КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. аль-Фараби
Факультет филологии и мировых языков
Кафедра русской филологии и мировой литературы
ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА
Курса «Русский язык» (осенний семестр)
Специальность:
B011900 Иностранный язык: два иностранных языка, дневная
Цель:в соответствии сцелями дисциплины, сформулированными в УМКД, необходимо осуществить контроль знаний и понимания стилевых черт и языковых особенностей научного и других стилей речи, типов научной информации, заложенной в текстах по специальности; а также сформированности умений и навыков структурно-смыслового анализа учебно-научного текста после завершения процесса обучения.
Задачи:Сформулировать экзаменационные вопросы в соответствии с предполагаемыми результатами обучения, с заявляемыми компетенциями, целями, задачами и тематическим содержанием курса в рамках критериально-ориентированного подхода.
Форма проведения экзамена: письменный
Содержание экзамена:
1. В соответствии с целями и задачами экзамена в рамках критериально-ориентированного подхода составить список экзаменационных вопросов. Все вопросы экзамена имеют практическую направленность.
2. Составить шкалу качества ответа, которая позволит оценить степень сформированности результата обучения и соответствующую ей оценку:
1. Когнитивные компетенции:
Оцениваемый параметр | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Знание стилевых черт и языковых особенностей научного и других стилей речи. Знаниетипологических особенностей текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения Знание типов научной информации, заложенной в тексте по специальности. | Демонстрирует полное понимание вопросов | Демонстрирует значительное понимание вопросов | Ответ свидетельствует о наличии ограниченного понимания проблемы. | Ответ свидетельствует о полном отсутствии понимания проблемы. |
2. Функциональные, системные компетенции:
Оцениваемый параметр | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Умение формулировать вопрос к смысловому центру предложения. Умение определять тип научной информации в предложении научного стиля речи. Умение осуществлять структурно-смысловой анализ текста по специальности. Умение формировать структурно-смысловую модель текста по специальности. Умение воспроизводитьсодержание текста на основе структурно-смысловой модели текста по специальности | Демонстрирует полное умение в … | Демонстрирует значительное умение, но допущены ошибки в формулировках, неточно использовано слово. | Ответ свидетельствует о наличии ограниченного умения в… | Ответ свидетельствует о полном отсутствии умения в … |
Содержание учебного курса.
Язык и речь. Функциональные стили речи. Научный стиль речи.
Предложение как минимальная коммуникативная единица. Логико-смысловые отношения в предложении. Модель предложения. Формулирование вопроса к смысловому центру предложения. Понятие смысло-речевой ситуации (тип научной информации). СРС «общая квалификация»; «терминологическая квалификация»; «классификация предметов, явлений», «целое и его части».
Текст как высшая коммуникативная единица (признаки текста, связность). Функционально-смысловые типы текста.
Структурно-смысловое членение текста. Тема текста. Коммуникативная задача текста. Микротемы. Способы развития информации в тексте. Прогрессия текста.
Список экзаменационных вопросов
I.Язык и речь, стили и типы речи:
1. Объясните, в каких взаимоотношениях находятся язык и речь.
2. Дайте понятие о функциональном стиле речи.
3. Назовите языковые признаки научного стиля речи.
3. Сформулируйте языковые признаки официально-делового стиля речи.
4. Сформулируйте стилевые черты официально-делового стиля речи.
5. Перечислите стилевые черты публицистического стиля речи.
6. Перечислите языковые признаки публицистического стиля речи.
7. Назовите стилевые черты разговорного стиля речи.
8. Определите в тексте языковые признаки научного стиля речи.
9. Назовите характерные черты описания как типа текста.
10. Определите признаки рассуждения как типа текста.
11. Докажите, что этот текст является текстом-повествованием.
12. Сопоставьте текст-описание и текст-повествование.
II. Предложение как минимальная коммуникативная единица. Особенности предложения в научном стиле речи: /30-40 разных предложений/
1. Прочитайте предложение. Охарактеризуйте его с точки зрения логико-смысловых отношений.
2. Прочитайте предложение. Определите модель, по которой оно построено.
3. Прочитайте предложение. Найдите в нем смысловой центр с помощью вопроса.
4. Прочитайте предложение. Определите тип информации, заложенный в нем.
5. Прочитайте предложение. Определите его коммуникативную задачу.
6. Прочитайте предложение. Сформулируйте вопрос к его смысловому центру.
III. Текст как высшая коммуникативная единица. Структурно-смысловой анализ текста по специальности:
1. Прочитайте текст. Определите его тему.
2. Прочитайте текст. Сформулируйте коммуникативную задачу этого текста.
3. Прочитайте текст. Покажите, каким образом развивается тема текста/микротемы/.
4. Прочитайте текст. Сформируйте структурно-смысловую модель текста по специальности.
5. Прочитайте текст. Определите его тему, коммуникативную задачу, микротемы. Укажите способ развития информации в тексте.
6. Прочитайте текст. Покажите направление движения информации текста. Сформируйте краткую модель текста по специальности.
Образец билета