Схема структурного анализа урока

ПЛАН – ДНЕВНИК

Учебной практики

УП 01.03 Практика наблюдений показательных уроков

студента _____ группы

Специальности 050146 Преподавание в начальных классах

________________________________________

(Фамилия, имя, отчество полностью)

Проверил:

Методист ______________________

Оценка ________________________

Подпись _______________________

Тюмень 2014 год

Пояснительная записка

Дневник по практике является основным документом, позволяющим сделать вывод о том, как студенты умеют наблюдать и анализировать уроки по различным дисциплинам начальной школы.

Цель практики: обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической педагогической деятельности; развитие психолого-педагогической компетентности студентов.

Задачи практики:

  1. Осознание студентами социальной значимости своей будущей профессии.
    Выработка ответственного отношения к результатам своей профессиональной деятельности.
  2. Знакомство студентов с ролью учителя начальных классов в образовательном процессе.
  3. Знакомство с инструментарием, методами организации и проведения анализа урока.
  4. Отработка умений составления «фотографии» и анализа уроков.

В ходе практики учащиеся выступают в роли наблюдателей.

Содержание практики:

— проведение структурного анализа уроков по различным учебным дисциплинам;

— определение цели и содержания обучения по учебным предметам начальной школы;

— наблюдение и анализ разных типов уроков по учебным дисциплинам начальной школы, обсуждение отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции;

— анализ методов и приемов обучения, используемых учителем на уроке;

— усвоение эффективности применения организационных форм и средств обучения;

— изучение процедуры оценивания учителем результатов практической деятельности обучающихся

Каждый день практики завершается подведением итогов.

Задание №1

Индивидуальный план прохождения практики

студента _____________________________________________________________________,

фамилия, имя, отчество

_______ курса __________ группы

специальности ________________________________________________________________

наименование специальности

База практики __________________________ ____________________________________

название учреждения/ организации

День практики Наименование вида работы Ежедневно 6 академических часов Отметка о выполнении /подпись методиста
08.12. 2014 г.
09.12. 2014 г.
10.12. 2014 г.
11.12. 2014 г.
12.12. 2014 г.
113.12. 2014 г.

Руководитель группы студентов/

методический руководитель _____________________ ________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Задание № 2

Проанализируйте урок по схеме

Цель посещения:

Дата:

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке :

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения
Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий
Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Выводы и рекомендации:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3

На основе изученного материала об особенностях организации и содержания урока, проанализируйте план-конспект занятия с позиции оценки правильности его структуры.

Тема занятия _________________________________________________________________

Цель ________________________________________________________________________

Задачи__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализструктуры урока (макс. балл по критерию — 3)
1. Наличие основных этапов занятия
2. Содержание этапов, их логическая последовательность
3. Подготовка детей к предстоящему этапу, чёткость перехода от одного этапа к другому
4. Методы и приёмы, используемые на отдельных этапах, их соответствие цели урока
5. Продолжительность урока и его этапов
6. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы на уроке

0 баллов – критерий не представлен; 1 балл – критерий представлен частично; 2 балла – критерий представлен на допустимом уровне; 3 балла – критерий полностью представлен

Заключение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4

Схема структурного анализа урока

  • Тип и структура урока:

тип, структура урока, его место в системе уроков по теме;

тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;

дозировка времени.

  • Содержание и методика повторения учебного материала:

полнота и глубина проверки;

методика повторения, дифференциация заданий;

охват учащихся проверкой, занятость класса;

объективность оценки, аргументация отметки.

  • Работа над новым учебным материалом:

требования программы;

научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного,

соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.

  • Методы обучения:

оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; целесообразность их применения;

обоснованность применяемых методов;

активизация познавательной деятельности учащихся;

использование методов проблемного обучения;

сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;

самостоятельная работа учащихся;

методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

  • Усвоение нового материала:

отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;

самостоятельная работа при закреплении;

обратная связь — оценка ответов учащихся.

  • Задание на дом:

объем, характер материала, его посильность;

наличие и характер инструктажа;

дифференцированность задания.

  • Характер деятельности учителя:

уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;

речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

  • Результаты урока:

подведение итога урока;

выполнение намеченного плана урока.

Задание № 6

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. (норма — 4-7 видов за урок; частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма -7-10 минут);

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудио — визуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма — не менее трех);

5) чередование видов преподавания (норма — не позже чем через 10-15 минут);

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся; это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействиям свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма — не менее 60 % и не более 75-80 %);

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности — определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

— быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

— спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися.

Задание № 7

Минусы традиционного урока | Анализ урока истории


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: