Специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности и называются конкурсными программами.

Конечно, под это определение попадают и спортивные соревнования, и интеллектуально-познавательные игры. Их также можно назвать конкурсными программами. Но соревнования в физических возможностях и эрудиции имеют определенную организационную специфику и традиционно воспринимаются как самостоятельные формы работы.

Круг конкурсных программ исключительно широк. Так как конкурсные программы – это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, то практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть профессиональная деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства, литературы.

Поскольку цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, поскольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков, конкурсная программа позволяет ребенку:

  • сформировать адекватную самооценку;
  • развить волевые качества;
  • самоопределиться в мире увлечений;
  • воспитать свой эстетический вкус;

Но эти воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут остаться нереализованными, что происходит при безграмотной организации конкурсов.

Организация конкурсных программ процесс многоэтапный, предусматривающий учет многих деталей.

В любом случае организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. Исходить при этом следует не столько из потенциального желания детей – такое желание можно сформировать, сколько из распространенности в детской среде того вида деятельности, который лежит в основе конкурса. Например: организовать конкурс юных фотолюбителей в школе, где всего 3-4 человека увлекаются фотоделом – не самое умное решение. И уж если организатору очень хочется провести такой конкурс, он должен сначала, как минимум, организовать фотокружок и сделать его популярным среди детей. Именно в неверном изначальном решении часто кроется причина неуспеха многих конкурсных программ.

После того, как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1. придумать конкурсу яркое название;

2. сформулировать конкурсные задания;

3. разработать условия и критерии конкурса

К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. Между тем привлекательное название может многократно повысить интерес детей к предстоящему конкурсу и вызвать у них желание участвовать.

Но при всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания, они определяют, что нужно сделать, в чем участники будут соревноваться. Соревноваться «ни в чем» просто нельзя.

Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. В конкурсе на лучшее сочинение задание одно. В конкурсе юных оружейников может быть десять заданий. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту ребенка.

Например, задание «сочините какое-нибудь стихотворение» очень трудно выполнить из-за его расплывчатости, неопределенности. Еще труднее оценить то, что, возможно, получится: если один ребенок сочинил двустишие-дразнилку, а второй — сонет о любви, они оба в равной степени справились с заданием в той его формулировке, которая была предложена. Задания «начистите картошки» или «пришейте пуговицу» во время соревнования будущих защитников родины среди старшеклассников не вызовут особого энтузиазма у участников, ибо они, как минимум, просто банальны, а как максимум, не соответствуют идее защиты, служения Родине. Задание «нарисовать комикс на тему «Как делают жевательную резинку» просто невыполнимо, так как дети элементарно не знакомы с технологией этого процесса. К сожалению, подобные некорректные задания очень часто предлагаются детям организаторами конкурсных программ. И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы часто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будут оцениваться результаты. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить или не входить такие пункты:

  • время на подготовку конкурсного задания;
  • срок предварительной демонстрации подготовленного результата;
  • размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т. д.);
  • возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;
  • возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и пр.;
  • перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д.

Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии. Условия конкурса обязательно должны быть зафиксированы в письменном виде.

А итогом всей предварительной работы должно стать Положение о конкурсе, в котором указываются название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После того как Положение составлено, работа организатора должна быть направлена на решение сразу нескольких задач.

Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивидуальное участие, другие — наличие команд. Не бывает конкурсов без участников. А их может действительно не оказаться, если не организовать рекламно-разъяснительную кампанию. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и индивидуальную работу, можно использовать приглашения, листовки, стенды, радио, телевидение — выбор средств зависит от масштабности конкурса и от традиций каждой конкретной школы. Главное — сделать так, чтобы ребята захотели участвовать в конкурсной программе и чтобы желающих было много.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы. Например: «Участники конкурса рисунков на асфальте должны явиться в назначенное время и место со своим мелом!» И, разумеется, не всегда целесообразно перекладывать заботу о необходимом реквизите на плечи детей. Дети могут просто отказаться от участия в конкурсе из-за отсутствия у них того или иного материала или инструмента. А кроме того, подобная ситуация ставит детей в прямую зависимость от материальных возможностей родителей. Девочка, которой на заказ сшили очень красивое бальное платье, заранее имеет преимущество перед девочкой, чья мама не может позволить себе таких расходов, при этом уровень танцевального мастерства обеих девочек может быть равным. Нужно, чтобы исход конкурса зависел в большей степени от таланта и упорства ребенка и в меньшей степени — от возможности материального обеспечения его работы.

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований и эрудиционов, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для определения победителя используются качественные показатели (изящество, остроумие, находчивость и т.д.). Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса.

Но, тем не менее, существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:

1. Никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3-х до 7-ми человек.

2. Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.

3. Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное — сделать так, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и детских обид.

И в-четвертых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда участников.

Подготовительный этап конкурсной программы должен завершиться демонстрацией конечных продуктов деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде показательного выступления на сцене или другой специально оборудованной площадке. Только в некоторых случаях (например, конкурс на лучшее сочинение или конкурс на лучший перевод) результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации результатов должен стать ярким эмоциональным событием в жизни ребенка-конкурсанта. К сожалению, так бывает не всегда.

Порой организаторы отказываются от выставки, и детские поделки видит только жюри, которое затем объявляет свои оценки. Вместо концерта-шоу иногда проходят выступления солистов и коллективов в зале, где присутствуют только члены жюри и коллеги-конкурсанты. При таком подходе воспитательный потенциал конкурсных программ многократно снижается. Для детей, безусловно, значим момент объявления о распределении мест, но еще более значимо для них внимание со стороны ровесников и взрослых к их творчеству и труду. Без зрителей, без аплодисментов, без оформленного места проведения конкурса-выставки или конкурса-концерта почувствовать это внимание невозможно. Поэтому организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных вопросов:

O как пригласить зрителей;

O когда провести предварительный просмотр;

O кого пригласить ведущим;

O как оформить помещение;

O где посадить жюри;

O на чем расположить экспонаты;

O как организовать церемонию открытия;

O какую подобрать музыку;

O во что будут одеты участники;

O где жюри будет обсуждать итоги;

O кто будет вручать призы;

O как будет проходить ритуал награждения и многое другое.

Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.

Вопросы.

1. Какие виды массовых мероприятий вы знаете?

2. Назовите их основные отличия.

3. Алгоритм создания массовых мероприятий.

4. Приведите примеры массовых мероприятий.

Александр Милованов про танец хастл


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: