Специфика содержания образовательной области «искусство»

Основные задачи художественного образования — развитие ценностного отношения к жизни, творческого воображения, способности к «диалогу с автором» — общие для всех искусств создают единство художественного цикла. Они решаются внутри каждого отдельно взятого предмета свойственными данному виду искусства средствами.

При этом учитывается специфика языка и другие существенные особенности разных искусств:

1. пространственная или временная форма, наличие или отсутствие отображения внешнего мира,

2. обращенность к разным психологическим качествам и способностям человека,

3. разная мера опосредованности сложными технологиями и др.

В силу этих особенностей каждый из видов искусства становится приоритетным для решения той или другой общей задачи художественного образования.

Художественное видение мира, культура эстетического созерцания, способность ценить красоту, неповторимость и выразительность чувственного облика вещей лежат в основе всех видов художественного творчества, и с наибольшей очевидностью проявляются и целенаправленно развиваются при занятиях изобразительным искусством и литературным творчеством, которое включает художественное описание мира.

Культура чувств, открытие глубины собственной душевной жизни и создателя художественного произведение связаны с освоением музыки, обращенной к человеческой душе непосредственно, минуя реалии объективного мира.

Способность сознательно вести опосредованный художественным текстом «диалог» с автором — результат занятий литературой как искусством слова, осуществление переноса на восприятие произведений других видов искусства.

Предмет Мировая художественная культуранаиболее способствует осознанию ребенком и ощущения родства искусств, чтобы научился:

  • видеть в великих памятниках и художественных стилях воплощение идеалов и мировоззрения разных народов, эпох и культур;
  • находить общечеловеческое и особенное в каждой из них.

В рамках предмета выявляются связи искусства с другими сторонами жизни людей, от климата и ландшафта до нравственности и религии, что позволяет наметить возможности взаимодействия образовательной области «Искусство» с гуманитарнымиучебными предметами.

Театрв школе обладает исключительными воспитательно-терапевтическими возможностями, когда не пытается копировать профессиональный театр, способен преобразить характер взаимоотношений в школьно-родительском сообществе и самую атмосферу учебного заведения.

Экранные искусствав реальной жизни оказывают самое мощное и чаще негативное воздействие на детей. Не включая эти искусства в программу общего образования, мы оставляем наших учеников без всяких ориентиров в наиболее важной и проблемной сфере нравственно-эстетического развития. Экранные искусства ценны тем, что открывают детям широкие и увлекательные возможности анимационного творчества.

Успешное художественное образование основывается на постоянном взаимодействии:

  • детского творчества — воплощения собственных замыслов в выразительных художественных образах;
  • постижения искусства как выражения в образах замысла, системы ценностей, мировоззрения автора и его эпохи.

Детское творчество наиболее привычно для Изобразительного искусстваидолжно быть обеспечено и в рамках преподавания других дисциплин:

  • в литературе — создание собственных произведений во всех изучаемых литературных жанрах;
  • в музыке — не только практика (в формах элементарного музицирования, пластического интонирования, сочинения-импровизации, использования синтезатора и др.).
  • в театральном, анимационном творчестве детей.

На пути познания, диалогического постижения искусства дети знакомятся с лучшими произведениями для детей, и с высшими образцами отечественного и мирового искусства: народного, религиозного, классического и современного искусства. Школьники получают первоначальную ориентировку в истории искусств.

На пересечении собственного творчества и освоения искусства происходит первичное овладение разными видами художественной деятельности, традиционными жанрами, приемами работы и технологиями, в том числе наиболее современными, причем они рассматриваются не как самоцель, а как средство создания выразительных художественных образов.

Творчество учащихся общеобразовательной школы рассматривается как имеющее художественное и социальное, а не только учебное значение. Формы его презентации в школе и вне школы получают общественную и государственную поддержку. Это выставки, создание, оформление и публикация литературно-художественных и публицистических сочинений, оформление помещений и школьных спектаклей, концерты, участие в фестивалях школьных театров и анимационных фильмов, посильное участие детей в работе профессионалов, показ и квалифицированное обсуждение детского творчества в средствах массовой информации.

Изменение статуса художественного образования и детского творчества потребует не только существенных изменений в подготовке педагогов, но и появления нового направления в науке об искусстве и новых профессий «детского» искусствоведа ихудожественного критика.

Примерный объем знаний

Особенность области «Искусство» в том, что успешное решение главных образовательных задач жестко не обусловлено составом и объемом учебного материала, включенного в программу. Они могут решаться на разном материале, определяемого направленностью методики и программы, региональными особенностями и другими обстоятельствами. Но вариативность ограничивается необходимостью сохранять культурный контекст, общий для всех выпускников отечественной школы. Это относится к знаниям об искусстве и к формам практической деятельности детей.

Художественное образование предполагает освоение специальных понятий и терминов, но это является средством совершенствования авторской, исполнительской или зрительской (читательской, слушательской…) практики ребенка и не предваряет ее, а вытекает из необходимости решения соответствующих практических задач. Освоение терминов помогает ребенку отрефлексировать и обобщить представленое в его художественном опыте. В ином случае овладение терминологией, накопление знаний о произведениях и о творцах дает лишь иллюзию понимания искусства.

При освоении материала отдельных видов искусства, особое внимание уделяется: отечественному искусству и наиболее выдающимся авторам и произведениям искусства мирового.

При освоении определенных родов, жанров, форм того или иного искусства приоритет отдается тем эпохам, направлениям, авторам и произведениям, которые с наибольшей полнотой и силой реализуют возможности и своеобразие данного рода литературы, жанра изобразительного искусства, музыкальной формы и т.д.

Занимаясь художественной литературой,ученик осваивает следующие ключевые понятия:

  1. Род литературы: эпос, лирика, драма.
  2. Жанры литературы: фольклорные (пословица, загадка, небылица, песня, сказка, былина); жанры письменной литературы: эпические (басня, рассказ, повесть, роман и др.); лирические — стихотворные и прозаические; драматические (трагедия, комедия, драма и др.); лироэпические (поэма, баллада и др.).

Ученик осваивает другие термины: стихотворная и прозаическая речь, система стихосложения, рифма, строфа, стихотворный размер, герой (персонаж), рассказчик, завязка — кульминация — развязка сюжета, метафора и другие тропы и т.д.

За годы обучения школьник получает целостное представление об истории мировой литературы: от Священного Писания и фольклора разных народов, выдающихся произведений европейского и русского средневековья, Возрождения до литературы XIX- XX веков (в особенности русской) и наиболее характерных произведений нашего времени.

Школьники знакомятся с основными видами изобразительных (пространственных) искусств[197]:

  1. Знакомятся с жанрами изобразительных искусств, их формальными и содержательными особенностями и ограничениями, бытованием в культуре.
  2. Получают представление о материалах и технологиях изобразительных искусств[198], компьютерной графики как средства создания художественного образа.
  3. Овладевают рядом терминов: колорит, цветовой тон, дополнительные цвета, локальный цвет, теплая и холодная гамма, перспектива линейная, воздушная, «обратная», силуэт, объем, графичность, живописность, рисунок, набросок, эскиз, фигуративное и нефигуративное (абстрактное) искусство, орнамент, важнейшие архитектурные термины и т.д.

Ученик имеет представление об основных этапах и кных явлениях в истории изобразительных искусств: палеолитическое, египетское, античное искусство, искусство Востока и Ислама, средневековое европейское искусство, православная иконопись, Возрождение, европейское и русское искусство Нового и Новейшего времени, вплоть до наиболее характерных явлений художественной жизни наших дней.

Школьник постигает интонационно-временную природу музыкального искусства,его связь с главными событиями человеческой жизни от рождения до смерти, выразительные особенности музыкальной речи в сравнении с разговорной речью.

Выпускник школы:

  1. Различает вокальную, инструментальную, симфоническую музыку.
  2. Имеет целостное представление:
  • об основных этапах ее развития, о выдающихся произведениях народной, религиозной, классической музыки России и Европы;
  • о формальных и содержательных особенностях таких жанров, как симфония и соната, инструментальный ансамбль и концерт, оратория и кантата, опера, оперетта, мюзикл и др.
  • о жанрах: песни, марша, танца, романса, ноктюрна, прелюдии, фантазии и др.
  1. Осознанно владеет рядом других музыкальных терминов и понятий: одноголосие, многоголосие, мелодия и аккомпанемент, музыкальная тема и способы ее развития, программная музыка, сонатная форма, вариация, рондо, фуга, и др.
  2. Знает названия и узнает звучание основных струнных, духовых, клавишных, ударных инструментов и певческих голосов, разных видов оркестра и хоров.
  3. Имеет систематические представления об истории и особенностях исполнительского стиля, музыкальных направлений, возникших в XX веке (джаз, блюз, рок-музыка, кантри и др.), об электронной музыке.

Выпускник школы имеет представление об истории театрального искусствакак синкретического «корня» многих других искусств:

  1. О важных периодах и ярких явлениях этой истории: античный театр, средневековая мистерия и народный театр, комедия масок, театр эпохи классицизма, европейский и русский театр XIX-XX веков, современные театральные направления.
  2. О творчестве величайших драматургов мира, основных жанрах драматического театра[199], особенностях музыкального, кукольного театра, эстрады.
  3. Владеет терминами: драматургия, инсценировка, режиссура, актерское амплуа, акт, картина, сцена, мизансцена, сценография и др.

Выпускник школы имеет представление о возникновении, основных этапах истории и художественных направлениях экранных искусств,от эпохи немого кино до наших дней:

  1. Различает игровое, документальное (хроникальное), мультипликационное (анимационное) кино.
  2. Владеет такими терминами, как кадр, план, монтаж, сценарий, экранизация, оператор и др.

Основным результатом освоения мировой художественной культурыстановится

  • стилистическая чуткость школьника,
  • его способность узнавать и понимать то общее, что присуще искусствам исторической эпохи[200] и художественным направлениям последующих веков[201].
  • чуткость к особенностям содержания и художественной образности, которые роднят между собой разные явления художественной культуры человечества.

Выпускник школы имеет представление о ряде выдающихся явлений мировой художественной культуры, в которых с наибольшей полнотой воплощено своеобразие и идеалы той или иной эпохи (комплекс Гизэ в Египте, памятники Акрополя, готический собор, древнерусский храм и т.д.).

Он научился устанавливать связи между значительными явлениями художественной культуры и всем укладом жизни людей, их создавших, их природным окружением и духовными устремлениями, с их историей, мифологией, философией, религией.

Ученик на содержательном уровне овладевает рядом ключевых терминов и понятий, относящиеся к различным видам искусства:

  • художественное произведение, автор, художественный образ,
  • пафос[202], художественный замысел, сюжет, композиция,
  • ритм, гармония, контраст, симметрия,
  • язык искусства, художественные материалы,
  • стиль, стилизация, пародия, ряд эстетических категорий и др.

Главным объективным свидетельством успешности художественного образования выпускника школы становятся:

  • способность чувствовать пафос произведения;
  • умение отнести незнакомое произведение к соответствующей эпохе или художественному направлению;
  • умение самостоятельно его проинтерпретировать и оценить;
  • умение аргументировать свои суждения указанием на конкретные художественные средства, с помощью которых автор выразил свой замысел.

Вопросы для обсуждения

  1. Раскрыть принцип межпредметной интеграции — вертикальный тематизм (концепция И.В.Кошминой).
  2. Дать характеристику образовательной системы «Школа 2100».
  3. Определить психологические особенности художественной подготовки дошкольников в процессе взаимодействия искусств (О.А.Куревина).
  4. Дать характеристику организации занятий эмоционально-экспрессивного воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  5. Представить психологическую основу полихудожественного развития школьников в области экранных искусств (Ю.Н.Усов, Е.А.Захарова).
  6. Раскрыть особенности современной концепция образовательной области «Искусство» Б.П.Юсова.
  7. Определить специфику содержания концепции образовательной области «Искусство» (Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.).

Вся история живописи за 5 минут ART I FACTS


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: