Сергей сергеевич прокофьев

Сказка в музыке

Нянина сказка. Баба-яга. П. Чайковский

Баба-яга. А. Лядов.

Избушка на курьях ножках. М. Мусоргский

Сказочка. С. Прокофьев

Е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, находить черты сходства и различия.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы уже знаете, что музыка может рассказывать разные сказки — грустные, таинственные, добрые. Вы слушали «Сказочки» С. Майкапара, Д. Кабалевского, «Вечернюю сказку» А. Хачатуряна (звучат фрагменты).

Сегодня вы услышите ещё три сказки, рассказанные музыкой: две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Нянина сказка» и «Баба-яга») и пьесу С. Прокофьева из сборника «Детская музыка» («Сказочка»). Постарайтесь определить настроения, выраженные в этой музыке. (Исполняет фрагменты пьес.)

Д е т и. В первых двух сказках музыка сердитая, тревожная, злая, а в последней добрая, светлая, мягкая, неторопливая.

П е д а г о г. Молодцы! Две пьесы — «Нянина сказка» и «Баба-яга» следуют в «Детском альбоме» П. Чайковского одна за другой. В альбоме рассказывается об одном дне ребёнка. Вечером няня, укладывая малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы унять, угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, острая, с внезапными акцентами, таинственная, недобрая. (Звучат фрагменты.)

А в «Сказочке» С. Прокофьева изображается неторопливый, однообразный звук прялки (играет 1-2-й такты), и на этом усыпляющем, спокойном, монотонном фоне слышится мягкая, светлая, плавная мелодия. Эта привольная, широкая мелодия похожа на русскую песню, протяжную, добрую. Она спускается сверху вниз, звучит сказочно, неспешно. (Звучит фрагмент, затем исполняются все три пьесы повторно.)

Е занятие

Программное содержание. Учить детей различать смену настроений музыки, форму произведений.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии звучали три сказки, рассказанные музыкой, — «Нянина сказка», «Баба-яга» П. Чайковского и «Сказочка» С. Прокофьева. Угадайте, какую сказку я вам сейчас сыграю? (Играет произведения, дети вспоминают названия пьес, определяют их характер.)

Вы правильно определили характер всех произведений. Но музыка в каждой пьесе меняется, повествуя о каких-то сказочных событиях. Изменение настроений, характера музыки и говорит нам о смене действия в сказке.

Сергей сергеевич прокофьев

Пётр Ильич Чайковский

1840 —1893

Русский композитор,

дирижёр, педагог.

Сергей сергеевич прокофьев

Как меняется характер музыки в пьесе «Нянина сказка»? (Играет пьесу.)

Д е т и. Сначала музыка тревожная, колкая, отрывистая, злая, а в середине — плавная подкрадывающаяся, пугающая, тихая.

П е д а г о г. Да, сказка начинается острыми, напряжённо звучащими, колкими аккордами, прерывающимися таинственными, внезапными остановками (паузами) и злыми акцентами.

Музыка звучит, как недобрая, страшная сказка (исполняет фрагмент). Потом аккорды стремительно взлетают вверх, звучат громко и внезапно прерываются остановкой, как будто движение наталкивается на неожиданное препятствие. Мелодия с таинственными акцентами испуганно поворачивает назад, «скатывается» сверху вниз. (Звучит фрагмент, 11-16-й такты.) Она будто притаилась, затаилась тихонько.

В средней части пьесы повторяется назойливый, пугающий, упрямый акцентированный звук, будто возникла непреодолимая, страшная преграда, которую никак не обойти.

В нижнем регистре слышатся короткие, плавные интонации, тихонько подкрадывающиеся, подползающие, пугливые, осторожные, неуверенные, таинственные, страшноватые. Они постепенно поднимаются вверх, спускаются и вновь поднимаются (исполняет фрагмент, 16-31-йтакты). В конце средней части музыка немного светлеет. Повторяющийся звук вдруг сдвинулся с места вверх, будто препятствие неожиданно устранилось.И снова музыка звучит, как в начале сказки, остро, отрывисто, похожа на встревоженную, торопливую скачку. (Звучит фрагмент.)

Заканчивается пьеса внезапно, таинственно. (Звучит фрагмент, затем вся пьеса целиком.)

Сергей сергеевич прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

1891—1953

Русский и советский композитор, дирижёр и пианист.

Сергей сергеевич прокофьев

А как меняется характер музыки в «Сказочке» С. Прокофьева? Сколько частей в пьесе? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Три части. В начале и конце музыка плавная, а в середине — колючая, отрывистая, тревожная, настороженная. В сказке рассказывается о чем-то таинственном, загадочном, волшебном.

П е д а г о г. Молодцы! «Сказочка» С. Прокофьева начинается мягко, уютно, светло. Песенная мелодия звучит высоко, плавно, гладко, напевно. (Звучит фрагмент.) Потом эта мелодия слышится ниже, становится более таинственной, сумрачной и вновь звучит светло, прозрачно, спокойно, в верхнем регистре. (Исполняет первую часть пьесы.)

Середина пьесы начинается сказочно, волшебно, загадочно. Острые, отрывистые аккорды постепенно сменяются отдельными затаёнными звуками и несмелыми, робкими интонациями. (Исполняет среднюю часть пьесы.) В этой части музыка рассказывает о чем-то таинственном, волшебном.

Третья часть «Сказочки» похожа на первую, но песенная мелодия звучит здесь более грустно, устало, темно, постепенно она поднимается вверх, просветляется, растворяется. В аккомпанементе другая мелодия, наоборот, спускается вниз. Они расходятся в разные стороны, как тьма и свет. Окончание сказки звучит таинственно, будто в тумане исчезает сказочное видение, грустно и недосказано. (Исполняет последние восемь тактов пьесы, затем всю пьесу целиком.)

Е занятие

Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, форму произведений, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями.

Ход занятия:

Сергей сергеевич прокофьев

П е д а г о г. Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба-яга». Как рассказывает музыка о Бабе-яге? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба-яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.

П е д а г о г. Молодцы! В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны остановки, пугающие аккорды с жёсткими акцентами, будто Баба-яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе. (Исполняет 1-8-й такты.) Потом появляется непрерывное, суетливое движение. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляются то вверху, то внизу, будто Баба-яга мечется, суетится, что-то ищет. (Играет 9~12-й такты.)

В средней части пьесы равномерные повторяющиеся звуки изображают безостановочное движение, как будто Баба-яга помчалась, понеслась в своей ступе. Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, чётко, остро, как удары помела, которым Баба-яга погоняет ступу. (Играет 13-25-й такты.)

Третья часть пьесы повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полёте поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. (Играет 26-32-й такты.)

Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. (Играет 33—,-40-й такты.) Закружилась, колдует, вертится и вдруг пропала… (Исполняет последние шесть тактов, потом всю пьесу целиком.)

П е д а г о г. Не только П. Чайковский, но и другие композиторы изображали Бабу-ягу в своих музыкальных сказках.

Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал небольшую пьесу для оркестра.

Сергей сергеевич прокофьев

Гении. Сергей Прокофьев


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: