Кодирование – это процесс присвоения условных обозначений объектам, процессам и явлениям.
Существуют следующие системы кодирования:
1. Порядковая. Наиболее простая. Присвоение кода производится по мере возрастания или убывания признаков без пропуска номеров. В этой системе шифры имеют малую длину, но не содержат никаких сведений об объекте кодирования. Ее используют при небольшом числе объектов и одном классификационном признаке.
2. Серийно-порядковая. Отличается от порядковой тем, что при наличии двух и более классификационных признаков объекты делят на группы, каждой из которых отводится серия порядковых номеров с резервом на случай появления новых признаков.
3. Позиционная. Каждый знак кода в такой системе имеет свой смысл, и менять позиции кода местами нельзя, т.е. каждому классификационному признаку выделены определенные разряды. В этой системе нет зависимости признака, записанного в одних разрядах шифра, от других. (Например: 01.12.05, где 01-номер цеха, 12- номер участка, 05 – номер рабочего места)
4. Иерархическая. Шифр каждой нижестоящей группировки образуется путем добавления элементов к шифру вышестоящей. Такая система отличается хорошей информативностью, но шифры, имеют большую длину и сложную структуру, в связи с чем ее используют в системах с небольшими изменениями шифров.
Между классификационными группировками устанавливаются отношения подчинения — иерархии. Исходное множество объектов сначала группируется по выбранному признаку, затем каждая группировка в соответствии с вновь выбранным основанием подразделяется на ряд более мелких, которые также подразделяются, конкретизируя объект или его свойства.
Глубина классификации (число ступеней классификации) определяется минимальным количеством признаков, которые необходимы и достаточны для решения задач с использованием классификационных группировок и максимальным количеством объектов, которые могут быть отнесены к последней ступени классификации.
Код в иерархической системе имеет одну особенность. Из любого «длинного» кода можно «отрезать» любое количество нижних уровней и, таким образом, появляется возможность агрегировать информацию по любому требуемому уровню обобщения. (Например: 40 15 16 25 4444. Где 40-отрасль производства, 15 – автомобилестроение, 16 – тип транспортного средства, 25 – уточняющая характеристика, 4444 — модель)
5. Фасетная. Особенностью этой системы является отсутствие жесткой структуры кода и заранее построенных конечных группировок. В ее основе лежит анализ, которому подвергаются характерные признаки объектов классификации и выявляются основные категории свойств предмета.
Общий код объекта формируется из нескольких локальных кодов, каждый из которых относится к одному из фасетов. Фасет представляет собой, как правило, простейший классификатор с порядковой или серийно-порядковой системой кодирования и содержит в себе характерные признаки объектов классификации.
В коде присутствует контрольное число. Оно представляет собой результат определенной последовательности арифметических действий над всеми цифрами кода и служит формой контроля информации, содержащейся в нем.
6. Штриховая. Система штрихового кодирования информации (ШК) представляет собой совокупность вида штриховых кодов и технических средств нанесения на носители информации, верификации качества печати, считывания с носителей, а также предварительной обработки данных.
Символ штрихового кода EAN/UPC (European Article Numbering — Европейский товарный код/ Universal Product Code — универсальный товарный код) представляет собой графическое отображение некоторой комбинации цифр в виде штрихов и пробелов.
Цель ШК информации заключается в отражении таких информационных свойств товара, которые обеспечивают реальную возможность проследить за их движением к потребителю. Это связано с повышением эффективности управления производством.
Категории: информация, данные, знания.
Информация
В настоящее время встречается несколько подходов к определению понятия информация.
Сообщение – форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и др. форм.
Информация:
– это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и техническими устройствами.
– это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности или не полноты знаний, следовательно не каждое сообщение является информацией.
– в законе «Об информации, информатизации и защите информации» информация – это сведения о лицах, предметах и процессах независимо от формы их представления.
Синтаксический аспект информации рассматривается на стадии формирования и регистрации информации. Информацию, которую рассматривают только с синтаксических позиций часто называютданными.
Семантический аспект информации – это оценка тех сведений, которые воспринимаются человеком в процессе передачи.
Прагматический аспект информации – или её ценность для получателя связаны с ролью информации достижения цели и рассматриваются на этапе принятия решений.
Информация бывает детерминированной и вероятностной, а также непрерывной и дескретной.
Формулы для измерения информации:
1) Формула Шеннона: , где I-количество информации, N – количество возможных событий, pi – вероятность отдельных событий.
2) Формула Р. Хантли: , где a- основание системы, N – количество равновозможных состояний, p – вероятность реализации состояния.
Многообразие источников и потребителей информации привело к существованию различных форм ее представления. Среди этих форм основными являются символьная, текстовая и графическая.
Символьная форма, основанная на использовании символов: букв, цифр, знаков и т. д., является наиболее простой, но она применяется только для передачи сигналов о различных событиях. Например, зеленый свет уличного светофора.
Более сложной является текстовая форма представления информации. Здесь, так же как и в символьной форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, порядке следования. Так, слова «лом» и «мол» имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию.
Самой емкой и достаточно сложной является графическая форма представления информации.
Для существования информации обязателен какой-либо материальный объект, передающий или хранящий ее. Таких объектов достаточно много и их число все время возрастает. Основные носители информации представлены в таблице 1.
Таблица 1.- Перечень носителей информации.
Объекты, несущие информацию | |
При передаче информации | При хранении информации |
Воздух | Бумага |
Вода | Ткань |
Электрический ток | Дерево |
Эфир | Железо |
Рентгеновский луч | Кремний |
Луч света | Пластмасса |
2. Данные
Данные – определяются как информация, фиксированная в определенной форме, пригодной для последующей обработки, хранения, передачи. Данные соответствуют зарегистрированным фактам об объектах, процессах и явлениях реального мира. В отличие от информации данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые в данный момент не оказывают воздействия на принятие решений. Данные превращаются в информацию, если такое воздействие существует.
Данные можно собирать, хранить, изменять их форму, но у них есть и отличительные особенности: данные могут создаваться и исчезать, стираться, терять точность и т.д. Учитывая эти особенности, данные можно охарактеризовать «циклом жизни»:
2. Зарождение
3. Обработка
4. Хранение
5. Потребление
6. Поиск
7. Собирание
8. Редактирование (изменение их формы)
9. Уничтожение (удаление).
3. Знания
Под знаниями в общем смысле следует понимать информацию, потенциально необходимую обществу или индивидууму для решения задач, принятия решений и совершенствования своих знаний об окружающем мире.
Это может быть информация о некоторой предметной области, ситуации, проблеме, правилах ее решения, а также конкретных условиях, определяющих выбор этих правил.
Знания – это целостная систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы общества и мышления накопленное человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности и направленное на дальнейшее изменение и познание объектов мира.
Знания – это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области.
Знания отличаются от данных большей сложностью, абстрактностью, полнотой и многосторонностью описания некоторой области деятельности.
В понятие знаний включаются также правила манипулирования данными и метазнания (знания о знаниях), т.е. информацию о структуре знаний и о том, как применять эти знания.
Знания, как и информация, предполагают понимание, т.е. наличие интеллекта.
Знания делятся на три основные разновидности (категории):
1. Системные знания, т.е. совокупность сведений о конкретной предметной области.
2. Предметные знания — совокупность сведений о качественных и количественных характеристиках конкретных объектов.
3. Алгоритмические, процедурные знания – знания ЯП. Реализация этих знаний позволяет создать какой-либо программный продукт.
Совокупность методов и систем для исследования, хранения и обработки знаний называют инженерией знаний.
Пример:
Для объекта «книга» могут иметься следующие данные: автор, название, жанр, издательство, год издания, тема, количество страниц, переплёт, тираж и цена.
Индивидуум, который поставил перед собой цель – купить определённую книгу, знает, что в книжных супермаркетах выбор больше; подарочное издание дороже обычного; специализированная литература выпускается ограниченным тиражом; книги издают в твёрдом и мягком переплётах; цена зависит от качества используемой бумаги; популярные книги, а также новинки дороже; есть магазины, в которых можно купить подержанную литературу; чем позднее издание, тем меньше в нём ошибок; иллюстрированная литература интереснее и приятнее читается; книги с мелким шрифтом читать неудобно.
Когда покупатель придет в магазин, он получит нужную ему информацию. Узнает, есть ли книга в наличии, посмотрит цену, количество страниц, год издания, переплёт, есть ли иллюстрации, какойшрифт используется. Увидит, имеются ли разные издания этой книги, какие другие книги написал автор данной, есть ли у неё продолжение или предыстория.