Социально-педагогический 6 глава

Основные общественно-политические движения Принимаю реальное участие Не принимаю, но хотел бы принимать участие Не принимаю и не хочу принимать участия
1. Объединения «чисто» политической направленности, выступающие за коренные изменения во всех без исключения сферах нашего общества и прежде всего за политическую реформу в нем. (2,0%) 20 (2,8%) 666 (95,1%)
2. Социально-экономические группы, выступающие за радикальные изменения экономических механизмов в обществе, демократизацию в сфере производства. (8,0%) 72 (10,2%) 572 (81,7%)
3. Экологические группы, борющиеся с технократическим отношением к окружающей среде («бюро экологических разработок», молодежные экологические организации «зеленые хиппи», «зеленые бригады», «партия зеленых» и др.). 32 (4,5%) (5,4%) 630 (90,0%)
4. Национально-культурные группы, выступающие за повышение статуса национальных культур, национально-культурную автономию, выживание национальных языков и культурных традиций. (5,1%) (5,8%) 623 (89,0%)
5 Эколого-культурные группы, направленные на сохранение культурного наследия, восстановление престижа отечественной культуры. (7,7%) 80 (11,4%) 566 (80,8%)
6. Религиозные группы, выступающие за подлинную свободу совести в обществе. 10 (1,4%) (2,4%) 673 (96,1%)

Как и у предыдущей социально-профессиональной группы молодежи здесь также очевидна тенденция отсутствия интереса к участию в неформальных общественно-политических движениях.

Для молодежи этой социально-профессиональной группы приоритетными направлениями участия в общественно-политических движениях является участие в различных социально-экономических группах, выступающих за обновление экономических механизмов в обществе, за переход экономики на рыночные отношения. Значителен интерес молодежи аграрно-промышленных трудовых коллективов к участию в деятельности эколого-культурных групп, направленных на сохранение культурного наследия, восстановления престижа отечественной культуры. Подтверждением тому является возросший интерес молодежи к традициям, обычаям, фольклору, культуре казачества Дона, Кубани, Терека, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Казачье движение привлекает молодежь не только интересным историческим прошлым, но и демократизмом, веротерпимостью, уважением к национальным традициям и культуре других народов, эмоциональной окрашенностью. В основу этого движения положены также принципы, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, на народной педагогике.

Практическим шагом по возрождению казачества стало официальное признание государственными структурами региональных казачьих обществ. Например, Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 года № 612 был утвержден Устав войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское». В уставе определен комплекс целей, среди которых есть цели социально-культурной направленности:

— возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций казачества;

— культурное, духовное и нравственное воспитание казаков, сохранение и развитие казачьих традиций и обычаев, проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, культурно-массовой и спортивной работе.

Деятельность казачьих округов и станичных казачьих обществ Дона носила ярко выраженную социально-культурную направленность задолго до утверждения Устава Войска Донского. Донские казаки, например, поддержали идею сохранения, восстановления и надлежащего использования памятников материальной культуры казачества, сбора средств и организацию выездных отрядов добровольных помощников реставраторов. При активном участии молодежи Дона в Ростовской области в 1991 году начался сбор денежных средств на строительство в городе Новочеркасске памятника герою Отечественной войны 1812 года, войсковому атаману Донского казачьего войска, генералу от кавалерии Матвею Ивановичу Платову.

Большой общественный резонанс в Ростовской области вызвал конно-спортивный поход молодых казаков, проведенный в 1992 году. Этот поход был проведен по маршруту Азов — Ростов — Новочеркасск и ставил своей целью вызвать у молодежи патриотические чувства к своему краю, к славному прошлому ее отцов и дедов.

Во многих хуторах и станицах Ростовской области сложились и активно действуют самодеятельные народные хоры казачьей песни. Более половины их участников составляют молодые люди в возрасте до 30 лет, которые продолжают и развивают семейные певческие традиции, а нередко поют в хорах вместе со своими родителями. Наиболее интересные и самобытные народные хоры казачьей песни уже много лет действуют в хуторе Потаповском, станице Романовской, в районных центрах Вешенское и Веселый, в городах Азове и Каменске. Опрос молодых участников казачьих хоровых коллективов свидетельствует о том, что для большинства из них народное песенное искусство является лучшим средством приобщения к культурным традициям казачества. Песни сегодняшних молодых донских казаков лишены псевдосовременности, их содержание связано, прежде всего, с общечеловеческими ценностями. Они поют о славных походах и громких победах своих соотечественников, о горечи неминуемых утрат, о раздолье и великолепии донских степей, о родном доме, о великой реке Дон, которую казаки в своих песнях величают «кормилец, наш батюшка, православный тихий Дон-Иванович». Учитывая, что песни на Дону не поются, а играются, многие молодые исполнители с большим интересом осваивают правила и технику игры. Учителями и наставниками здесь зачастую выступают люди старших поколений — носители традиций казачьей культуры, ветераны самодеятельного хорового искусства. Наиболее самобытным, оригинальным и интересным самодеятельным коллективом, пропагандирующим искусство казачьей песни, является фольклорный ансамбль «Вольница» г. Ростов-на-Дону. Руководит этим ансамблем выпускник Ростовского музыкально-педагогического института Александр Венглевский. В составе ансамбля 15 человек, средний возраст самодеятельных артистов 22 года. Все они люди разных профессий, среди них есть учителя, студенты, инженерно-технические работники. В единый коллектив их объединила искренняя любовь к старинной казачьей песне, стремление к сохранению и популяризации лучших образцов песенного творчества. В летнее время коллектив ансамбля старается выезжать в фольклорные экспедиции с целью не только накапливать песенный материал, но и глубоко изучать быт донских казаков, овладевать традиционными ремеслами, своими руками создавать предметы быта, старинные музыкальные инструменты. Главной отличительной особенностью ансамбля «Вольница» является бережное воспроизведение старинных казачьих песен в подлинном распеве. И хотя у казаков, как правило, принято петь песни без музыкального сопровождения, некоторые плясовые песни в ансамбле исполняются под аккомпанемент традиционных для Дона музыкальных инструментов: гармошек, скрипок, балалаек, бубен, трещёток, рубелей и др. Такой характер исполнения казачьих песен придает им особый колорит и эмоциональную окрашенность. Ансамбль «Вольница» известен и популярен не только в Ростовской области, но и за ее пределами. На его счету выступления в столичном концертном зале «Россия», в киевском концертном зале «Украина». Ансамбль является лауреатом II Международного фестиваля фольклора в Киеве, лауреатом первой премии I Всероссийского теле-радиоконкурса «Голоса России». Восторженный прием ансамблю был оказан на международных фестивалях в Польше и Германии.

Учитывая возросший и неподдельный интерес молодежи к казачьему песенному фольклору, руководство Казачьего круга Дона совместно с Ростовской студией телевидения в середине августа 1991 года организовали и провели I Межобластной телевизионный фестиваль казачьей песни. На фестивале были представлены разнообразные фольклорные фильмы-программы семи казачьих земель России: Владивостока, Благовещенска, Читы, Оренбурга, Волгограда, Краснодара, Ростова-на-Дону.

Таблица № 13 Досуговые ориентации студентов технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов на участие в неформальных общественно-политических движениях N — 650

Основные общественно-политические движения Принимаю реальное участи Не принимаю, но хотел бы принимать участие Не принимаю и не хочу принимать участия
Объединения «чисто» политической направленности, выступающие за коренные изменения во всех без исключения сферах нашего общества и прежде всего за политическую реформу в нем. 32 (4,9%) 40 (6,1%) 578 (88,9%)
2. Социально-экономические группы, выступающие за радикальные изменения экономических механизмов в обществе, демократизацию в сфере производства. (9,2%) 195 (30,0%) 395 (60,7%)
3. Экологические группы, борющиеся с технократическим отношением к окружающей среде («бюро экологических разработок», молодежные экологические организации «зеленых хиппи», «зеленые бригады», «партия зеленых» и др.). 40 (6,1%) (9,3%) (84,4%)
4. Национально-культурные группы, выступающие за повышение статуса национальных культур, национально-культурную автономию, выживание национальных языков и культурных традиций. 54 (8,3%) (26,3%) (65,3%)
5. Эколого-культурные группы, направленные на сохранение культурного наследия, восстановление престижа отечественной культуры. 27 (4.1%) 88 (13,5%) 535 (82,3%)
6. Религиозные группы, выступающие за подлинную свободу совести в обществе. (5,2%) 42 (6,4%) 574 (88,3%)

В целом по этому массиву опрошенных видно, что ведущей тенденцией является отсутствие интереса у студентов к участию в общественно-политических движениях. Приоритетными направлениями участия студентов этой группы ВУЗов в неформальных общественно-политических движениях является их участие в социально-культурных группах, выступающих за обновление экономики, в национально-культурных группах, выступающих за повышение статуса национальных культур.

Участие студенческой молодежи в национально-культурных группах выступающих за повышение статуса национальных культур, национальную автономию, выживание национальных языков и культурных традиций явление далеко не случайное. Перестроечные процессы, происходящие в политике, экономике и духовной жизни России, в немалой степени, способствуют значительному возрастанию интереса молодежи к истории и культуре своего края, к национально-культурным вопросам. Возрастающий уровень национально-культурного самосознания россиян создает благоприятные условия для участия молодежи и в этой сфере общественной деятельности. Во многих ВУЗах России на добровольной и самодеятельной основах созданы и успешно действуют землячества студентов, приехавших на обучение из других регионов — России и государств ближнего зарубежья. Земляческие группы и объединения студентов дают им возможность не только межличностного общения на родном языке, но и поддержание культурных традиций, народных обычаев. В землячествах отмечаются личные и общественные праздники, организуются экскурсии и вечера отдыха, выставки декоративно-прикладного искусства. Характерными признаками деятельности многих студенческих землячеств ВУЗов Таганрога, Новочеркасска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, например, является их самоуправляемость, наличие устава деятельности, относительная стабильность основного «ядра» землячества, наличие авторитетного лидера. Более пятнадцати лет успешно работают земляческие объединения, сформированные из студентов, приехавших на обучение в ВУЗы города Хабаровска из Якутии, из Ульчского и Нанайского районов Хабаровского края. В состав якутских, ульчских и нанайских землячеств на добровольной основе входят студенты политехнического, педагогического, медицинского, фармацевтического институтов, института культуры и института физической культуры. Деятельность каждого из названных студенческих землячеств регламентирована их уставом, она, как правило, не ограничивается узкими рамками интересов членов землячества, а строится с учетом деятельности других землячеств, а также молодежных общественных организаций (спортивных клубов, обществ, студенческих клубов, клубов выходного дня и др.). В каждом землячестве систематически проводятся вечера отдыха, дискотеки, фотовыставки, спортивные мероприятия, на которые приглашаются студенты их других землячеств и русскоязычные студенты. Такие мероприятия проводятся в комнатах отдыха общежитий, в студенческих клубах, в Домах и Дворцах культуры Хабаровска, в загородных зонах отдыха. Якутское землячество, например, ежегодно отмечает национальный праздник Солнца. Праздник традиционно отмечается в июне в период солнцестояния с выездом всех членов землячеств и их друзей в живописные места левобережья Амура. В программу праздника включаются исполнение старинных хороводов и песен современных якутских композиторов, спортивные соревнования, конкурс на приготовление национальных блюд, соревнования рыбаков, конкурс игры на национальных музыкальных инструментах. О предстоящих праздниках Солнца правление якутского землячества дает информацию в ВУЗовских многотиражных газетах, а по их окончании публикует заметки, фоторепортажи, отклики студентов.

В августе 1997 года в Ростове-на-Дону состоялся первый съезд по образованию ассирийской культурной национальной автономии «Вавилон». На него было делегировано около ста представителей этого древнего народа, съехавшегося со всех концов России. В стране сейчас проживает примерно тридцать тысяч ассирийцев, пять тысяч из них живет в Ростовской области. В их планах — организация курсов по изучению ассирийского языка, музыкального ансамбля [21].

Таблица №14 Досуговые ориентации студентов гуманитарных ВУЗов на участие в неформальных общественно-политических движениях

N-550

Основные общественно-политические движения Принимаю реальное участие Не принимаю, но хотел бы принимать участие Не принимаю и не хочу принимать участия
1. Объединения «чисто» политической направленности, выступающие за коренные изменения во всех без исключения сферах нашего общества и прежде всего за политическую реформу в нем. (5,0%) 42 (7,6%) (87.2%)
2. Социально-экономические группы, выступающие за радикальные изменения экономических механизмов в обществе, демократизацию в сфере производства. (7,0%) (24,0%) 379 (68,9%)
3. Экологические группы, борющиеся с технократическим отношением к окружающей среде («бюро экологических разработок», молодежные экологические организации «зеленых хиппи», «зеленые бригады», «партия зеленых» и др.). 50 (9,0%) (26,0%) 357 (64,9%)
4. Национально-культурные группы, выступающие за повышение статуса национальных культур, национально-культурную автономию, выживание национальных языков и культурных традиций. (10.9%) (14,7%) 409 (74,3%)
5. Эколого-культурные группы, направленные на сохранение культурного наследия, восстановление престижа отечественной культуры. (8,0%) (25,0%) 368 (66,9%)
6. Религиозные группы, выступающие за подлинную свободу совести в обществе. 33 (6,0%) 40 (7,2%) 477 (86,7%)

Из приведенной таблицы видно, что у студентов гуманитарных ВУЗов приоритетными направлениями участия в неформальных общественно-политических движениях являются участие в национально-культурных группах, выступающих за повышение статуса национальных культур (10,9%) и участие в экологических группах (9%). Самым непопулярным общественно-политическим движением у студентов этой группы ВУЗов стало участие в объединениях «чисто» политической направленности (5%).

У студентов гуманитарных и технических ВУЗов характерной особенностью времяпрепровождения за последние 5-7 лет стало участие в работе военно-исторических клубов [3, С. 22-24; 105, С. 16-17]. Военная история нашей страны полна драматизма, романтики, насыщена интересными событиями, датами, личностями. Изучают ее не только профессионалы, но и любители, объединившиеся в военно-исторические клубы. Выбор у них поистине безграничен: от богатырей Древней Руси до наших дней. В одних клубах изучают Куликовскую битву, другим интересен флот времен Петра I, гвардия Екатерины или павловские гусары. Объектами изучения становятся мундиры, награды, знамена, знаки отличия, знаменательные битвы, военная музыка, боевой путь отдельного полка или жизнь выдающегося полководца.

Вкаждом военно-историческом клубе, как правило, есть несколько человек, которые занимаются историческими изысканиями профессионально. Они работают в архивах, библиотеках, создавая необходимую научную основу красочной стороне клубной жизни. Ее-то обычно и видят зрители во время самых разных праздников. Мы уже привычно радуемся костюмированным шествиям по улицам в День города, появлению царя Петра со свитой на театрализованных праздниках, посвященных юбилею Российского флота, другим историческим персонажам.

Военно-исторические клубы получили общественное признание в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Петрозаводске, Воронеже, Ельце, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Брянске, Самаре и других городах России.

Исходя из приведенного многообразия досуговых ориентаций различных социально-профессиональных групп молодежи, мы попытались типологизировать их, взяв за основу типологизации социально-культурную значимость времяпрепровождения. При таком основании типологизации мы условно выделили два основных типа времяпрепровождения: 1) творческо-созидательный (участие в самодеятельном художественном творчестве, техническом творчестве, любительской деятельности, участие в общественно-политических движениях); 2) пассивно-созерцательный (просмотр телепередач, чтение книг, газет и журналов, общение с друзьями, посещение кинотеатров и видеосалонов). Особое место в приведенной типологизации занимают чтение и межличностное общение, которые в зависимости от конкретных целевых установок личности могут занимать «пограничное» положение и находиться в любой типологической группе.

Распространение типов досугового времяпрепровождения среди различных социально-профессиональных групп молодежи (в %%) отражено в таблице № 15.

Таблица №15

Социально-профессиональные группы молодежи Типы времяпрепровождения
Творческо-созидательный Пассивно-созерцательный
1. Молодежь, занятая в сфере индустриально-промышленного производства N — 1300
2. Молодежь, занятая в аграрном секторе производства N — 700
3. Студенты технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов N — 650
4. Студенты университетов, педагогических институтов и институтов физической культуры N — 550

Из приведенной таблицы видно, что преобладающим типом времяпрепровождения у всех социально-профессиональных групп молодежи является пассивно-созерцательный, вторым по степени значимости — творческо-созидательный.

Специфической особенностью досуга значительной части молодежи является ее безразличное и некритическое отношение к нему. На вопрос «Пытаетесь ли Вы сделать свой досуг более интересным и содержательным?» полученные ответы распределились следующим образом:

У городской работающей молодежи:

-пытаюсь — 15%;

— не вижу в этом никакой необходимости — 30%;

— мой досуг меня вполне устраивает — 31%;

— пытаюсь, но ничего не получается — 10%; уклонились от ответа — 14%.

У сельской работающей молодежи:

— пытаюсь 12%;

— не вижу в этом никакой необходимости — 34%;

— мой досуг меня вполне устраивает — 29%;

— пытаюсь, но ничего не получается — 5%;

— уклонились от ответа — 20%.

У студенческой молодежи:

пытаюсь — 10%;

— не вижу в этом никакой необходимости — 38%;

— мой досуг меня вполне устраивает — 30%;

— пытаюсь, но ничего не получается — 12%;

— уклонились от ответа — 10%.

Из приведенных данных видно, что практически у всех социально-профессиональных групп молодежи низок уровень потребностей сделать свой досуг более интересным и содержательным. Кроме того, у всех социально-профессиональных групп завышена самооценка направленности и содержательности своего досуга. Крайне низок процент молодежи, стремящейся сделать свой досуг более интересным и содержательным (10-15%).

Анализ специфики молодежного досуга дает основание сделать нам следующие выводы:

1. Диапазон досуговых интересов молодежи достаточно обши
рен, но в нем преобладают пассивно-созерцательные формы.
Творческо-созидательные формы досуговой деятельности у всех
социально-профессиональных групп занимают второстепенное
место. Основными причинами такой сложившейся направленно
сти времяпрепровождения являются:

— неразвитая социально-культурная инфраструктура (особенно в сельской местности);

— отсутствие у значительной части молодежи сформированной культуры досуга;

— недостаток квалифицированных специалистов в сфере педагогики досуга;

— безразличие и некритическое отношение большей части молодежи к своему досугу.

2. Участие молодежи в различных общественно-политических движениях носит эпизодический характер и занимает в структуре ее досуга второстепенное место. Однако нереализованный потенциал в этой сфере деятельности у всех социально-профессиональных групп молодежи в несколько раз превышает ее фактическое участие в общественно-политических движениях.

3. Продолжает сохраняться тенденция расширения внеинститу-циональных форм использования свободного времени практически у всех возрастных групп молодежи.

4. У младших возрастных групп молодежи значителен стихийно-групповой характер использования свободного времени.

5. У большей части молодежи практически всех социально-профессиональных групп при переходе от младших возрастных групп к старшим происходит снижение общей интенсивности до-суговой деятельности, ведущей к упрощению структуры досуговых занятий, к постепенному возрастанию пассивных домашних форм проведения свободного времени, ориентированных на семью за счет снижения участия в активных формах досуга.

6. Становится заметной тенденция невостребованности социально-культурного потенциала у определенных социально-профессиональных групп молодежи (особенно у выпускников высших учебных заведений и городской работающей молодежи).

7. Все отчетливее обозначается тенденция возрастания интереса молодежи к различным формам досуга, в основе которых лежат народные традиции времяпрепровождения.

2.3 МОТИВЫ УЧАСТИЙ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема формирования личности является одной из центральных в воспитании молодежи. Специфика этапа становления личности характеризуется оформлением целостной, внутренне согласованной системы ценностных ориентации, мировоззрения и взглядов, отражающих общественные реалии, в которые вступает молодой человек.

Дальнейшее развитие теории личности особенно остро ставит вопрос о необходимости использования системного подхода к ней и приводит к появлению «пограничных» проблем, которые могут найти свое разрешение в комплексном анализе с позиций смежных наук. Как отмечено Б.Г. Ананьевым, «имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром является ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, направленность или мотивация поведения людей» [1, С. 300].

Большой вклад в разработку проблем мотивации внесен работами психологов Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, B.C. Мерлина, А.Н. Леонтьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.И. Джидарьян, П.М. Якобсона. Однако в силу чрезвычайной сложности мотива -ционной сферы, связывающей внешние и внутренние факторы деятельности в их взаимодействии на различных уровнях побуждения и регуляции поведения, теория мотивации остается важным направлением научных исследований.

Мотивационная сфера человеческой деятельности, как отмечал С.Л. Рубинштейн, составляет «ядро личности» и поэтому является ключом не только к психологическим, но и к социально-психологическим, нравственно-этическим и социальным сторонам поведения личности. Среди широкого круга проблем этой области, в которой мотивация выступает как способ побуждения и регуляции индивидуальной деятельности, опосредованной обществом, особо важным становится исследование ценностных ориентации личности, определяющих деятельность человека в качестве устойчиво доминирующих детерминант социального поведения. По мнению П.М. Якобсона, «изучение мотивов поведения следует связать с ценностными ориентациями личности, поскольку социально-психологические исследования могут вскрывать как раз связь мотивации поведения с определенными системами ценностей, принятыми в обществе в целом и в его различных слоях и социально-культурных группах» [227, С. 311].

Таким образом, проблема ценностных ориентации личности приобретает непосредственное практическое значение, потому что позволяет проследить механизм формирования и реализации жизненных планов в деятельности личности, в единстве мотивацион-но-личностных и объективных социальных факторов. Поэтому исследование вопросов, связанных с эффективностью воспитания, с деятельностью в различных сферах, в том числе, в культурно-досуговой сфере, должно вестись с учетом конкретной «шкалы» ценностных представлений личности, складывающейся под влиянием конкретно-исторических условий.

Ценностные ориентации являются регуляторами поведения, жизнедеятельности личности в окружающей среде; в процессе социализации личность индивидуализирует, присваивает некоторую систему ценностей, которая определенным образом упорядочена целостностью личности. Отличительной чертой ценностной ориентации является то, что проявляясь в социально значимой деятельности как доминанта, регулирующая и координирующая структуру отношений, она содержит в себе моменты настоящего (ситуация), прошлого (опыт) и будущего (перспектива). Поэтому она выступает как элемент относительной устойчивости, постоянства личностных отношений и поведения. Выполняя функции основного психического регулятора социальной деятельности, ценностная ориентация служит своеобразным «фильтром» мотиваци-онных процессов, обеспечивающих стремление к определенным целям, имеющим для личности особую значимость.

Изучение мотивов поведения человека иего участия в социально-культурной деятельности всегда привлекало и продолжает привлекать внимание многих философов, психологов и педагогов. Интерес ученых к этим проблемам далеко не случаен, ибо понимание мотивов поведения человека и его деятельности позволит в известной мере корректировать их. А.Н. Леонтьев вообще считает, что процесс воспитания человека невозможен без знания его исходных мотивов, без внимания к ним. «Особенно важно, — пишет он, — внимание к мотивам, движущим человеческими поступками (и мыслями!), для полноценного воздействия на людей, для их воспитания» [107, С. 36].

Большая часть исследователей сходятся в признании принципиальной важности мотива как элемента структуры личности, как источника ее активности. Однако, несмотря на наличие многих научных исследований, употребление и толкование понятия «мотив» до сих пор различны не только в смежных отраслях наук, но и в пределах каждой их них. Так, Б.В. Харазишвили в своем определении понятия «мотив» подчеркивает элемент волевого напряжения, элемент необходимости. «Мотив, — пишет он, — это эмоциональное состояние лица, выражающееся в проявлении воли, связанной с пониманием необходимости данного поведения и хотением его осуществления» [207, С. 44]. И.С. Кон связывает мотив с целями человека, которые объясняют его поведение: «Мотив обозначает субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленную цель, направляющую и объясняющую поведение» [88, С. 27]. B.C. Мерлин понимает мотив как внутреннее побуждение человека к данному действию в соответствующих конкретных обстоятельствах [124, С. 21].

Одиночество в сети. 1-6 главы.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: