Кукушка кукушонку купила капюшон, Надел кукушонок капюшон — Оказался в капюшоне смешон! Хорош кукушонок и без капюшона!
ЗВУК-ПУТЕШЕСТВЕННИК
Назови слова со звуком Ш в начале, середине и конце. Соедини каждую картинку с нужной схемой. С четырьмя любыми словами составь предложения, где будет много звуков Ш.
ОБЩЕЕ НАЧАЛО
¦ Шаг — шар — шайба — шахта
¦ Ширь — ширма — шина — шило
¦ Шум — шуба — шутка — Шура
¦ Штопка — штора — шторм — штопор
¦ Катушка — кадушка — картошка — камыш
¦ Малышка — мартышка — Маша — матрёшка
Старые сказки на новый лад
Назови любимых сказочных героев и предметы из знакомых сказок. Не забудь выделять звук Ш! {Золушка, хрустальный башмачок, Красная Шапочка, шапка-невидимка и пр.) Соедини любые картинки парами и придумай свою, новую сказку.
ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ — ДЛИННЫЕ ОТВЕТЫ
¦ Для чего школьнику погремушка?
¦ Для чего малышу шахматы?
¦ Для чего кошке чашка?
¦ Для чего бабушке клюшка?
¦ Для чего дедушке шайба?
¦ Для чего мышке книжки?
ДОБАВЛЕННЫЙ ЗВУК
В начало всех слов мысленно добавь звук Ш и получишь новые слова. Соедини рисунки-подсказки с подходящими словами. Чётко проговори пары слов.
РАЗГОВОР С РЕЧКОЙ
— Реченька, куда спешишь?
— К морю, к морю, мой малыш.
— Реченька, когда ты спишь?
— Никогда не сплю, малыш!
СЛОГОВЫЕ ВАГОНЧИКИ
Назови все картинки, выделяя звук Ш. Посчитай количество слогов в словах. Соедини каждый предмет с подходящим слоговым вагончиком. Подбери по 3-4 дополнительных предмета для всех вагончиков.
СЛОВА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ФРАЗ
¦ Шалаш — шашлык ¦ Шахматы — шкаф
¦ Петушок — зёрнышки ¦ Кукушка — гнёздышко
¦ Машина — шофёр ¦ Лошадь — мешки
¦ Воробышек — крыша ¦ Бабушка — шторы
ЦЕПОЧКА СЛОВ
Составь цепочку из картинок, где последний звук в названии становится первым для названия следующей картинки (начни с шакала в рамке). С четырьмя любыми словами составь интересные предложения.
РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ — ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ
¦ Почему шофёр идёт пешком?
¦ Почему Маша наказала кошку?
¦ Почему Миша заглянул под машину?
¦ Почему петушок не клюёт зёрнышки?
¦ Почему картошку выложили из мешка?
¦ Почему Даша отдала Наташе кошелёк?
35. ПОХОЖИЕ СЛОВА
Соедини картинки с похожими названиями и проговори слова парами, выделяя звук Ш (горшок — мешок, мишка — шишка и пр.). С помощью взрослого сочини рифмовки с парными словами. (Я пролил на брюки тушь,
побежал скорее в душ.)
36. СКОРОГОВОРКА О ГОРОШКЕ
Насыпал Парамошка Горошку на дорожку. Ведёт теперь к порожку, Порожку Парамошки, Дорожка из горошка — Заметная дорожка!
Замена звука
Прослушай слова и замени в них первый звук на звук Ш. Объясни значение новых слов. Соедини картинки с подходящими словами. Чётко проговори слова парами.
¦ Кушетка лежит на дедушке. ¦Кошка убегает от мышки.
¦ Каша готовит Машу.
¦ Лошадка едет на Мише. (
¦ Ландыш нашёл Наташу.
¦ На избушке небольшая опушка.
БАБУШКИНЫ ПЫШКИ
Прослушай, а затем перескажи историю о девочке Наташе и её бабушке. Нарисуй на подносе несколько пышек, которые помогли Наташе найти друзей. Подробно объясни — как это случилось.
Жила Наташа в новом доме и с детьми пока не познакомилась. Была у Наташи бабушка Луша. Как-то бабушка напекла много пышек. Пышки вышли большие, пышные. Наташа угостила пышками школьников, живущих на её этаже. Это были Лёша, Даша и Маша. Так пышки помогли Наташе познакомиться с детьми.
Пословицы
¦ Шила в мешке не утаишь.
¦ Тише едешь, дальше будешь.
¦ Шерсть стриги, шкуру не дери.
¦ Говори меньше, думай больше.
¦ Знай кошка своё лукошко.
¦ Кладёшь зёрнышко к зёрнышку, а наберёшь мешок.
ПОДАРКИ ДЛЯ АЛЁШИ
Прослушай и перескажи историю о мальчике Алёше. Нарисуй недостающий подарок в рамке. Придумай ещё 2-3 подарка, в названии которых будет звук Ш {рубашка, карандаши, шапка).
У Алёши были мама, папа, дедушка и бабушка. На день рождения бабушка купила Алёше книжку о лошадях. Дедушка купил внуку шахматы. Мама купила Алёше большую заводную машину. А папа положил под ёлку коньки, клюшку и шайбу. Так в один день сбылись все Алёшины желания!
ПОГОВОРКИ
¦ Кошка только на мышей храбра!
¦ Наш хлебушко — всем блюдам дедушка.
¦ За чем пойдёшь, то и найдёшь.
¦ Никогда не угадаешь — где найдёшь, где потеряешь.
¦ У всякой пташки свои замашки.
¦ В одно ушко вошло, в другое вышло.
ЖИВАЯ ШЛЯПА
Прослушай начало рассказа о живой шляпе и придумай его окончание. Перескажи историю целиком. Рядом со шляпой нарисуй то, что заставляло её двигаться.
У Даши живёт кошка Машка. Машка — большая шалунья. То в кувшин залезет, то шляпу помнёт, то шубу поцарапает. А недавно вот что вышло. Дашины школьные друзья Паша и Наташа сидели на диване. Они играли в шашки. Вдруг видят — движется по полу шляпа. Наташа как крикнет: «Ой, шляпа-то живая!»…
ШУМЕЛКИ О КОШКАХ
¦ На подушке у окошка не шумит малышка кошка,
¦ Тише мыши, тише мыши, кошка к вам идёт на крышу. ¦Мышка кошку угостила, кошка мышку отпустила.
¦ Мошки и букашки мешают кошке Машке.
¦ Наша кошка на окошке шьёт рубашку для Антошки.
¦ Под окошком мошку-крошку ловко ловит лапой кошка.