Собака на сене. де вега лопе

Россия

Литература 17-18 веков является совершенно особым феноменом в истории русской литературы. Литература любого исторического периода непременно связана с историческими событиями, изменениями, отражает эти изменения, дух эпохи. 17 век – это век петровских преобразований, это век формирования светской культуры в России.В 17 веке в России начинает формироваться светская культура. Царь Петр проводит свои реформы, желая сделать Россию европейской страной. В это же время начинает формироваться светская литература. Появляются литературные произведения, не связанные с церковной тематикой. В литературе возникает художественный вымысел, у литературных произведений появляются авторы, т.е. начинает формироваться понятие авторской индивидуальности. Литература вступает в связь с общественной жизнью государства. Во времена правления Петра Первого традиции старой древнерусской литературы, которая носила исключительно религиозный характер, были весьма сильны. Крупных произведений нового светского формата в это время создано не было. В системе литературных жанров этого времени доминируют бытовые, нравоучительные, сатирические повести. Ярким примером такой повести является «История о российском матросе Василии Кориотском», где показан типичный герой петровской эпохи, который достиг успехов, благодаря стремлению учиться.

Испания

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» в испанской литературе, метафорическое обозначение эпохи расцвета испанской классической литературы, приходящейся на вторую половину 16 — первую половину 17 веков.
«Золотой век» включает в себя так называемое «второе Возрождение»,этап развития культуры барокко. В «золотое» столетие творили М. де Сервантес,Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Педро Кальдерон, Луис де Гонгора-и-Арготе, Франсиско де Кеведо, Бальтасар Грасиан и другие выдающиеся прозаики, поэты, драматурги. Литература «золотого века» отмечена кардинальными жанровыми новациями в сфере прозы и драматургии, существенными изменениями поэтического языка.

ЛОПЕ ФЕЛИКС ДЕ ВЕГА КАРПИО

— по праву считается отцом испанского национального театра, одним из наиболее выдающихся драматургов в истории мировой литературы. Его необыкновенный поэтический талант и уникальная работоспособность снискали ему широкую известность уже при жизни. Окончив университет, Лопе де Вега участвовал в походе Непобедимой Армады, а затем, занимаясь литературой, одновременно служил секретарем у видных испанских аристократов, приблизивших его ко двору. Стремление к личной независимости, которую в то время могли предоставить только армия и церковь, продиктовало Лопе де Веге выбор карьеры священника. Однако ни причастность к инквизиции, ни духовный сан не наложили отпечатка на его творчество, искрящееся весельем и остроумием. Перу Лопе де Веги принадлежит большое число поэтических и прозаических произведений; он написал более тысячи пьес, из которых до нас дошли свыше 400 и около 200 известны по названиям. Блестящий мастер диалога и интриги, Лопе де Вега виртуозно разрабатывает сложные сюжеты, построенные на острых конфликтах. В своих жизнерадостных, полных энергии и темперамента комедиях драматург рисует испанскую жизнь своего времени. Многие пьесы великого испанского драматурга до сих пор входят в репертуар ведущих театров мира.

Комедия плаща и шпаги (Comedia de capa y espada) — вид испанской драматургии.

С начала XVII в. этот термин употреблялся по отношению к пьесам из современной жизни. Позднее термин распространился на значительную группу комедий Лопе де Веги и драматургов его школы, для которых характерны конфликты, порожденные любовью, ревностью, местью, чувством чести; стремительное действие; преобладание интриги над развитием характеров; фиксированные сценические типажи.

Собака на сене. де Вега Лопе

СОБАКА НА СЕНЕ Комедия плаща и шпаги Диана де Бельфлор — главная героиня комедии. В основе сюжета лежит любовь Д., высокородной графини де Бельфлор, к ее секретарю Теодоро. Гордая и недоступная Д. влюбляется из ревности, узнав о любви Теодоро к служанке Марселе. Разрушив любовь Теодоро и Марселы, Д. тем не менее не может быть счастлива со своим избранником.

Рождающаяся любовь борется в Д. с чувством сословной чести. Отсюда постоянная двойственность в ее поведении: Д. то признается в любви своему секретарю, то насмехается над ним, то поощряет его, то одергивает. Препятствие, мешающее влюбленным соединиться, преодолевается благодаря ловкой выдумке слуги Тристана, выдавшего Теодоро за пропавшего в детстве сына графа Лудовико. Устраненное различие делает возможным счастливую развязку пьесы, заканчивающуюся браком главных героев.

Все черты характера героини отчетливо напоминают основные мифологические характеристики богини Дианы, именем которой она не случайно названа. В пьесе Д. прямо отождествляется с античной богиней луны: она небесная Диана, луна, и женщина, и призрак….

Подобно мифологической богине, Д. принципиально двойственна: она влюблена и равнодушна, хитра и искренна, жестока и великодушна, она скрытна и откровенна, лжива и честна одновременно. Эта двойная природа Д. символизируется двойным именем героини: Диана — луна, Бельфлор — прекрасный цветок. В комедии Д. постоянно сравнивается то с луной, то с солнцем. С образом Д. связана интерпретация двух основных тем комедии Лопе де Вега — темы любви и темы чести. Любовная игра Д. составляет основное действие комедии, ее поступки, сомнения и терзания создают сложные сюжетные перипетии комедии. Любовь всесильна, она способна преодолеть любые препятствия, будь то козни соперников или сословное неравенство влюбленных.

Теодоро — один из главных персонажей комедии. Секретарь графини де Бельфлор влюбляется в свою госпожу, узнав о ее чувствах к нему. Любовь Дианы дарит ему надежду на счастье и неожиданное возвышение в обществе. Увлеченный своими дерзкими мечтами, Т. тотчас расстается с Марселей, служанкой графини. Перемены настроения Дианы заставляют Т. на протяжении всего действия комедии то мечтать о счастье с графиней, то искать утешения в любви Марселы. Ловкая выдумка его слуги Тристана оказывается тем счастливым мигом фортуны, который позволяет влюбленным соединиться. По своим основным характеристикам Т. вполне соответствует такому типу персонажа испанской комедии XVII в., как галан (исп. galan в пер. — кавалер). Т. молод и красив, обходителен и благороден, умен и образован, но — и это вообще характерно для персонажа данного типа — его способность к действию невелика. Он часто бывает зависим от поступков других действующих лиц, и прежде всего дамы. Так и Т. в основном лишь реагирует на капризы и прихоти Дианы. Только однажды Т. принимает самостоятельное решение — это его отказ воспользоваться хитроумной выдумкой Тристана. Решение Т. уехать в Испанию из-за невозможности быть с любимой и сцена прощания героев являет собой пример ложного финала, возникающего перед окончательной счастливой развязкой и усиливающего напряжение зрителя.

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, ПЕДРО

Кальдерон писал почти исключительно драмы и создал круг последователей в жанре испанской комедии. Его нововведения касались как стиля, так и драматургической техники. Он сохранил традиционные для комедии три акта, характерное для нее разнообразие размеров и решение характера в категориях таких национальных ценностей и поведенческих императивов, как честь, однако смысл его поэзии и драматической системы глубоко оригинален. Драма Кальдерона принадлежит барокко. Кальдерон часто прибегает к поэтическому приему, при котором блестящие метафоры громоздятся друг на друга, а затем сливаются в финальном перечислении, чтобы подчеркнуть логическое напряжение, порождаемое их разнородностью. Его язык извивается и напрягается, пытаясь освободиться от пут необходимости, при этом интересно отметить, что тюрьма и свобода в числе излюбленных драматических тем Кальдерона. Тюрьмы бывают не только материальными – даже пребывание человека на земле ограничено тюремными стенами смерти, и только соблюдение догматов может утешить в этом узилище. Структура пьес Кальдерона жесткая, за стремительной и неожиданной сменой событий прослеживается детальный логический план.

Франция

КОРНЕЛЬ, ПЬЕР(Corneille, Pierre),(1606–1684), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Основоположник классицистской трагедии во Франции.

Период до 1636 стал для Корнеля временем профессионального становления, формирования индивидуальности и выработки эстетических критериев, легших в основу французского классицизма. Из сюжетов ранних пьес драматурга постепенно уходят комические элементы, усугубляется драматическое и даже трагическое звучание. Наряду скомедиями (которые, впрочем, скорее были трагикомедиями) Корнель пишет свои первые трагедии: Медея (1635). Завершает этот этап творчества пьеса Иллюзия (1636), которую драматург в своем предисловии с некоторым кокетством называет «уродливым созданием»: три действия «…несовершенная комедия, последнее – трагедия; и все это, вместе взятое, составляет комедию». Иллюзия стоит особняком в творчестве Корнеля – она посвящена театру и актерскому братству.

Дальнейшая эволюция творчества Корнеля связана с периодом общественного движения во Франции против абсолютизма 1648–1653. К этому времени относятся пьесы Корнеля т.н. «второй манеры» – Родогуна (1644), Ираклий (1647), Дон Санчо Арагонский (1649, жанр пьесы определен драматургом как «героическая комедия»), Никомед (1651), Пертарит (1652). Этим трагедиям свойственны усложненная фабула, неправдоподобные ситуации, преувеличенные страсти. В центре сюжетных переплетений – борьба за власть; общегосударственные интересы соотносятся с личностью правителя; проблематика связана с опасностью подмены политики политиканством. Таким образом, политическая проблематика в трагедиях Корнеля «второй манеры» переводится в иную плоскость: демонстрации пагубности произвола и абсолютной власти. Однако стоит отметить, что образы тиранов, терпящих политический крах, оказались в этих пьесах глубже и интереснее, нежели характеры их положительных противников.

РАСИН, ЖАН(Racine, Jean) (1639–1699), французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра.

он создает не героические, исполненные пафоса гражданственности трагедии, как Корнель, а трагедии любовно-психологические, показывающие бессилие разума перед страстью. Страдания любви, душевная борьба, внутренние противоречия психологии человека составляют основное содержание расиновских пьес. Его перу принадлежит одиннадцать трагедий — Андромаха (пост. 1667, изд. 1668), Британик (пост. 1669, изд. 1670), Береника (пост. 1670, изд. 1671), Ифигения (пост. 1674, изд. 1675). но лучшей из них признана Федра. В ней Расин использовал широко известный его современникам сюжет древнегреческого мифа. Этот же сюжет мы находим в трагедиях античных авторов — Ипполит Еврипида и Федра Сенеки. Но Расин по-своему развил и сюжет, и характеры героев. Так, он изменяет характер Ипполита, который из сурового поклонника богини охоты Артемиды, не знающего любви, превращается во влюбленного юношу — только влюбленного не в Федру, а в принцессу Арикию. Но главное новаторство Расина, конечно, связано с характером Федры. Если у Еврипида героиня сама оговаривала Ипполита перед его отцом — Тесеем, то Федра Расина благородна: она лишь поддается уговорам своей наперсницы, однако, пережив жестокие нравственные страдания, открывает Тесею правду. Но дело не только в этих внешних изменениях. Расиновская Федра — страдающая женщина, а не преступница, она, как писал о ней сам автор, Ни вполне виновата, ни вполне невинна. Ее трагическая вина — в невозможности справиться с чувством, которое сама же Федра называет преступным.

Домашнее задание:

Подготовка выразительного чтения фрагментов литературных произведений:

Лопе де Вега (новеллы)

Скачать произведения онлайн можно: http://bookz.ru/authors/lope-de-vega.html

Лопе де Вега \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: