Схема 13. отказ в просьбе

Шаг 1: Вы обнаруживаете неудовольствие, раздражение по поводу просьбы партнера:

Это — безусловная предпосылка для мягкого отказа. Вы, собственно, и не отказываетесь, а только сообщаете о своем раздражении партнеру.

Шаг 2: Скажите «нет»: говорите о своих чувствах.

Используйте местоимение «Я»: «Мне это будет неприятно»; «Меня это немного злит»; «Мне это не нужно»; «Меня это не интересует»; «Я это могу сделать только при крайней необходимости»

Кратко и четко поясните, почему это именно так, дайте краткое обоснование отказу. Обоснованием отказа могут здесь служить только ваши чувства или изменения в ваших отношениях с партнером в случае выполнения просьбы.

Шаг 3: Пауза для выслушивания партнера.

Вы делаете паузу (то есть молчите), спокойно выслушиваете партнера, пока он не договорит.

Шаги 4-6: Повторы.

Повторите свою мысль, но обязательно — с учетом слов партнера и только в том случае, если ваше решение отказать не изменилось.

Ролевая игра 13. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Материалы Время Ситуация Инструкция участникам Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. Используются ситуации, предложенные участниками. «Ваша задача состоит в том, чтобы точно следовать схеме отказа.

163

Инструкция группе Обсуждение Скажите «нет», затем уточните, что именно вы не будете делать, затем, сославшись на неприятные чувства, почему вы этого делать не будете. Будьте последовательны и настойчивы. Не давайте втянуть себя в дискуссию». «Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел по существу и не переходил в плоскость личных оценок и извинений». «Что вам мешало сказать „нет? Как реагировал партнер на вашу настойчивость? Какие способы компенсации отказа вы видите? »

Комментарии

Умение сказать «нет» прекрасно подходит для тренировки настойчивости. Если участник очень легко поддается на провокации партнера, то я ему просто пишу текст на карточке и предлагаю повторять этот текст до тех пор, пока партнер не устанет. Поверьте, многим это очень и очень помогает приобрести уверенность, хоть со стороны и выглядит довольно смешно.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА

В поведенческой терапии принята очень специфическая модель оценки эффективности тренинга — так называемая модель «А-В-А». Эта экспериментальная модель крайне проста и ограничена изучением одного испытуемого (А) до и после какого-либо терапевтического вмешательства (В). Точнее, речь идет о выборке различных действий испытуемого А до момента вмешательства, в процессе вмешательства и спустя некоторое время после него.

Вместо того чтобы сравнивать поведение клиента с эталонным поведением, его сравнивают с ним самим — но таким, какой был раньше. То есть в самой схеме А-В-А заложен дополнительный источник подкрепления. Ведь сравнение с эталоном всегда дает возможность убедиться, что эталон не достигнут. Сравнение с самим собой в этом смысле всегда так или иначе означает либо подкрепление, либо возможность получить помощь в дальнейшем самосовершенствовании.

Если выборка поведения испытуемого (клиента) после терапии приблизится к заранее определенным целям терапии, то терапию считают успешной. Если требуемых изменений обнаружено не будет, то понадобится либо конкретизация целей, либо коррекция плана психотерапевтических мероприятий.

На заключительном этапе тренинга мы обычно возвращаемся к карточкам, которые заполняли клиенты, выполняя упражнение «Этот тренинг будет иметь для меня смысл…» и проводим повторное обсуждение, чтобы оценить достигнутый каждым успех.

Полученные результаты сравнения позволяют нам совершенствовать программу и дорабатывать отдельные ее блоки.

Оценка эффективности тренинга

165

Для общей оценки достигнутого группой прогресса на начальных этапах я использую разработанный мною тест уверенности в себе, который вы найдете в приложении.

И, конечно, очень много полезной информации может дать обратная связь от участников группы. Для получения этой обратной связи я также часто использую упражнения, прекрасно описанные в тренинговои литературе, выпускаемой издательством «Речь».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

СТАНДАРТНЫЙ БЛАНК

ДЛЯ ЗАПИСИ СИТУАЦИЙ ЮЛЕВЫХ ИГР

Время, место:
Партнер:
Действия партнера:
Ваше типичное поведение в этой ситуации:
Возможные альтернативы, новое поведение:
Последствия типичного поведения Для себя самого Для семьи Для отношений с партнером Для общества
Кратковременные
Долговременные

Приложение 2. СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ СЛОЖНОСТИ СИТУАЦИЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

КОМПОНЕНТЫ СИТУАЦИИ СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ СИТУАЦИИ
1 низкая 2 3 средняя 5 высокая
Партнер/ партнеры Хороший приятель, которому доверяют Знакомый человек Незнакомый человек Группа людей Должностное лицо, начальник, милиционер
Время/ место Знакомая обстановка, привычное, дружественное окружение Незнакомая обстановка, дружественное окружение Незнакомая обстановка, недружелюбное окружение
Социальный контроль От исхода ситуации практически ничего не зависит. Внешние оценки отсутствуют. От исхода ситуации зависит собственный успех и благополучие. Присутствующие так или иначе будут оценивать успехи. От исхода ситуации зависит успех и благополучие других людей. Присутствующие активно и явно оценивают поведение и успехи.

Приложение 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ УВЕРЕННОГО, НЕУВЕРЕННОГО И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

‘Агрессивное поведение Уверенное поведение Неуверенное поведение
Контакт глаз Пристальный взгляд прямо в глаза собеседнику Устойчивый контакт глаз: в глаза партнеру смотрят в момент предъявления требований, отводят взгляд, когда слушают возражения. Отсутствие контакта глаз: смотрят себе под ноги, на потолок, в свои бумаги, но не в глаза собеседнику
Дистанция общения Минимальная. На партнера все время «наступают*, вторгаются на его территорию. Оптимальная. Соответствует принятым в данной среде стандартам дистанции официального общения. Стремится к увеличению: от партнера «отступают», начинают говорить с очень большого расстояния.
Жестикуляция Бурная. Размахивают руками, совершают шумные и хаотичные движения, стучат дверями и бьют посторонние предметы. Соответствует смыслу сказанного. Напряженная. Дрожь и хаотичные движения. Судорожно перебирают бумаги, не знают, куда деть руки.
Тон, громкость голоса Крики, вопли, угрожающие интонации. Собеседника совсем не слушают, не дают договорить. Говорят короткими рублеными фразами. Говорят достаточно громко, чтобы быть услышанным собеседником. Уверенные интонации. Собеседника внимательно выслушивают. Говорят тихо, сбивчиво, стремятся сократить паузы в разговоре. Фразы неоправданно затянуты.
Чувства Злость, ярость Спокойствие, уверенность Страх, тревога, вина
Содержание речи Упреки, угрозы, приказы, оскорбления. Информирование о своих правах, желаниях, намерениях, действиях Оправдания, извинения, объяснения
Местоимение: Я, мне В фразах, содержащих угрозы и приказы Указывает на тот факт, что именно я сам стою за данным требованием Используется неопределенная форма глагола, речь от третьего лица
Содержание требования Угрозы,приказы Краткое и четкое Понять, что именно хочет человек, невозможно — об этом не говорят
Обоснование Не дается Краткое и четкое Обоснование излишне длинное и путаное, насыщено извинениями и ненужными объяснениями

169

Техники вежливого отказа. Искусство речи / VideoForMe — видео уроки


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: