Социализация и индивидуализация личности.

Формирование личности в онтогенезе происходит путем усвоения социального опыта и накопления опыта индивидуального, т.е. осуществляются одновременно процессы социализации и индивидуализации. Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства личностью социального опыта. Индивидуализация – это осознание личностью своих собственных особенностей, качеств, характеристик, осознание себя как отдельной единицы в социуме. Усвоение социального опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются различными личностями. Поэтому из объективно одинаковых ситуаций разные личности выносят различный социальный опыт.

Социализация обеспечивает человеку усвоение установок, мнений, обычаев, ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы и длится всю его жизнь. В процессе социализации человек приобретает ценностные ориентиры, позволяющие ему сравнивать себя с другими людьми, учитывать их установки и оценки, взаимодействовать, проявлять собственное «Я» и пр.

Нормы социальной активности человека задаются извне: обществом, культурными традициями, которые человек усваивает в процессе воспитания. Активность человека может развиваться в двух направлениях: 1) в направлении социального приспособления, воспроизведения хорошо известного, общепринятого; 2) в направлении нестандартного поведения, преодоления сложившихся стереотипов. Во втором случае общество регулирует (поощряет или не поощряет) такое нестандартное поведение.

Социализация человека невозможна без его потребности в общении. Природа потребности в общении имеет двойственное проявление во взаимодействии двух противоположных тенденций: 1) стремление к единению с группой, с социальным окружением; 2) стремление к выделению своего «Я» в качестве автономной единицы из окружающей социальной среды, к обособлению себя от других.

У личностной зрелости четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) ответственность; 2) терпимость, толерантность; 3) саморазвитие; 4) позитивное мышление, положительное отношение к миру.

В настоящее время в психологии распространена концепция о двух типах ответственности (теория локуса контроля). Ответственность первого типа (интернальный локус контроля) отмечается, когда личность большей частью принимает ответственность за события, происходящие в ее жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависят моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», – вот жизненное кредо и постулаты такой личности.

Интерналы менее тревожны, менее подвержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и более популярны в группе. Они более уверены в себе, чаще находят смысл и цели в жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели.

Ответственность второго типа (экстернальный локус контроля) связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В качестве «других людей», на которых возлагается ответственность как за неудачи, так и за успехи, часто выступают родители, учителя, коллеги, начальство, знакомые.

Экстерналов отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим, повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. Все это естественным образом связано с их зависимостью от внешних обстоятельств, с неспособностью управлять своими делами. Экстернал субъективно всегда находится в ситуациях большей неопределенности, чем интернал, так как не контролирует события своей жизни самостоятельно. Эти события и, следовательно, сама его жизнь преимущественно определяются случаем, обстоятельствами, волей других людей. Все это создает благоприятную почву для возникновения неопределенности, а, следовательно, и эмоционального напряжения, тревожности.

На языке житейских понятий первый тип ответственности называют ответственность, второй тип обозначается как безответственность.

В целом локус контроля является важной интегральной характеристикой личности, показателем взаимосвязи отношения к себе и отношения к окружающему миру. Интернальность или экстернальность – это не частная личностная черта, а определенный личностный паттерн, целостная личностная комбинация.

Я-концепция.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» («образ Я», «Я – концепция»), как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел и т.д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания.

В структуре самосознания можно выделить три компонента.

1) Когнитивный – те характеристики, которые человек использует для описания различных сторон своей индивидуальности, образ внешности, своих качеств, социальной значимости. Чем больше своих качеств человек вычленяет и относит к своему Я, чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень самосознания.

2) Оценочный – отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к самому себе. Самооценка может быть низкой (заниженной), адекватной, высокой (завышенной).

3) Поведенческий – действия и поступки, которые вызваны представлениями человека о себе.

В начале ХХ в. социолог Кули сформулировал теорию «зеркального Я». В соответствии с этой теорией, представление человека о самом себе («Образ Я») формируется под влиянием мнений окружающих его людей и включает три компонента: 1) представление о том, каким человек кажется другому человеку; 2) представление о том, как этот другой оценивает человека; 3) самооценка, чувство гордости или унижения, которые связаны с оценками других людей.

«Образ Я» формируется уже в раннем детстве в ходе взаимодействия индивида с другими людьми, причем определяющее значение имеют семья, сверстники, т.е. ближайшее окружение, микросоциум. Под влиянием благоприятных суждений окружающих самооценка повышается, неблагоприятных – снижается, причем нередко меняется самооценка тех качеств, которые не подвергались оценке со стороны. Похвала, полученная от авторитетной для личности группы, может способствовать повышению общего уровня притязаний этой личности.

В формировании «Образа Я» имеет большое значение социальная мотивация, «обращенность к другому человеку». «Образ Я» возникает в процессе ее коммуникации как социальный феномен и отражает сущность личности, процесс ее развития, основу творческого самовыражения.

«Образ Я» каждого человека формируется под воздействием оценок других людей и в соответствии с заданными извне ценностными критериями. И.С.Кон отмечает, что человек осознает такие свойства, на которые кто-то или что-то обращает его внимание. Более того, чем более полно, в большем объеме характеристик раскрывается в общении другой человек, тем более полным становится представление человека о самом себе.

Наша «Я-концепция» («Образ Я») включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, какими мы могли бы стать, какими мы видим себя в наших мечтах – наши возможные «Я» – богатый «Я», худой «Я», страстно любимый и любящий «Я». Возможные «Я» заключают в себе и то, какими мы боимся стать: безработный «Я», больной «Я», отстающий в учебе «Я». Такие возможные «Я» мотивируют нас к достижению особой цели – к той жизни, к которой мы стремимся.

Социализация и индивидуализация в условиях ДОО


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: