Сюжет и композиция поэмы.

Концепция человека

В поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПОЭМЕ ГОГОЛЯ

«МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Будьте не мертвые души, но живые.

Гоголь

АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ .

Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать Ад русской современной жизни. Назвав свое произведение Мертвыми душами, Гоголь указывал на нищенство, опустошенность и мелочность душ русских помещиков. Душа человека бессмертна и невидима — Гоголь демонстрировал людям, во что превратился их внутренний мир, чтобы люди испугались и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души.

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ.

Гоголь создает ряд образов мелких помещиков, и в основе каждого из образов помещиков – поврежденная, искаженная душа человека:

1) Скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности;

2) кулак Собакевич по внешности (спина как у вятских приземистых лошадей, ноги, походившие на чугунные тумбы), и окружающей обстановке являет черты прежнего богатырства;

3) ставшая «дубинноголовой», Коробочка олицетворяет изначальную хозяйственность и предусмотрительность;

4) мечтательность и доброта переросли в пустое фантазерство у Манилова;

5) бесшабашная удаль до неузнаваемости исказилась у Ноздрева, бессовестного лгуна и бездельника.

Гоголь приводит нас к мысли о том, что каждый порок человека берет начало в искаженной добродетели.Во втором томе поэмы, соответствующем Чистилищу Данте, Гоголь хотел показать возможность нравственного перерождения человека, пробуждение его души, но не успел довершить свой труд, и до нас дошли лишь неполные черновики второго и третьего томов поэмы.

ПОВЕСТЬ О КАПИТАНЕ КОПЕЙКИНЕ»

Повесть о капитане Копейкине есть ключ к пониманию авторского замысла произведения. Ее герой, капитан Копейкин, был когда-то героем Отечественной войны 1812 года; защищая Родину, он сильно пострадал, но государство не старается помочь калеке — оно просто игнорирует его. Гоголь показывает, что власть всегда опаздывает со своей справедливостью. Защитник отечества превращается во врага отечества, и это происходит по вине государства. Городские чиновники принимают (первоначально) Чичикова за капитана Копейкина. Разумеется, Чичиков не капитан Копейкин, но их сближает то, что чиновничий аппарат государства не дает своим гражданам России стать добродетельными. В этом — предупреждение Гоголя современникам спасти себя, спасти Россию, обратив свой взгляд на перерождение души как основы благополучия государства.

ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ.

Любовь и преклонение перед великой страной и ее народом предстают перед нами в частых лирических отступлениях: Русь! Русь!… Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю. Гоголь верит в величие родины и ставит перед собой задачу вывести Россию из бездорожья, спасти от пропасти, у которой она стоит. Дорога, по которой идет Чичиков, – это обманный путь, запутанный, ведущий в никуда. Ему противостоит образ истинного пути, прямого и открытого, вырвавшись на который волшебно преобразится экипаж Чичикова в птицу-тройку, символ свободной, обретшей живую душу Руси.Именно по такому пути ведет Гоголь своих героев (во втором и третьем томах), в конце его и должно произойти нравственное перерождение мертвых душ.

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ.

Поэма имеет кольцевую композицию»: она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: Чичиков въезжает в город и выезжает из него. Экспозиция в Мертвых душах перенесена в конец произведения. Таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. Поэма же начинается с развития действия: Чичиков начинает свой путь к приобретению мертвых душ. Построение Мертвых душ отличается логичностью и последовательностью. Каждая глава завершена тематически, она имеет свое задание и свой предмет изображения. Главы, посвященные изображению помещиков, выстроены по схеме: описание пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности героя, затем показан обед и отношение помещика к продаже мертвых душ.В композиции поэмы присутствуют лирические отступления, вставные новеллы («Повесть о капитане Копейкине»), притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кофовиче.

Содержание первого тома Гоголь обобщает в маленькой лаконичной притче о Кифе Мокиевиче и Мокии Кофовиче. Она приобретает особое, ключевое значение для восприятия всей поэмы. Её герои вырастают в символ обобщающего значения, они концентрируют в себе важнейшие черты и свойства всех других персонажей Мертвых душ. В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь показывает условия, формирующие в человеке пороки, причины омертвения душ.

сюжет в композиции часть 1


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: