Лад: минор, мажор, смена лада в начале или середине построения, чередование мажорной и минорной тоник, дорийский лад;
Размер: 4/4, 2/4, 6/8, 3/8, ¾, 5/4;
Жанровая основа темы: песня (колыбельная, гимн, баркарола), ноктюрн, пастораль, марш (траурный, строевой, свадебный), танец (вальс, мазурка, полонез, сарабанда, полька, трепак);
Особенности метроритма:подчеркивание сильных долей, синкопы, сглаживание сильных долей, ритмическая равномерность, мягкий и острый пунктирный ритм, разнообразие ритмических формул, метрическая четкость, разделение фраз и мотивов паузами, слитность ритмического движения;
Темп: очень быстрый, быстрый, очень медленный, умеренный, медленный;
Форма: строфическая, куплетная, куплетно-вариационная, двухчастная, период, предложение, трехчастная;
Особенности динамики: динамические контрасты, динамическая ровность, единая динамика форте, единая динамика пиано, частая смена динамики;
Тембр голоса солиста:тенор, сопрано, меццо-сопрано, бас, контральто, баритон, контратенор;
Особенности сопровождения: аккомпанемент построен на общих формах движения, аккомпанемент полностью дублирует вокальную партию, аккомпанемент построен на самостоятельной теме, есть фортепианное вступление, есть фортепианные отыгрыши
3. Найти ошибочные утверждения в тексте, исправить их, вписать недостающее (согласно темам учебника).
Номинация «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Первый блок — письменно
1.Определить на слух или по видеофрагменту произведение и его автора (по программе учебника: З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова Музыкальная литература. Первый год обучения. 4 класс.); — 8 номеров
Список возможных произведений:
К.В.Глюк
опера «Орфей и Эвридика»: 2 д. Хор фурий (1), соло флейты
Н.А.Римский-Корсаков
опера-былина «Садко»: песня Варяжского гостя, песня с хором «Высота ли», колыбельная Волховы
опера «Сказка о царе Салтане»: Три чуда (три богатыря), Полёт шмеля
М.И.Глинка
опера «Руслан и Людмила»: марш Черномора, Персидский хор, рондо Фарлафа, рассказ Головы
И.С.Бах
ХТК 1 прелюдия C-dur
С.С.Прокофьев
«Петя и волк» (темы: Петя-стр. квартет, дедушка – фагот, кошка — кларнет)
П.И.Чайковский
Балет Щелкунчик»: 2 д.- танц. дивертисмент: Чай (Китайский танец), Вальс цветов (родной), Танец феи Драже)
«Детский альбом»: Баба Яга, Старинная французская песенка
Ф.Шуберт
песня «Форель»
М.П.Мусоргский
вок. цикл «Детская» — романс «В углу»
форт. цикл «Картинки с выставки»: Балет невылупившихся птенцов,
Дж.Верди
опера «Аида» 2 д. финал — марш
А.Хачатурян
балет «Гаянэ» — Лезгинка
Дж.Россини
Тарантелла
К.Сен-Санс
«Карнавал животных»: Лебедь
А.К.Лядов
«Кикимора»
Э.Григ
сюита «Пер Гюнт»: Песня Сольвейг, В пещере горного короля
К.Дебюсси
Детский уголок: Кейкуок»
2. Определить на слух основные элементы музыкальной речи в произведении (лад, жанровая основа, размер, особенности метро-ритма, темп, динамика, тембр инструментов симфонического оркестра и певческих голосов, особенности сопровождения, форма), заполнив таблицу, и сделать краткое заключение о музыкальном образе, например,
Музыкально-выра-зительные средства | Произведение |
Лад, тон-ть | Минор |
Размер | 4/4 |
Жанр, жанровая основа темы | Марш (строевой) |
Особенности метроритма, характ. ритм. фигуры | Метрическая четкость, подчеркивание сильных долей, мягкий и острый пунктирный ритм, разнообразие ритмических формул, разделение фраз и мотивов паузами |
Темп | moderato (умеренный) |
Особенности динамики | динамические контрасты |
Тембр голоса солиста | Бас (Ф.Шаляпин) |
Особенности сопровождения | Есть фортепианное вступление, форт. отыгрыши |
Форма | Куплетно-вариационная или куплетная |
Музыкальный образ | Язвительно-саркастичный , сатирический, ироничный, театральная зримость |
Возм.название | М.П.Мусоргский песня Блоха |
Шпаргалка для данного примера:
Лад: минор, мажор, смена лада в начале или середине построения, чередование мажорной и минорной тоник, дорийский лад;
Размер: 4/4, 2/4, 6/8, 3/8, ¾, 5/4;
Жанровая основа темы: песня (колыбельная, гимн, баркарола), ноктюрн, пастораль, марш (траурный, строевой, свадебный), танец (вальс, мазурка, полонез, сарабанда, полька, трепак);
Особенности метроритма:подчеркивание сильных долей, синкопы, сглаживание сильных долей, ритмическая равномерность, мягкий и острый пунктирный ритм, разнообразие ритмических формул, метрическая четкость, разделение фраз и мотивов паузами, слитность ритмического движения;
Темп: очень быстрый, быстрый, очень медленный, умеренный, медленный;
Форма: строфическая, куплетная, куплетно-вариационная, двухчастная, период, предложение, трехчастная;
Особенности динамики: динамические контрасты, динамическая ровность, единая динамика форте, единая динамика пиано, частая смена динамики;
Тембр голоса солиста:тенор, сопрано, меццо-сопрано, бас, контральто, баритон, контратенор;
Особенности сопровождения: аккомпанемент построен на общих формах движения, аккомпанемент полностью дублирует вокальную партию, аккомпанемент построен на самостоятельной теме, есть фортепианное вступление, есть фортепианные отыгрыши
3. Найти ошибочные утверждения в тексте, исправить их (согласно темам учебника).