починить что – нибудь сам?(всегда, часто, редко, не могу)
-Имеете ли вы постоянное домашнее поручение?( да, нет)
-Как вы поступаете, когда не хочется делать работу?( убеждаю себя, заставляю, тяну время, не делаю)
Результаты: подсчитайте свою сумму баллов за ответы по следующему ключу:
Ответы Оценка
Всегда (да, убеждаю) 5 баллов
Часто (заставляю) 4 балла
Редко (тяну время) 3 балла
Не делаю (нет) 0 баллов
По результатам на доске строится «Лесенка трудолюбия», на которую заносятся фамилии ребят с большим количеством набранных баллов и пользующихся признанием за трудолюбие в классе.
Задание 2.
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ
Кто не работает, …….
Хочешь есть калачи,……..
Труд человека…….., а лень портит.
………………….. — дальше будешь.
Без труда не ………
Дело мастера………
Птицу узнают в полете, а человека……..
Конец – всему делу ……..
Не учи безделью, а учи ………
Куй железо, ………
………….., потехе час.
Работа ………, да денежка бела.
Не сиди сложа руки, так не будет и ……..!
Кто любит …….., того люди чтут.
Двое пашут, а семеро руками……
Поспешишь – людей …………
Задание № 3. «Профессиональные качества». Необходимо сопоставить профессии с качествами человека, данной профессии.
Профессии
А. Инженер-программист
Б. Пилот
В. Корреспондент
Г.Дрессировщик
Д. Модельер
Качества личности
1. Должен быть тонким психологом, расположить собеседника обаянием, выразительностью жестов и мимики, красноречием, умением слушать и понимать. В некоторых случаях нужна напористость и активность, в других — мягкость.
2. Высокая работоспособность нервная выносливость, уравновешенность, способность действовать в условиях ограниченного времени, наблюдательность, гибкость мышления.
3. Иметь хорошо развитое пространственное мышление, владеть свободным профессиональным рисунком, обладать высокоразвитым вкусом. Способность к абстракции и логическому мышлению, воображение, интуиция.
4. Способность всеохватывающего видения, аккуратность, выдержка, терпение, чтобы довести программу до конца.
5. Должен найти подход, быть терпеливым и внимательным, он должен уметь анализировать свою работу, находить и исправлять ошибки.
Задание № 3. «Профессиональные качества». Необходимо сопоставить профессии с
Выступления учащихся.
1уч. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
2уч. Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
3уч. Телёнка надо напоить
Котёнка надо накормить
И посуду перемыть.
Не трудно, ребята
Вам песенку спеть.
Не трудно , но всё таки надо уменье
За что ни возьмись-
Нужно мастером стать
И дело любое умей выполнять.
4уч. Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
Домашнее задание. Нарисовать представителя той профессии, которая больше всего нравится. Подобрать качества личности к данной профессии.
Качества личности:
- профессиональная компетентность – постоянный рост, совершенствование мастерства.
- творческий стиль деятельности, инициативность.
- предприимчивость, готовность идти на риск.
- высокая работоспособность, культура труда.
- расчетливость, рационализм.
- коммуникабельность, способность к деловому сотрудничеству.
- организаторские, лидерские качества
Рефлексия.
Упражнение «Я — в труде»
Составьте представление о себе как о труженике. Оцените свои качества по пятибалльной системе («да» — 5, скорее «да», чем «нет», — 4, скорее «нет», чем «да», — 3, «нет» — 2).
Я = в труде | · старательный, усидчивый · самостоятельный · планирую свою деятельность · бережливый · инициативный, творческий · многое умею · не боюсь черновой работы |