Сподвижники пророка и аят «обратившиеся вспять»

????? ????????? ?????? ??????? ???? ?????? ??? ???????? ????????? ??????? ?????? ???? ?????? ???????????? ????? ????????????? ????? ????????? ?????? ?????????? ????? ??????? ?????? ??????? ??????????? ?????? ?????????????

«И Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Разве, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чём не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарным»[169].

Основная тема в этом аяте — это тема, относящаяся к смерти посланника Аллаха и обращения вспять некоторых из мусульман после этого.

Прежде чем приступить к раскрытию данной темы нам бы хотелось поднять некоторые вопросы и дать ответ на них.

Почему Всевышний не удовлетворился только приведением фразы «И Мухаммад — только посланник», можно было бы после сразу сказать «Разве, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять?». Однако, Аллах (хвала Ему и Велик Он!) приводит слова: «…посланник, до которого были посланники», короче говоря, вопрос в том, какой смысл в этом слове «до которого были посланники?». Какая разница межу смертью и убийством? Почему Всевышний поставил разницу и привёл слово «или» в аяте «умрёт или будет убит». Зачем эта разница? Почему Аллах говорит в данном аяте в такой форме, т.е. или умрёт или будет убит, «или – или»? Ведь Аллах знает, что посланник Аллаха скоро покинет этот мир. К кому обращён этот аят: «Разве, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять?». И они из-за чего хотят обратиться вспять? Какая связь между их обращением вспять и смертью пророка?

В этом аяте указывается по большей мере на необходимость противостояния, так почему Аллах говорит в конце: «И Аллах воздаст благодарным»[170]. Какая благодарность и почему?

Хотелось бы остановиться на некоторых моментах:

1 Причины ниспослания данного аята:

1. Толкователи священного Корана говорят: «Причиной ниспослания этого аята было поражение мусульман при битве «Ухуд». Многобожники пустили среди мусульман слух, что посланник Аллаха убит. Это в свою очередь стало причиной того, что мусульмане стали испытывать сомнение и страх, пораженческие чувства посеялись в сердцах многих их них. Тогда Аллах ниспослал этот аят для мусульман.

2. Что является основой в аятах священного Корана? Основой в аятах является то, что они современны и соответствуют для каждого времени. Если только некоторые моменты посредством соответствующих доводов не становятся исключением, или же наоборот.

Следовательно, этот аят соответствует каждому времени, возможность применять его к различным историческим периодам времени является правильным. Мусульманские учёные, как сунниты, так и шииты, едины во мнении, что аяты Корана имеют значение не только в период ниспослания, но актуальны всегда, в каждое время и период. Если мы признаем, что аяты священного Корана не имеют универсальной особенности, а относятся только к определенному времени, то в другие времена действия по Корану теряют свою силу и актуальность. Подавляющее большинство аятов Корана тогда придётся отложить в сторону, считая их бесполезными. Однако, такая позиция противоречит духу Ислама. Аллах говорит в священном Коране: «И вспоминай твоего Господа в душе с покорностью и страхом, говоря слово по утрам и по вечерам, негромко и не будь небрежным»[171].

Этот аят относится ко всему Корану, а не к определенной его части, следовательно, нам необходимо быть внимательными и размышлять над всеми аятами священного Корана.

Аллах говорит: «Разве они не подумали о Коране? Или на сердцах бывают их затворы»[172].

Также Аллах говорит: «Так ниспослали Мы на делителей, которые превратили Коран в части»[173], т.е. то, что им было нужно, приняли, а то, что они отрицали, не приняли. Также Всевышний Аллах говорит в священном Коране: «Мы привели в этом Коране для людей всякие притчи, но человек более всего препирается»[174].

«И Мы облегчили Коран для понимания, но найдется ли хоть один припоминающий!»[175].

«…Книга, стихи которой разъяснены в виде арабского Корана для людей, которые знают»[176].

«Мы сделали её арабским Кораном, может быть, вы уразумеете!»[177].

Эти священные аяты указывают на то, чтобы мы были последователями всего священного Корана, но не его отдельных частей.

Никто из мусульман не согласится следовать только отдельным частям, а не всему Корану. Помимо этого существуют много других аятов священного Корана, указывающих на то, что они не ограничены только определенным временем, но актуальны во все времена. В данном случае, известно, что во время битвы Ухуд враги распространили слух, что посланник Аллаха убит, но зачем тогда слово «если он умрёт» в данном аяте? Достаточно было бы «будет убит», следовательно, этот аят не относится только к периоду ниспослания, т.е. битве Ухуд, но имеет и более обширное значение.

Возможно, упоминание смерти посланника Аллаха указывает и на то, что обращение вспять в битве Ухуд, (слух о смерти пророка) будет и после смерти посланника Аллаха. Польза от такого вступления в этом разделе в том, что если мы признаем, что этот аят не имеет отношения только к битве Ухуд, а имеет и более широкий смысл то, следовательно, мы признаем, что «обращение вспять» имело место и позже. Но где и когда?

Смерть бывает двух видов. Первый вид, это когда ангел смерти забирает душу. Аллах говорит: «Где бы вы ни были, захватит вас смерть, если бы вы были даже в воздвигнутых башнях»[178].

«Он — тот, кто оживил вас, потом Он умертвит вас, потом оживит»[179].

Другое значение смерти — это особая смерть и убийство включает это значение.

«И конечно, если вы были убиты на пути Аллаха или умерли, то прощение от Аллаха и милосердие – лучшее того, что вы собираете»[180].

«И если вы умрёте, или будете, убиты, то, конечно, к Аллаху вы будете собраны»[181].

Если бы они были бы при нас, то не умерли бы и не были бы убиты»[182].

Если смерть в данных аятах (относящееся ко второму виду) имеет общее значение, то нет никакой необходимости применять после этого слово «убиты», ибо убийство — один из видов смерти, и применение их дважды противоречит красноречию (балагат) священного Корана. То, что относится к нашей теме, также из этого вида смерти.

Почему Всевышний не удовлетворился только приведением фразы «И Мухаммад — только посланник» можно было бы после сразу сказать «Разве же если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять?». Однако, Аллах (хвала Ему и Велик Он!) приводит слова: «…посланник, до которого были посланники».

Как говорят толкователи священного Корана, Всевышний Аллах хотел этим показать, что его светлость Мухаммад не вечен, а, как и все мусульмане, смертен. Другая тема — это то, что и другие посланники Аллаха были смертны. Это всё понятно, однако, если Аллах хотел бы только сказать о смерти посланника Аллаха, достаточным было бы сказать этот аят без предложения «посланник, до которого были посланники». Следовательно, этот аят имеет более глубокий смысл.

1. Как и ранее, бывшие религии, которые не были зависимы от пророков, так и Ислам не зависит исключительно от жизни посланника Аллаха. Пророки до этого умирали, но их религии продолжали существовать, так и Ислам после смерти пророка не прекращает своё существование.

2. Более глубокое значение — это то, что традиция пророческих циклов после смерти их (пророков) указывает на то, что их народы проходят определённый «скользкий » период.

Аллах говорит: «Вот — посланники! Одним Мы дали преимущество пред другими. Из них были такие, с которыми говорил Аллах и вознёс некоторых из них степенями. И Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и подкрепили его духом святым. И если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того как пришли к ним ясные знамения. Но они разошлись, и среди них были такие, что уверовали, и такие, что не верили. А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает»[183].

В этом аяте «те, кто был после них» имеет значение посланников и пророков. Если здесь имелся бы ввиду только Иса, то нет необходимости в окончании множественного числа.

Большое количество хадисов указывает на то, что традиция пророков повторяется. Так, в известном хадисе говорится: «Вы повторите точь в точь традиции прошлых поколений, если даже их традиция проходила бы через нору ящерицы, вы также пройдёте этот путь». В другом хадисе говорится: «После меня не возвращайтесь к неверию, убивая друг друга». Также посланник Аллаха сказал: «Иудеи разделятся на 71 группу, христиане разделятся на 72 группы, и моя умма разделится на 73 течения, среди них одна спасётся, а остальные попадут в ад».

Аллах говорит: «Разве они ждут чего-либо, кроме подобного дням тех, которые прошли до них?»[184].

Также: «Люди были одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещателями и ниспослал с ними писание с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чём они разошлись. А разошлись только те, которым она была дарована, после того как пришли к ним ясные знамения, по злобе между собой. И Аллах вывел тех, которые уверовали к той истине, относительно которой они разошлись по Его дозволению»[185].

«Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: «Мы уверовали!», и они не будут испытаны? Мы испытали тех, кто был до них, ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых»[186].

Наилучший довод того, что традиция пророков повторяется это то, что делали сподвижники посланника Аллаха после того, как его светлость посланник Аллаха покинул этот мир. Они оскорбляли друг друга, обвиняли в ереси и неверии друг друга, и дело дошло до того, что они вступали в войну между собой. Более 100 тысяч мусульман погибли в этих сражениях, именно к этому относится аят: «А разошлись только те, которым она была дарована, после того как пришли к ним ясные знамения, по злобе между собой».

Здесь возникает вопрос: Как сподвижники посланника Аллаха могут обратиться вспять? В то время как они сподвижники посланника Аллаха, они те, кто отдавали свои души и имущество на пути Аллаха, разве могут они стать такими? Они сражались возле пророка, жертвуя своими душами ради Ислама, они — обладатели «карамата», способности творить чудеса с дозволения Аллаха, они могут отступить от истины?

Ответ:

1. Обращение в данном аяте «к мусульманам ясное свидетельство того, что Всевышний не имел здесь в виду кого-либо помимо мусульман, да и потом неверным и язычникам нет смысла отворачиваться, так как они не в Исламе».

2. Знания не могут быть источником и причиной отстранения от заблуждения, часто бывает так, что человек знает истину, однако, его недостатки и страсти отстраняют его от следования истине. Аллах говорит: «А разошлись только те, которым она была дарована, после того, как пришли к ним ясные знамения».

3. Их (сподвижников) прошлые достоинства и добродетель не могут быть причиной того, что теперь они более не имеют никаких заблуждений и ошибок.

История свидетельствует, что бани Исраиль терпели большие тяготы, но уверовали в Мусу. Их подвергали пыткам, притесняли, они видели знамение Мусы, его чудеса от Аллаха, но при первой же возможности, когда Муса ушёл в гору, они стали поклоняться идолу….

Как бы человек не высоко поднимался в вере, и духовном развитии, если он не будет иметь исмата (защищенности от грехов), возможность падения и возврат к неверию всегда есть. Прекрасный тому пример Бал’ам ибн Ба’ура. В священном Коране мы читаем: «Прочитай им весть о том, кому Мы дали наши знамения, и он ускользнул от них. И сделал его своим последователем, сатана. И был он из заблудших. А если бы Мы пожелали, то возвысили бы его имя. Но он приник к земле и последовал за своей страстью, и подобен он собаке: если бросишься на неё, высовывает язык. Это — притча о людях, которые считали ложью Наши знамения. Рассказывай же, может быть, они размыслят»[187].

Достиг ли кто-либо из сподвижников посланника Аллаха таких высот, как этот иудейский священник? Он знал священное имя Всевышнего (исм а’зам), но всё равно оставил истину и последовали своим страстям. Уже не говоря о тех, кто под сомнением и на много ниже, чем этот пример из Корана.

В чём конкретно произошёл переворот, и группа мусульман отпала от религии? В чём причина этого?

Необходимо рассмотреть некоторые моменты, чтобы дать точный ответ на поставленный вопрос.

1. Имеет ли этот переворот отношение к смерти посланника Аллаха? «Разве, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять?»

2. Обращение вспять происходит на определенной основе. Если не было бы этой основы, которую знали обратившиеся вспять, то не было бы и обращения, ибо оно от того, что они знают и принимают.

3. Эта тема непосредственно касается Всевышнего Аллаха.

4. Наказание Всевышнего на участников этого обращения вспять, как в этом мире, так и мире последнем.

Этот переворот и «обращение вспять» есть традиция пророческого цикла, т.е. каждый посланник Аллаха, испытал такое отклонение в своей умме от некоторых своих последователей.

5. Всевышний Аллах говорит в священном Коране: «И Мало из Моих рабов благодарных»[188]. Слова «вы обратитесь вспять?» в рассматриваемом нами аяте также указывают на этот момент, т.е. указывают на большинство. Если тех, кто обратились вспять, было бы мало, незначительное количество, то Аллах указал бы на это так: вместо «вы», сказал бы «некоторые из вас», «группа из вас» и т.д.

5. Этот аят касается только мусульман и никак не относится к неверным или язычникам.

Для более глубокого знакомства с причинами отхода и обращения вспять, необходимо рассмотреть различные стороны и причины этого.

Посланник Аллаха был правителем и руководителем мусульманской уммы. После смерти посланника Аллаха произошёл этот переворот и обращение вспять. Давайте спросим себя, из-за чего, обычно, после смерти правителя происходит обращение вспять и перевороты?

Аллах говорит: «О, посланник! Передай то, что низведено тебе от Твоего Господа, а если ты этого не сделаешь, ты не передашь Его послания, Аллах защитит тебя от людей»[189].

Этот аят священного Корана указывает на несколько важных моментов:

1. Передача того, что низведено посланнику Аллаха, настолько важна, что если посланник Аллаха не передаст это, он не завершит свою посланническую миссию.

Соответственно неверие в это, подобно неверию в посланническую миссию. Обращение вспять от этого, подобно обращению вспять от пророческой миссии.

2. Этот вопрос был наиболее важным и противоречивым среди мусульман. Именно поэтому Аллах обещал защитить посланника Аллаха от людей.

3. Предложение «Аллах защитит тебя от людей», означает, прежде всего, то, что подавляюще большинство людей не хотели принимать то, что должен был передать его светлость посланник Аллаха».

Что же это, что хотел передать его светлость посланник Аллаха?

1. Это послание, прежде всего, имеет связь с отступничеством и обращением людей вспять, потому что это послание имеет также связь с пророчеством.

2. Одной из причин обращения вспять от этого (то, что ниспослано посланнику Аллаха, и то, что он должен передать людям) недовольство большинством этим посланием (Аллах защитит тебя от людей).

3. Его светлость посланник Аллаха вынужден передать это послание по причинам того, что смерть его уже близка. Он говорит: «Скоро меня призовут, и я отвечу на этот призыв». На этом основании необходимо довести послание до конца, чтобы не оставить никаких шансов для причин обращения вспять.

4. То, что хотел передать посланник Аллаха, есть единственная причина их обращения вспять. Посланник Аллаха выполнил все свои религиозные обязанности по отношению к мусульманам.

5. Не может быть никаких сомнений, что единственной причиной непризнания был вопрос правления, который люди не принимали.

Кто тот, о ком Аллах ниспослал аят о наместничестве после посланника Аллаха

Как было сказано ранее, хадис Гадир Хум достигает положения таватура, и все мусульманские исследователи и историки привели этот хадис в своих книгах, подчеркивая его достоверность. На основании этого хадиса, а также посредством большого числа других хадисов, становится предельно ясно, что посланник Аллаха назначил после себя Али ибн Аби Талиба (мир ему!). Однако это не удовлетворяло большинство мусульман. Они ожидали, пока посланник Аллаха покинет этот мир, чтобы потом отвернуться вспять от правления Али. Отстранившихся — большинство, так как в этом аяте «вы обратитесь вспять?», это приведено во множественном числе.

Те же, кто остался праведен пути пророка было очень мало, ибо в данном аяте в конце Аллах говорит: «Аллах воздаст благодарным»[190]… Благодарных, как известно, мало так как Аллах говорит: «Не многие из рабов Моих благодарны»[191].

Посланник Аллаха говорит: «Я буду стоять. Вдруг приведут ко мне группу. Я знаю их, и они знают меня. Вдруг между мной и ими появится человек, который призовёт их: «Идите сюда!». Я спрошу: «Куда их?» Скажет: «Клянусь Создателем, в ад!». Я скажу: «Что же они сделали?» Скажет: «Они после тебя вернулись в период невежества. Я увижу, что среди них никто не получит спасение, если только небольшое число подобно верблюду отставшего от стада»[192].

Также посланник Аллаха сказал: «Я буду стоять перед вашими дверьми к райскому роднику хауз, всякий, кто пройдет мимо меня испьёт из этого источника, всякий, кто испьёт из него, никогда не будет испытывать жажды. Придёт группа, я знаю их, и они знают меня. Между мной и ими будет преграда, я скажу: «О, Аллах! Они — мои сподвижники (асхабы)!» Мне будет сказано: «Ты не знаешь, какие нововведения они сделали после тебя». Я скажу: «Да будут прокляты те, кто после меня сделали изменения в религии»[193].

Кроме того, есть хадис в «Маватта» Малика: «Посланник Аллаха сказал о мучениках: «Я буду свидетельствовать за вас пред Аллахом!». Абу Бакр спросил: «И мы, о, посланник Аллаха!». Он сказал: «Что касается вас, то я не знаю, что вы сделайте после меня!»[194].

Раздел 7

Искажение истины

Сподвижники пророка Мухаммада ﷺ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: