Слушание в ситуации диалога

В ходе деловой беседы, когда ведется диалог между партнерами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации (обмен информацией, то есть ее отправление и получение). В ней необходимо участвовать кооперативно, внимательно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом. Вообще умение слушать является критерием коммуникабельности человека. Исследования показали, что не более 10 процентов людей умеют выслушать собеседника. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему, но анализ общения показывает, что слушатель — далеко не последнее звено в этой цепи.

Разработаны специальные тесты, позволяющие оценить способность человека слушать. Один из таких тестов мы предлагаем выполнить.

Тест. Умеете ли вы слушать?

На каждый вопрос теста можно ответить следующим образом:

  • почти всегда — 2 балла,
  • в большинстве случаев — 4 балла,
  • иногда — 6 баллов, (92:)
  • редко — 8 баллов,
  • почти никогда — 10 баллов.

1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда ее тема (или собеседник) не интересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры собеседника?

3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком?

5. Перебиваете ли вы собеседника?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы7

9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон, с оттенком пренебрежения или иронии по отношению к собеседнику?

Подсчитайте общее количество баллов.

Максимальная способность слушать оценивается 100 баллами. Если вы набрали 62 балла, то вы — слушатель выше среднего уровня. Вообще, чем больше баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать. Проведенные эксперименты показали, что средний балл слушателей — 55.

В ситуации деловой беседы слушающим присущи практически те же недостатки, что и при прослушивании публичного выступления. Между тем одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возможности, вникнуть в подтекст. Достичь этой цели можно только будучи внимательным и активным слушателем. Навыки такого (93:) слушания можно развить, соблюдая следующие

Правила эффективного слушания:

1. Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.

2. Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь, так как расслабленность отрицательно действует на мозг, мешает внимательно слушать. Правильная поза помогает сосредоточиться.

3. Во время беседы не смотрите на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Отмечено, что женщины больше мужчин подвержены обратной связи, поэтому, слушая женщину, чаще смотрите ей в глаза.

4. Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.

5. Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца.

6. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их.

7. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.

8. Во время пауз в разговоре постарайтесь два-три раза мысленно обобщить услышанное.

9. По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных положений беседы.

10. Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушайте все полностью, а затем оценивайте.

Вопросы и задания

1. Hиже в случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохого слушателя:

  • Экономит время, слушая рационально.
  • Получает как вербальную, так и невербальную информацию.
  • Рассматривает саму тему как скучную и неинтересную.
  • Считает, что хранит композицию выступления в голове.
  • Работает, чтобы улучшить коммуникативные навыки.
  • Тратит время на обдумывание посторонних тем.
  • Не хочет концентрироваться на трудных моментах.
  • Помогает оратору.
  • Внутренне реагирует на любое эмоциональное выражение.
  • Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора. (94:)
  • Избегает ненужного несогласия, непонимания и повторений.
  • Расслабляется, позволяя себе отвлекаться.
  • Видит, чувствует и слышит.
  • Улавливает голые факты и не понимает главной идеи.
  • Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными.
  • Считает скучным внимательно слушать.
  • Отвлекается на критику оратора.
  • Пытается осмыслить недопонятое.
  • Способен абстрагироваться от визуальных и эмоциональных факторов.
  • Слишком возбужден и часто отвлекается.

Проанализируйте их и запишите в следующую таблицу:

Хороший слушатель Плохой слушатель

2. Послушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на следующие вопросы:

1) Какова главная цель оратора — информирование, убеждение или развлечение?

2) Можете ли вы определить структуру речи?

3) Какова главная тема речи? Определил ли оратор ее особо или развертывал ее в процессе?

4) Сколько проблем затронул оратор в речи? Адекватно ли они подтверждали главную тему?

5) Сделал ли оратор детальное резюме в заключении?

6) Какой тип заключения использовал оратор? ‘

Ответы на тест «Проверьте свою способность слушать и анализировать»

  1. Ложно, так как «торговец» не обязательно «владелец магазина».
  2. Истинно, так как не сказано, что «человек, который потребовал денег», и «грабитель, который поспешно скрылся», — одно и то же лицо.
  3. Ложно, так как не сказано, кто именно собрал содержимое.
  4. Ложно, так как «содержимое» — не обязательно деньги.

❤ 11. Активное слушание. Как и когда слушать ребенка? Примеры и правила | Школа Любящих Родителей


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: