Семейные теории и стили работы

В зависимости от предпочтений и подготовки специалистов в арт-психотерапии используются различные подходы. В ней могут реализоваться самые различные концепции лечения-психоаналитический, экспериентальный, бовенианский, структурный, коммуникативный, стратегический, бихевиоральный подходы. Характер работы также во многом определяется тем, как психотерапевт воспринимает свою роль. Так, представители психоаналитического направления (Аскег-man N.. 1966) предпочитают занимать отстраненную позицию и анализируют поведение членов семьи, процесс и результаты изобразительной деятельности.

Представители экспериентального направления (Satir V., 1965 Whitaker С., 1976) стремятся к более активному взаимодействию с участниками психотерапевтического процесса и обращают особое внимание на проявления их личностного роста. Они стремятся к обогащению творческого опыта членов семьи, предоставляя им возможность получения новых ощущений, проявления спонтанности, осознания своих действий и т. д.

Представители бовенианского направления (Воwen М., 1978) используют более жесткий, прямолинейный подход. Они обращают особое внимание на семейные «треугольники», которые проявляются как в поведении участников психотерапевтического процесса, так и в их изобразительной продукции. Эти специалисты стремятся вовлечь членов семьи в решение художественных задач, способствующих укреплению их автономности.

Структуралисты (Мinuchin S., 1974) используют директивный подход. Они применяют определенные техники, позволяющие изменить привычные для членов семьи способы взаимодействия, роли и подсистемы.

Представители коммуникативного подхода (Jackson D.,1961; Satir V., 1967 Watslavick P., 1966) опираются на циркулярную модель, позволяющую описать проявляющийся в семье феномен «цепной реакции». Они обращают вниманиенаособенности внутрисемейной коммуникации и характерные для членов семьи способы принятия решений, проявляемые в ходе их совместной изобразительной работы. Психотерапевтические интервенции включают использование структурирующих методов, создающих условия для более четкого распределения ролен и решения имеющихся в семье проблем.

Сторонники стратегического направления (На1еу J., 1976; Маdanes С., 1981) опираются на системные представления и применяют изобразительные методы в качестве средства парадоксальной интервенции, стремясь при этом к решению четко поставленных задач.

Представители бихевиорального направления (Friedman Р., 1972) используют художественные приемы, главным образом, в качестве средства научения и модификации поведения, а также инструмента положительного подкрепления.

Содержание изобразительной продукции

Содержание изобразительной продукции, получаемой в ходе семейной психотерапии, может быть проинтерпретировано с фрейдистских, юнгианских, адлерианских и иных позиций.

Всегда очень важно узнать, какие ассоциации вызывает работа у самих участников психотерапевтического процесса. Использование клиницистом жестких психологических интерпретаций отдельных элементов изображения следует признать контрпродуктивным.

Изобразительная продукция заключает в себе множество разных значении, определяемых уровнем психического развития и жизненным опытом клиента. Так, например, 6-летннй мальчик дал следующее пояснение к рисунку, на котором он изобразил машину: «Я люблю машины. Папа и мама возят меня и сестру Сисси на море. Когда мы возвращаемся домой, то всегда ноем песни, и нам всем бывает весело». Другой мальчик, 10 лет, чьи родители состояли в разводе, сказал, что нарисованная им машина напоминает ему о папе, который любил ездить на этой новой, красивой машине: «Он нашел себе подругу и уехал от нас. Теперь все стало по-другому. Я его ненавижу». Подросток же заявил, что нарисованная машина ассоциируется у него со свободой, необходимой ему для того, чтобы начать самостоятельную жизнь. Совершенно другой смысл несла вырезанная из журнала фотография старого автомобиля для пожилой пары. Они признались, что эта фотография отражает ощущение усталости и «изношенности».

Невербальпый характер арт-психотерапевтической работы отличает се от многих традиционных подходов. С этим связаны дополнительные возможности арт-психотсрапии, позволяющие членам семьи «слушать друг друга глазами». Это очень важно, потому что многие люди стремятся попросту «пропускать мимо ушей» то, что им неприятно. Изобразительное искусство требует совершенно иного внимания — внимания, связанною с сенсорными особенностями зрительного восприятия. Известное высказывание о том, что «рисунок может сказать больше, чем тысяча слов», подтверждается практикой арт-психотерапии, которая является катализатором исследования самых глубоких аспектов внутреннего мира человека.

В рисунках содержится ключ к пониманию дисфункциональных паттернов внутрисемейного взаимодействия. На основе анализа рисунков можно идентифицировать следующие паттерны.

Псевдовзаимность (Wynne Letal., 1958), проявляющаяся в виде создаваемого членами семьи внешнего фасада доброжелательных отношений. Попытки сотрудничества выполняют при этом компенсаторную роль. Члены семьи сознательно подходят к созданию совместной работы, и их поведение напоминает то, как они обычно ведут себя при посторонних людях. Внешний фасад единодушия и благопристойности скрывает глубокие внутренние противоречия. Если членов такой семьи попросить создать какой-нибудь рисунок, они нередко изображают сценки загородных прогулок или пейзажи с цветами и солнцем. Эти рисунки отражают некие шаблонные, идеальные представления о гармонии.

Парентификация (Bossormeny I., Nagy I., Spark G., 1973), обозначающая ситуации, характеризуемые резкой сменой ролей. Это, в частности, проявляется в том, что ребенок в изобразительной работе пытается взять инициативу в свои руки, а родители ему подчиняются. При этом на рисунке созданные ребенком изображения занимают центральное место и наибольшую площадь; созданные же родителями изображения располагаются на периферии и занимают совсем немного места. Ребенок может делать попытки внести изменение в их изображение или создать собственные рисунки поверх рисунков взрослых.

Семейное расщепление (Lids Tetal. 1957), проявляющееся в конфронтации и взаимной враждебности членов семьи. В ходе совместной изобразительной работы они не считаются с действиями друг друга и вторгаются на чужие территории. Могут иметь место попытки стереть уже созданные изображения или без разрешения внести в них свои дополнения.

Семейное искажение (Lids Tetal.,1957) проявляется во внешне гармоничных и благопристойных отношениях членов семьи. При этом совместный рисунок отражает комплиментарность, инициативу и самостоятельность, стремясь занять и изображении наиболее значимое место. Другой же занимает подчиненное положение, воспринимая его как должное и пытаясь лишь вносить дополнения в уже созданный лидером образ. И конечный продукт, и роли вполне всех удовлетворяют.

Триангуляция (Воwen М., 1978) проявляется в стремлении двух членов семьи сформировать альянс, противопоставляя себя третьему члену. Пара вместе создает свой рисунок, нередко занимая большую часть листа. Изображение третьего при этом либо игнорируется, либо стирается или зарисовывается.

Формирование недифференцированной эго-массы (Воwen М., 1978)и слияние (Мinichin S., 1974) выражается в размытости индивидуальных границ и взаимопроникновении изображений. Совместный рисунок более структурирован, и вклад каждого очень трудно определить.

Отчуждение (Мinichin S., 1974) проявляется в отсутствии взаимодействия. Каждый работает на своей собственной территории. Если лист достаточно большого размера, то между отдельными изображениями имеются пустые пространства.

Помимо идентификации дисфункциональных семенных паттернов психотерапевт стремится обращать внимание на положительные аспекты семейного функционирования, проявляющиеся в ходе совместной изобразительной работы. Так, например, он нередко может видеть стремление членов семьи к сотрудничеству, уважение ими позиций других, адекватно проявленные лидерские тенденции, взаимную поддержку и усиление положительных переживаний, использование определенных стратегии, направленных на преодоление затруднительных ситуаций, проявления чувства юмора, внимание друг к другу, способность к сопереживанию и т. д.

Классическая стилистика. Стили, теория. Часть 1


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: