Схема урока устного практического курса

1. Установка на русскую речь

2. Повторение пройденного: разыгрывание ранее выучен-

ных игр, декламация стихотворений, выполнение заданий

с логической нагрузкой

3. Первичное ознакомление с новыми словами (объяснение лексического значения)

4. Организация слушания связного высказывания по теме урока, общая проверка понимания воспринятого на слух

5. Продолжение работы над новыми словами (звуковой анализ, определение ударения, введение в словосоче-тание, предложение)

6. Заучивание наизусть текстов артикуляционно-тренировочных упражнений, реплик диалога, текстов к играм, загадок на прогнозирование. Отработка навыков интонирования предложений.

7. Развитие навыков составления связного высказывания на материале прослушанного текста и выполненных подготовительных упражнений

8. Подведение итогов урока

Цели периода начального обучения чтению и письму(2 клас)

• развитие умений понимать устную речь и говорить по-русски;

• формирование умений читать и писать на русском языке;

• расширение имеющихся представлений о русском языке и русской речи, формирование и развитие отдельных языковых умений.

В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам: а) по основному предмету обучения — уроки чтения и уроки письма; б) по времени, по периодам и этапам обучения — уроки в добукварный период, на первом, втором и третьем этапах букварного периода, в послебукварный период; в) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке — уроки изучения новой буквы и нового звука, письма новой буквы и уроки, на которых новая буква не вводится.

Таким образом, на каждом временном этапе (кроме добукварного и послебукварного периода) проводятся уроки четырех основных типов: уроки чтения и уроки письма, на которых есть новая тема — новые звук и буква; и уроки чтения и уроки письма, на которых нет новой темы — новых звука и буквы.

В конце первого и второго этапов букварного периода и в конце всего букварного периода проводятся, кроме того, уроки обобщающего повторения.

Оборудование урока :Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов:(программы, учебники, рабочие тетради и др.), дидактические картинки. иллюстрации из книг , предметные рисунки; диафильмы, слайды, — кинофильмы.

Требования к знаниям и умениям речевой деятельности учащихся к концу начального обучения чтению и письму. Контроль за развитием речевых умений и навыков учащихся. Его формы.

Учащиеся должны з н а т ь:

— о существовании различных языков, о близости русского и украинского языков, о необходимости разграничивать их в речи;- названия букв русского алфавита;- перечень гласных звуков под ударением (6);- термины: твердый-мягкий, звонкий-глухой, согласный звук, текст, предложение, знаки препинания (. , ? , ,);-правила поведения во время диалога, беседы;- качества хорошего чтения вслух.

Учащиеся должны у м е т ь :

— понимать с одного прослушивания основное содержание незнакомого художественного текста, его основную мысль, значение отдельных образных слов, выражений (время звучания 1-2 мин.);- составлять диалог (4-5 реплик на каждого собеседника, не считая этикетных формул начала и конца диалога);-пересказывать текст (50-60 слов);-читать вслух плавно, с соблюдением норм произношения, правильно интонируя предложения, со скоростью 50-60 слов в минуту;-списывать текст, сверяя написание с образцом (объем текста 35-45 слов; скорость письма – 20-25 знаков в минуту);-соблюдать требования к технике письма;-различать текст и не связанные между собой предложения;-связывать между собой 2 предложения, используя предусмотренные программой средства связи;-ставить вопросы по содержанию текста;-различать предложения, содержащие сообщение, вопрос, просьбу, побуждение к действию; составлять такие предложения;-находить в предложении пары связанных между собой слов (с помощью вопроса);-составлять сочетания слов, используя слова в нужной грамматической форме;-правильно произносить вслед за учителем слово, затем — цепочку звуков этого слова; произносить тот или иной звук слова (первый, последний, идущий вслед за указанным звуком);-определять ударение в слове;-читать алфавит, правильно называя буквы;-правильно произносить и писать словарные слова (60 слов).

Контроль -это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль — это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях.Главными объектами контроля на занятиях по языку являются: а) речевые навыки (уровень языковой компетенции); б) речевые умения (уровень коммуникативной компетенции); в) знания о стране изучаемого языка и образе жизни его носителей (социокультурная компетенция).Формы контроля.Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Каждая из перечисленных форм может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка — вид речевой деятельности) и вида контроля (итоговый, текущий).Индивидуальный контроль считается наиболее объективным видом контроля, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика. Поэтому он больше всего подходит для проверки уровня владения языком по окончании курса, т.е. в ходе итогового контроля. Достоинство индивидуального контроля — возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки учащегося.

Недостатки связаны со следующими обстоятельствами: а) малый охват обучающихся в ходе урока; б) снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из учеников. Особенно такой контроль неэффективен в работе с младшими школьниками из-за неустойчивости их произвольного внимания. По этой причине индивидуальный контроль целесообразно сочетать с фронтальным: учащиеся получают задание дополнить, исправить ответ своего товарища по группе.На аудиторных занятиях индивидуальный контроль проводится преимущественно в устной форме. Письменная форма этого контроля характерна для итогового и завершающих тему занятий.

Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.

Достоинства фронтального контроля:1)возможность охвата проверяющим одновременно всех Учащихся группы;2) высокая активность учащихся;3) высокий темп работы, который может варьироваться в зависимости от трудности задания и готовности учащихся.К недостаткам относят его поверхностный характер из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделять больше внимания каждому. Для повышения эффективности фронтального контроля рекомендуется:

1) планировать заранее место фронтального контроля в системе урока и время, которое будет ему уделено;

2) продумывать формулировки вопросов и заданий. Их нечеткость может вызвать затруднения при ответе и дать необъективное представление о подготовке учащихся;

3) не допускать переключения на индивидуальный контроль. Это может привести к изменению ритма урока и снижению эффективности в работе;

4) задавать вопросы всему классу, а затем называть фамилию ученика, которому предстоит отвечать.Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, обеспечивает быстроту реакции. Если учащийся испытывает затруднения с ответом, следует обратиться за помощью к другому ученикуГрупповой контрольпроводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Это может быть беседа на известную учащимся тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста, участие в ролевой игре. Преподаватель заранее составляет сценарий беседы и определяет ее участников.

61.Анализ учебно-методического комплекта для периода начального обучения чтению и письму. Структура и содержание учебника, его соответствие программе, графическое и художественное оформление.

Учебно-методический комплект – совокупность учебно-методических средств, обеспечивающих достаточную эффективность учебного процесса.Он включает:Учебник,Методические пособия для учителя,Дидактические материалы, таблицы, хрестоматии.

Неоценимым достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной, научно-популярной литературы, произведенияустного народного творчества, при этом следует отметить, что тексты нетолько доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают определённое воздействие на душу ребёнка, заставляют его улыбнуться,погрустить и задуматься над некоторыми сторонами жизни. Это создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке, приобщает к литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими конструкциями образцовых текстов.В учебниках присутствует система заданий и специальных упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников,а также умение детей свободно пользоваться разным языком в различныхситуациях общения. В работе по развитию речевой деятельности учащихся большое значение имеет обогащение их словарного запаса. Языковой материал учебника позволяет ежеурочно обогащать лексику учащихся. При изучении той или иной темы дети знакомятся с новыми словами, узнают их значение. Языковой материал текстов учебника способствует развитию у младших школьников творческого и воссоздающего воображения. Читая поэтические строки, учащиеся воссоздают в воображении картины, навеянные этими строками. Упражнения учебника заставляют задуматься над значением слов, уместностью их употребления в речевых

ситуациях.

Большое значение автор уделяет правильности речи младших школьников. Через тексты учащиеся знакомятся с правильным произношением слов, с нормами ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи , учатся правильному употреблению в речи слов.

Особое место в системе работы по развитию речевой деятельности учащихся занимают упражнения, направленные на воспитание культуры речевого

общения. Так выполняя упражнения, дети задумываются над вопросами,какие слова можно употребить, прощаясь со своими товарищами, и с какими можно обратиться к учителю или другому взрослому. Таким образом, на примере типичных ситуаций учащимся показано как следует пользоваться различными

средствами речевого этикета при приветствии, прощании, просьбе, извинении и

так далее, а также как нужно вести себя в подобных ситуациях.

В учебниках вполне достаточно упражнений, формирующих специальные

речевые умения: различать текст, типы текстов, определять тему и главную

мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно

строить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-

выразительные средства языка и умело использовать их в речи.

В учебниках много упражнений, предлагающих создание собственных

речевых высказываний, что позволяет развивать не только устную, но и

письменную речь учащихся: создание текста по заданному слову, предложению,

пословице, рисунку и вопросам на заданную тему, составление продолжения

текста и прочее.Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших школьников написанию изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимся осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения строить связные тексты.Положительным является то, что в учебнике представлено большое количество предметных и сюжетных рисунков, схем, которые с одной стороны,помогают ученику усвоить изучаемый материал, а с другой – используются для обогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи. Таким образом, учебный комплект по русскому языку

способствует и повышению языкового образования и развитию речевой

деятельности младших школьников.

Как читать чертежи


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: