Склонность к определенным состояниям

Уровень активности

Уровень активности

Основным показателем уровня активности служит психомоторный тонус. Определение «психомоторный» подчеркивает зависимость мышечного тонуса от психологического состояния. Однако изменения мышечного тонуса могут быть вызваны и не психологическими причинами (мышечной слабостью, физиологическими нарушениями регуляции движений и т. п.).

Высокая целенаправленная активность, наблюдающаяся при благоприятном психологическом состоянии, характеризуется умеренно высоким, хорошо регулируемым психомоторным тонусом. В состоянии эмоционального возбуждения, т. е. особо высокой активности, повышенной готовности к действию, наблюдается повышенный психомоторный тонус.

При необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить, часто наблюдается эмоциональная напряженность. Это состояние возбуждения, сопровождаемое ощущением, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно. Если эмоциональная напряженность продолжается слишком долго, то возникает истощение и возможны различные срывы: бросание предметов, слезы, крик и т. п. В этом состоянии легко возникают ссоры и конфликты. Особо высокая эмоциональная напряженность, не имеющая видимых причин, иногда служит признаком начинающегося психического заболевания.

Патологическое возбуждение, сверхвысокая активность в сочетании с повышенным настроением (эйфорией) характерны для гипоманиакального состояния. Оно сопровождается снижением адекватности поведения и нарушениями его целенаправленности, потерей чувства такта, ощущения того, когда твоя активность уместна, а когда — нет. В этом состоянии человек легко вступает в конфликты, нередко повышается агрессивность.

Гипоманиакальное состояние, как правило, является проявлением психического заболевания, однако менее выраженные сходные состояния могут быть следствием определенных личностных особенностей. При снижении активности снижается и психомоторный тонус, вплоть до выраженной пассивности, вялости, отсутствия готовности к действию.

Одной из наиболее частых причин общей пассивности служит астеническое состояние. Это состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность. При астении ухудшаются память, внимание. Появляются плаксивость, капризность, раздражительность. Астения возникает в результате перенесенных заболеваний (как нервных, так и общих), при переутомлении, недостатке витаминов, нарушениях режима жизни (недостатке сна, питания, прогулок). К астении приводит также длительный стресс. Нарушения, вызванные астенией, обратимы. Однако, если это состояние продолжается длительное время, то накапливаются вторичные отклонения: пробелы в знаниях, неблагоприятный опыт построения межличностных отношений, заниженная оценка своих возможностей.

Эмоциональный фон

Эмоциональный фон

В норме эмоциональный фон варьирует в широких пределах, в соответствии с жизненной ситуацией. При длительном пребывании в неблагоприятной ситуации возможно его столь же длительное снижение. Это неблагоприятный психологический фактор, но не признак патологии.

Патологическое снижение настроения, по глубине и/или длительности не соответствующее вызвавшей его причине или вообще не имеющее видимой внешней причины, — признак депрессивного состояния. При депрессии человек не способен испытывать положительные эмоции. У него резко падает активность, часты мысли о самоубийстве. Возможны и суицидальные попытки, что делает состояние депрессии очень опасным. Оно нередко требует психиатрического вмешательства. Частый источник депрессии — длительная фрустрация (неудовлетворенность) значимой потребности.

Существуют различные виды депрессии: классическая (основное проявление — глубокое снижение настроения), астеническая (с ярко выраженной ослабленностью, сильной истощаемостью), тревожная (включающая значительное повышение тревоги), ажитированная (с возбуждением) и др. У детей депрессия нередко протекает в замаскированной форме, когда снижение настроения не особенно заметно. Однако и в этом случае наблюдается снижение уровня активности, обеднение интересов, некоторая общая вялость. Депрессия часто сопровождается неприятными соматическими (телесными) ощущениями, болями, не имеющими явной физиологической причины.

Снижение настроения, не доходящее до уровня депрессии, называют субдепрессией. Если же оно сочетается с мрачной раздражительностью, то говорят о дисфории.

Специфическим эмоциональным состоянием, с которым особенно часто приходится сталкиваться психологу-консультанту, является состояние тревоги: беспокойство, волнение, ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса (нагрузки, вызванной необходимостью адаптации к неблагоприятным или резко меняющимся условиям). Острая тревога приводит к распаду целенаправленной деятельности и паническому поведению.

При сочетании высокого уровня тревоги с депрессивными тенденциями часто возникают фобии (навязчивые страхи) — боязнь каких-либо ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и т. п.

Благоприятность/

Благоприятность/неблагоприятность состояний

Психологические состояния можно грубо разделить на четыре категории:

благоприятные;

неблагоприятные в пределах психологической нормы;

пограничные;

патологические.

Пограничные состояния — это психические отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность, но не приводящие к инвалидизации. К ним относятся, в частности, невротические состояния, характеризуемые астенией, снижением продуктивности деятельности и эмоциональными нарушениями (тревогой, депрессией и т. п.). Могут наблюдаться тики (непроизвольные подергивания мышц), заикание, энурез (недержание мочи), невротические боли и т.п. Частой причиной невротического состояния является дезадаптация — неспособность приспособиться к изменившимся условиям жизни. В частности, у детей часто возникает школьная дезадаптация, т- е. трудности в приспособлении к нормам и требованиям школьной жизни. При пограничных состояниях иногда полезно медицинское вмешательство.

Патологические состояния (в частности, психотические) характеризуются более глубоким нарушением психики. Для них типичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и времени, снижение критичности к своему состоянию, продуктивная симптоматика (галлюцинации, сверхценные или бредовые идеи). Однако патологическое состояние не всегда проявляется столь ярко и подчас трудно поддается распознаванию. Патологическое состояние во всех случаях требует медицинского вмешательства.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Личностные особенности — это устойчивые психологические образования, мало меняющиеся со временем. Некоторые из них представляют собой склонность к возникновению определенных состояний, другие относятся к регуляции этих состояний, взаимопереходам между ними, третьи определяют регуляцию деятельности. Для взаимодействия ребенка с его окружением особенно значимы личностные особенности, относящиеся к социальным контактам.

Склонность к определенным состояниям

Английский кокер-спаниель — Все о породе собаки | Собака породы английский кокер-спаниель


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: