Способ 3. оптимизация windows и программ.

Способ 1. Переустановка Windows и программ.

Если все сделать правильно, то после переустановки Windows и всех программ мы получим компьютер словно «с иголочки» — быстрый, резво откликающийся на действия пользователя. К сожалению, переустанавливать Windows каждый раз, когда что-то идет не так, не выход, так как правильная установка Windows и программ требует много времени.

Способ 2. Покупка новых комплектующих.

В самом деле — если поставить процессор побыстрее, добавить больше оперативной памяти — возможно, компьютер начнет работать пошустрее. На самом деле это тоже не выход, потому что апгрейд компьютера — дорогое удовольствие, да и максимальной отдачи без оптимизации Windows мы не получим.

Способ 3. Оптимизация Windows и программ.

Наиболее эффективный выход — устранение причин медленной работы компьютера, поддержание его быстрой работы сейчас и в будущем.Именно про такую оптимизацию рассказано далее.

Оптимизировать нужно не только операционную систему, но и программы, так как мы работаем с программами, а Windows — всего лишь посредник.

5.Классификация программного обеспечения. Примеры программ каждого класса.

ПО – сов-ть программ обработки данных и необходимых д/их работы документов.
Программа – полный, достаточный набор команд, выполнение которых за конечное число шагов решит конкретную задачу.
Программирование – раздел прикладной мат-ки о методах разработки программ д/ЭВМ.
Алгоритм – точное однозначное описание процесса вычислений на К последовательным набором правил (команд).
Команда – элементарная инстр-ия машин, кот-ю К должен выполнить автоматически. Команда может создаваться в программе.
По назначению ПО К делят на 3 класса:
1. Системное ПО (Windows, утилиты) Ядром системного ПО является операционная система (ОС);
2. ПрикладноеПО (Word, Excel, Access);
3. Инструментальное ПО (средства программирования, Java, Basic, Pascal).

Компьютерный вирус – программа (код программы), которая на диске или в сети способна несанкционированно, т.е. без разрешения
запуском файла winword.exe будет запускать файл winword.com, который будет располагаться в памяти компьютера.

6.Операционная система и ее основные функции. Драйверы. Программы обслуживания(утилиты). Архивирование информации. Программы-архиваторы.

Все многообразие программ, используемых на современном компьютере, называется программным обеспечением — ПО (software).

Программы, составляющие ПО, можно разделить на три группы: системное ПО, системы программирования, прикладное ПО. Ядром системного ПО является операционная система (ОС).

ОС — это неотъемлемая часть ПО, управляющая техническими средствами компьютера (hardware).. Операционная система — это программа, координирующая действия вычислительной машины; под ее управлением осуществляется выполнение программ.

Основные функции операционной системы:

1. Обмен данными между компьютером и различными периферийными устройствами (терминалами, принтерами, гибкими дисками, жесткими дисками и т.д.). Такой обмен данными называется ввод/вывод данных.

2. Обеспечение системы организации и хранения файлов.

3. Загрузка программ в память и обеспечение их выполнения.

4. Организация диалога с пользователем.

ОС – это комплекс взаимосвязанных системных программ, назначение которого – организовать взаимодействие пользователя с компьютером и выполнение всех других программ.

Состав операционной системы.

Структуру ОС составляют следующие модули:

базовый моду ль (ядро ОС)- управляет работой программы и файловой системой, обеспечивает доступ к ней и обмен файлами между периферийными устройствами;

командный процессор — расшифровывает и исполняет команды пользователя, поступающие прежде всего через клавиатуру;

драйверы периферийных устройств — программно обеспечивают согласованность работы этих устройств с процессором (каждое периферийное устройство обрабатывает информацию по разному и в различном темпе);

дополнительные сервисные программы (утилиты) — делают удобным и многосторонним процесс общения пользователя с компьютером.

Первая задача ОС – организация связи, общения пользователя с компьютером в целом и его отдельными устройствами. Такое общение осуществляется с помощью команд, которые в том или ином виде человек сообщает операционной системе. В ранних вариантах операционных систем такие команды просто вводились с клавиатуры в специальную строку. В последующем были созданы программы – оболочки ОС, которые позволяют общаться не только с ОС не только текстовым языком команд, а с помощью меню (в том числе пиктографического) или манипуляций с графическими объектами.

Вторая задача ОС – организация взаимодействия всех блоков компьютера в процессе выполнения программы, которую назначил пользователь для решения задачи. В частности, ОС организует и следит за размещением в оперативной памяти и на диске нужных для работы программы данных, обеспечивает своевременное подключение устройств компьютера по требованию программы и т.п.

Третья задача ОС – обеспечение так называемых системных работ, которые бывает необходимо выполнить для пользователя. Сюда относится проверка, “лечение” и форматирование диска, удаление и восстановление файлов, организация файловой системы и т.п. Обычно такие работы осуществляются с помощью специальных программ, входящих в ОС и называемых утилитами.

Операционная система выполняет роль связующего звена между аппаратурой компьютера, с одной стороны, и выполняемыми программами, а также пользователем, с другой стороны.

ОС обычно хранится во внешней памяти компьютера – на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ.

Этот процесс называют загрузкой ОС.

ОС можно назвать программным продолжением устройства управления компьютера.

В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:

1. однопользовательские однозадачные, которые поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;

2. однопользовательские однозадачные с фоновой печатью, которые позволяют помимо основной задачи запускать одну дополнительную задачу, ориентированную как правило, на вывод информации на печать.

3. однопользовательские многозадачные, которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач.

4. многопользовательские многозадачные, позволяющие на одном компьютере запускать несколько задач нескольким пользователям.

ОС для персонального компьютера, ориентированного на профессиональное применение, должна содержать следующие основные компоненты:

— программы управления вводом/выводом;

— программы, управляющие файловой системой и планирующие задания для компьютера;

— процессор командного языка, который принимает, анализирует и выполняет команды, адресованные ОС.

Анализ и исполнение команд пользователя, включая загрузку готовых программ из файлов в оперативную память и их запуск, осуществляет командный процессор ОС.

Важным классом системных программ являются драйверы устройств.

Для управления внешними устройствами компьютера используются специальные системные программы – драйверы. Драйверы стандартных устройств образуют в совокупности базовую систему ввод-вывод (BIOS), которая обычно заносится в ПЗУ компьютера.

Нередко к системным программам относят антивирусные средства, программы архивирования файлов и т.п.

Второй класс программ – это прикладные программы. Здесь нет единой точки зрения, какие именно программы относятся к этому классу. Обычно прикладной называют любую программу, позволяющую пользователю без программирования решать определенный класс задач

Операционная система блестяще справляется со своими обязанностями. На практике одно из основных преимуществ использования OS заключается в простоте ее понимания, несмотря на функциональную сложность (То есть система рассчитана на выполнение достаточно сложных функций).

Существуют несколько наиболее распространенных ОС.

Например, MS-DOS расшифровывается как дисковая операционная система. Разработчиком MS-DOS является Корпорация Microsoft.

Драйвер — это программа, обеспечивающая взаимодействие компьютера с оборудованием и устройствами. Без драйверов невозможна нормальная работа подключенного к ПК оборудования, например видеоадаптера или принтера.

В большинстве случаев драйверы поставляются вместе с Windows, или их можно найти, перейдя в центр обновления Windows на панели управления и проверив наличие обновлений. Если в Windows отсутствует требуемый драйвер, перейдите на веб-сайт центра совместимости Windows 7, который содержит сведения о тысячах устройств и прямые ссылки на страницы загрузки драйверов. Кроме того, драйверы можно часто найти на диске, входящем в комплект поставки требуемого оборудования или устройства, либо на веб-сайте производителя.

Утилиты- это программы вспомогательного назначения, программы помощники, предназначенные для конкретных задач, таких как оптимизация системы, обслуживания файловой системы или дисков.
Их можно разделить на несколько основных видов.
Программы контроля – эти программы используются для проверки функционирования устройств и обнаружения неисправностей.
Драйверы – расширяющие возможности системы.
Упаковщики – которые позволяют сжимать информацию.
Антивирусные программы разработанные для борьбы с вирусами.
Утилиты для управления памятью, позволяющие управлять оперативной памятью и многие другие.

Сжатие данных — процедура перекодирования данных, производимая с целью уменьшения их объёма. Применяется для более рационального использования устройств хранения и передачи данных.
Сжатие бывает без потерь (когда возможно восстановление исходных данных без искажений) или с потерями (восстановление возможно с незначительными искажениями) . Сжатие без потерь используется при обработке компьютерных программ и данных. Сжатие с потерями обычно применяется для сокращения объёма звуковой, фото- и видеоинформации, оно значительно эффективнее сжатия без потерь.
Сжатие основано на устранении избыточности информации, содержащейся в исходных данных. Примером избыточности является повторение в тексте фрагментов (например, слов естественного или машинного языка) . Подобная избыточность обычно устраняется заменой повторяющейся последовательности более коротким значением (кодом) . Другой вид избыточности связан с тем, что некоторые значения в сжимаемых данных встречаются чаще других, при этом возможно заменять часто встречающиеся данные более короткими кодами, а редкие — более длинными (вероятностное сжатие) . Сжатие данных, не обладающих свойством избыточности (например, случайный сигнал или шум) , невозможно. Также, обычно невозможно сжатие зашифрованной информации.

Архиватор — компьютерная программа, которая осуществляет сжатие данных в один файл архива для более легкой передачи, или компактного их хранения. В качестве данных обычно выступают файлы и папки. Процесс создания архива называется архивацией или упаковкой (сжатием, компрессией), а обратный процесс — распаковкой или экстракцией.
7-Zip WinRAR Universal Extractor IZArc Hamster Free ZIP Archiver HaoZip PeaZip TUGZip.

7.Защита информации в компьютерных системах. Причины утери информации, мероприятия по защите информации. Понятие компьютерного вируса. Виды вирусов. Антивирусная защита.

Потеря информации может произойти, например, по следующим причинам:

1) нарушение работы компьютера;

2) отключение или сбои питания;

3) повреждение носителей информации;

4) ошибочные действия пользователя;

5) действие компьютерных вирусов;

6) несанкционированные умышленные действия других лиц.

Защита от компьютерных вирусов и несанкционированного доступа будут рассматриваться в отдельных разделах. Предотвратить причины 1–4 можно резервированием данных, что является наиболее общим и простым выходом.

Для защиты информации от несанкционированно доступа применяются:

I. Организационные мероприятия,

II. Технические средства.

III. Программные средства.

IV. Криптография.

Организационные мероприятия включают в себя:

• пропускной режим;

• хранение носителей и устройств в сейфе (дискеты, монитор, клавиатура и т.д.);

• ограничение доступа лиц в компьютерные помещения

и т.д.

Технические средства включают в себя различные аппаратные способы защиты информации:

• фильтры, экраны на аппаратуру;

• ключ для блокировки клавиатуры;

• устройства аутентификации – для чтения отпечатков пальцев, формы руки, радужной оболочки глаза, скорости и приемов печати и т.д.;

• электронные ключи на микросхемах и т.д.

Программные средства защиты информации разработка специального программного обеспечения, которое бы не позволяло постороннему человеку, не знакомому с этим видом защиты, получать информацию из системы. Программные средства включают в себя:

• парольный доступ – задание полномочий пользователя;

• блокировка экрана и клавиатуры с помощью комбинации клавиш в утилите Diskreet из пакета NortonUtilites;

• использование средств парольной защиты BIOS – на сам BIOS и на ПК в целом

и т.д.

Под криптографическим способом защиты информации подразумевается ее шифрование при вводе в компьютерную систему.

Базовые принципы защиты инф-и: конфиденциальность (защита важной инф-и от несанкционированного доступа, конфиденциальная инф-ия требует защиты и должна быть доступна только тем, кто имеет на это право, ее несанкционированное раскрытие, модификация или сокрытие может принести ощутимый убыток или ущерб); целостность (защита точности и полноты инф-и и ПО); доступность инф-и (обесп-е чтения инф-и, ее обработки и основных услуг авторизованным пользователям в нужное для них время).
Защищенность информационной с-мы пор-ся способностью противостоять несанкционированному доступу кконфиденциальной инф-и, ее искажению/разрушению. Защита включает в себя меры предотвращения и отслеживания несанкционированного доступа неавторизованных лиц, неправомерного исп-ия/искажения/повреждения/копирования/уничтожения и т.д. Она учитывает и проблему надежности аппаратуры.
Компьютерный вирус – программа (код программы), которая на диске или в сети способна несанкционированно, т.е. без разрешения
запуском файла winword.exe будет запускать файл winword.com, который будет располагаться в памяти компьютера. Обычно вирусы-компаньоны генерируются вирусами-фагами.

Ныне существует немало разновидностей вирусов, различающихся по основному способу распространения и функциональности. Если изначально вирусы распространялись на дискетах и других носителях, то сейчас доминируют вирусы, распространяющиеся через Интернет. Растёт и функциональность вирусов, которую они перенимают от других видов программ.

В настоящее время не существует единой системы классификации и именования вирусов (хотя попытка создать стандарт была предпринята на встрече CARO в 1991 году). Принято разделять вирусы:

по поражаемым объектам (файловые вирусы, загрузочные вирусы, сценарные вирусы, макровирусы, вирусы, поражающие исходный код);

файловые вирусы делят по механизму заражения: паразитирующие добавляют себя в исполняемый файл, перезаписывающие невосстановимо портят заражённый файл, «спутники» идут отдельным файлом.

по поражаемым операционным системам и платформам (DOS, MicrosoftWindows, Unix, Linux);

по технологиям, используемым вирусом (полиморфные вирусы, стелс-вирусы, руткиты);

по языку, на котором написан вирус (ассемблер, высокоуровневый язык программирования, сценарный язык и др.);

по дополнительной вредоносной функциональности (бэкдоры, кейлоггеры, шпионы, ботнеты и др.).

Антивирусная программа (антивирус) — специализированная программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще и восстановления заражённых (модифицированных) такими программами файлов, а также для профилактики — предотвращения заражения (модификации) файлов илиоперационной системы вредоносным кодом.

Классифицировать антивирусные продукты можно сразу по нескольким признакам, таким, как: используемые технологии антивирусной защиты, функционал продуктов, целевые платформы.

По используемым технологиям антивирусной защиты:

Классические антивирусные продукты (продукты, применяющие только сигнатурный метод детектирования)

Продукты проактивной антивирусной защиты (продукты, применяющие только проактивные технологии антивирусной защиты);

Комбинированные продукты (продукты, применяющие как классические, сигнатурные методы защиты, так и проактивные)

По функционалу продуктов:

Антивирусные продукты (продукты, обеспечивающие только антивирусную защиту)

Комбинированные продукты (продукты, обеспечивающие не только защиту от вредоносных программ, но и фильтрацию спама, шифрование и резервное копирование данных и другие функции)

По целевым платформам:

Антивирусные продукты для ОС семейства Windows

Антивирусные продукты для ОС семейства *NIX (к данному семейству относятся ОС BSD, Linux и др.)

Антивирусные продукты для ОС семейства MacOS

Антивирусные продукты для мобильных платформ (WindowsMobile, Symbian, iOS, BlackBerry, Android, WindowsPhone 7 и др.)

Антивирусные продукты для корпоративных пользователей можно также классифицировать по объектам защиты:

Антивирусные продукты для защиты рабочих станций

Антивирусные продукты для защиты файловых и терминальных серверов

Антивирусные продукты для защиты почтовых и Интернет-шлюзов

Антивирусные продукты для защиты серверов виртуализации

8.Понятие операционной системы. Характеристика ОС Windows: графический интерфейс, многозадачность, сетевые возможности.

Операционная система представляет собой комплекс системных и служебных программных средств. С одной стороны, она опирается на базовое программное обеспечение компьютера, входящее в его систему 5705 (базовая система ввода-вывода);с другой стороны, она сама является опорой для программного обеспечения более высоких уровней — прикладных и большинства служебных приложений. Приложениями операционной системы принято называть программы, предназначенные для работы под управлением данной системы. Основная функция всех операционных систем — посредническая. Она заключается в обеспечении нескольких видов интерфейса:

* интерфейса между пользователем и программно-аппаратными средствами компьютера (интерфейс пользователя);

* интерфейса между программным и аппаратным обеспечением (аппаратно-программный интерфейс);

* интерфейса между разными видами программного обеспечения (программный интерфейс).

Графический интерфейс. ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС WINDOWS

В настоящее время все операционные системы для персональных компьютеров обеспечивают взаимодействие с пользователем с помощью графического интерфейса.

Это позволяет даже начинающему пользователю компьютера уверенно работать в среде операционной системы (проводить операции с файлами, запускать программы и так далее).

Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления.

2.1 Операции графического интерфейса

1. Работа с мышью. Для работы с графическим интерфейсом используется мышь или другое координатное устройство ввода, при этом пользователь должен уметь производить:

левый щелчок — однократное нажатие и отпускание основной (обычно левой) кнопки мыши;

правый щелчок — однократное нажатие и отпускание дополнительной (обычно правой) кнопки мыши;

двойной щелчок — два нажатия основной кнопки мыши с минимальным интервалом времени между ними;

перетаскивание — нажатие левой или правой кнопки мыши и перемещение объекта с нажатой кнопкой.

2. Рабочий стол. Основную часть экрана занимает Рабочий стол, на котором располагаются значки и ярлыки (значки с маленькими стрелочками в нижнем левом углу). Значки и ярлыки обеспечивают (с помощью двойного щелчка) быстрый доступ к дискам, папкам, документам, приложениям и устройствам.Значки появляются на Рабочем столе после установки Windows.

Для быстрого доступа к дискам, принтеру, часто используемым документам целесообразно создать на рабочем столе ярлыки. Ярлык отличается от значка тем, что обозначает объект, фактически расположенный не на Рабочем столе, а в некоторой другой папке. Стрелочка означает, что мы имеем не сам объект, а ссылку на него. Ярлыки создаются перетаскиванием значков объектов на Рабочий стол.

3. Панель задач. В нижней части экрана располагается Панель задач, на которой находятся кнопка Пуск, кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикаторы и часы.

Кнопка Пуск позволяет вызывать Главное меню, которое обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам системы и содержит команды запуска приложений, настройки системы, поиска файлов и документов, доступа к справочной системе и др.

Windows является многозадачной операционной системой, то есть параллельно могут выполняться несколько приложений. Каждое запущенное приложение обозначается кнопкой на Панели задач, при этом переход от работы в одном приложении к работе в другом может производиться с помощью щелчка по кнопке. Работающее (активное) приложение изображается на панели задач в виде нажатой кнопки.

4. Окна. Важнейшим элементом графического интерфейса Windows являются окна, действительно ведь «windows» в переводе означает «окна». Существуют два основных типа окон — окна приложений и окна документов:

  • Окна приложений. В окне приложения выполняется любое запущенное на выполнение приложение или отражается содержимое папки. Открыть или закрыть окно приложения — то же, что и запустить программу на выполнение или завершить ее. Окна приложений можно перемещать на любое место Рабочего стола, разворачивать на весь экран или сворачивать в кнопки на панели задач.

Основными элементами окна приложения являются:

— рабочая область: внутренняя часть окна, содержит вложенные папки или окна документов;

— границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, перемещая границу мышью;

— заголовок: строка непосредственно под верхней границей окна, содержащая название окна;

— значок системного меню: кнопка слева в строке заголовка открывает меню перемещения и изменения размеров окна;

— строка горизонтального меню: располагается непосредственно под заголовком, содержит пункты меню, обеспечивает доступ к командам;

— панель инструментов: располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, обеспечивает быстрый доступ к некоторым командам;

— кнопкиСвернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть расположены в верхней правой части окна.

  • Окна документов. Окна документов предназначены для работы с документами и «живут» внутри окон приложений. Можно раскрывать, сворачивать, перемещать или изменять размеры этих окон, однако они всегда остаются в пределах окна своего приложения. Окно документа имеет те же кнопки управления, что и окно приложения.

Окно документа всегда содержит зону заголовка (содержащую имя документа) и часто полосы прокрутки (появляющиеся, когда документ не помещается полностью в окне) и линейки. Открытое окно документа может находиться в активном либо в пассивном состоянии. Если окно находится в пассивном состоянии (зона заголовка не выделена цветом), то, щелкнув по любой его части мышью, можно перевести его в активное состояние.

5. Меню. Меню является одним из основных элементов графического интерфейса и представляет собой перечень команд (как правило, тематически сгруппированных), из которых необходимо сделать выбор (поместив на пункт меню указатель мыши и произведя щелчок). Выбор пункта меню приводит к выполнению определенной команды. Если за командой меню следует многоточие, то ее выбор приведет к появлению диалоговой панели, которая позволяет пользователю получить или ввести дополнительную информацию.

6. Диалоговые панели. Диалоговые панели могут включать в себя разнообразные элементы.

7. Вкладки. Диалоговые панели могут включать в себя несколько «страниц», которые называются вкладками.

8. Командные кнопки. Нажатие на кнопку (щелчок) обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение. Так, щелчок по кнопке с надписью Найти позволяет начать процесс поиска.

9. Текстовые поля. Текстовое поле называется иногда полем редактирования и позволяет вести какую либо страницу.

10. Списки. Список представляет собой набор предлагаемых на выбор значений. Раскрывающийся список выглядит как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелочкой. Раскрытие списка осуществляется с помощью левого щелчка по кнопке.

11.Переключатели. Переключатели служат для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форме маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри. Выбор варианта производится с помощью левого щелчка.

12. Флажки. Флажок обеспечивает присваивание какому-либо параметру определенного значения. Флажки могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика; когда флажок установлен, в нем присутствует «галочка». Установка флажков производится с помощью левого щелчка.

13. Ползунки. Ползунок позволяет плавно изменять значение какого-либо параметра. Например, с помощью ползунков можно менять уровень громкости воспроизведения и записи звука, баланс левого и правого канала и т. п.

14. Контекстные меню. Объектно-ориентированный подход, используемый в операционной системе Windows, позволяет рассматривать диски, папки и файлы как объекты. Все эти объекты имеют определенные свойства, и над ними могут проводиться определенные операции.

Например, документы (документом называется любой файл, обрабатываемый с помощью приложений) имеют определенный объем и их можно копировать, перемещать и переименовывать; окна имеют размер, который можно изменять и так далее.

Хотя каждый из этих объектов имеет свои конкретные свойства и над ним возможны определенные операции, технология работы с объектами и интерфейс универсальны. Это позволяет пользователю достичь единообразия при работе с разными объектами.

Ознакомиться со свойствами объекта, а также выполнить над ним разрешенные операции можно с помощью контекстного меню. Для вызова контекстного меню необходимо осуществить правый щелчок на значке объекта.

Многозадачность.Реализация многозадачности в Windows 2003

В современных полновесных реализациях Windows планировщик ядра выделяет процессорное время потокам. Управление волокнами возложено на приложения пользователя: Windows предоставляет набор функций, с помощью которых приложение может управлять созданными волокнами. Фактически для волокон реализуется невытесняющая многозадачность средствами приложения; с точки зрения операционной системы, все волокна должны быть созданы в рамках потоков (один поток может быть расщеплен на множество волокон средствами приложения) и система никак не вмешивается в их планирование.
В Windows определен список событий, которые приводят к перепланированию потоков:
· создание и завершение потока;
· выделенный потоку квант исчерпан;
· поток вышел из состояния ожидания;
· поток перешел в состояние ожидания;
· изменен приоритет потока;
· изменена привязка к процессору.
В целях уменьшения затрат на планирование потоков несколько изменен граф состояний потока. Переход из состояния готовность в состояние выполнение сделан в два этапа — выбранный к выполнению поток подготавливается к выполнению и переводится в состояние выбран; эта подготовка может осуществляться до наступления момента перепланирования, и в нужный момент достаточно просто переключить контекст выполняющегося потока на выбранный.
Также в два этапа может происходить переход из состояния ожидание в готовность: если ожидание было долгим, то стек потока может быть выгружен из оперативной памяти. В этом случае поток переводится в промежуточное состояние до завершения загрузки стека — в списке готовых к выполнению потоков находятся только те, которые можно начать выполнять без лишнего ожидания.
При выборе потока для выполнения учитываются приоритеты потоков (абсолютные приоритеты) — система начинает выполнять код потока с наибольшим приоритетом из числа готовых к исполнению.
Процесс выбора потока для выполнения усложняется в случае SMP систем, когда помимо приоритета готового к исполнению потока учитывается, на каком процессоре ранее выполнялся код данного потока.
В Windows выделяют понятие идеального процессора — им назначается процессор, на котором запускается приложение в первый раз. В дальнейшем система старается выполнять код потока именно на этом процессоре — для SMP систем это решение улучшает использование кэш-памяти, а для NUMA систем позволяет, по большей части, ограничиться использованием оперативной памяти, локальной для данного процессора. Заметим, что диспетчер памяти Windows при выделении памяти для запускаемого процесса старается учитывать доступность памяти для назначенного процессора в случае NUMA системы.
В многопроцессорной системе используется либо первый простаивающий процессор, либо, при необходимости вытеснения уже работающего потока, проверяются идеальный процессор, последний использовавшийся и процессор с наибольшим номером. Если на одном из них работает поток с меньшим приоритетом, то последний вытесняется и заменяется новым потоком; в противном случае выполнение потока откладывается (даже если в системе есть процессоры, занятые потоками с меньшим приоритетом).
Современные реализации Windows в рамках единого дерева кодов могут быть использованы для различных классов задач — от рабочих станций, обслуживающих преимущественно интерфейс пользователя, до серверных установок на многопроцессорных машинах. Чтобы можно было эффективно использовать одну ОС в столь разных классах систем, планировщик Windows динамически изменяет длительность квантов и приоритеты, назначаемые потокам. Администратор системы может в некоторой степени изменить поведение системы при назначении длительности квантов и приоритетов потоков.
Управление длительностью кванта связано с активностью процесса, которая определяется наличием интерфейса пользователя (GUI или консоль) и его активностью. Если процесс находится в фоновом режиме, то длительность назначенного ему кванта соответствует нулевым колонкам таблицы 6.1 (выделены серым цветом; т.е. длительности 6 или 24 — для переменной длины кванта или 18 и 36 — для фиксированной). Когда процесс становится активным, то ему назначается продолжительность квантов, исходя из значения двух младших бит параметраWin32PrioritySeparation в соответствии с приведенной таблицей.
Еще один случай увеличения длительности кванта — процесс долгое время не получал процессорного времени (это может случиться, если все время есть активные процессы более высокого приоритета). В этой ситуации система раз в 3-4 секунды (в зависимости от продолжительности тика) назначает процессу повышенный приоритет и квант удвоенной длительности. По истечении этого кванта приоритет возвращается к прежнему значению и восстанавливается рекомендуемая длительность кванта.

Управление приоритетами в Windows 2003

В Windows выделяется 32 уровня приоритетов. 0 соответствует самому низкому приоритету (с таким приоритетом работает только специальный поток обнуления страниц), 31 — самому высокому. Этот диапазон делится на три части:
· Приоритет 0 — соответствует приоритету потока обнуления страниц.
· Приоритеты с 1 по 15 — соответствуют динамическим уровням приоритетов. Большинство потоков работают именно в этом диапазоне приоритетов, и Windows может корректировать в некоторых случаях приоритеты потоков из этого диапазона.
· Приоритеты с 16 по 31 — соответствуют приоритетам реального времени. Этот уровень достаточно высок для того, чтобы поток, работающий с таким приоритетом, мог реально помешать нормальной работе других потоков в системе — например, помешать обрабатывать сообщения от клавиатуры и мыши. Windows самостоятельно не корректирует приоритеты этого диапазона.
Для некоторого упрощения управления приоритетами в Windows выделяют классы приоритета, которые задают базовый уровень приоритета, и относительные приоритеты потоков, которые корректируют указанный базовый уровень. Операционная система предоставляет набор функций для управления классами и относительными приоритетами потоков.

Планировщик операционной системы также может корректировать уровень приоритета (из диапазона 1-15), однако базовый уровень (т.е. класс) не может быть изменен. Такая коррекция приоритета выполняется в случае:
· Завершения операции ввода-вывода — в зависимости от устройства, приоритет повышается на 1 — 8 уровней.
· По окончании ожидания события или семафора (см. далее) — на один уровень.
· При пробуждении GUI потоков — на 2 уровня.
· По окончании ожидания потоком активного процесса (определяется по активности интерфейса) — на величину, указанную младшими 2 битами параметра Win32PrioritySeparation (см. управление длительностью кванта).

В случае коррекции приоритета по одной из перечисленных причин, повышенный приоритет начинает постепенно снижаться до начального уровня потока — с каждым тиком таймера на один уровень.

Еще один случай повышения приоритета (вместе с увеличением длительности кванта) — процесс долгое время не получал процессорного времени. В этой ситуации система раз в 3-4 секунды назначает процессу приоритет, равный 15, и квант удвоенной длительности. По истечении этого кванта приоритет возвращается к прежнему значению и восстанавливается рекомендуемая длительность кванта.

В зависимости от настройки планировщика, NORMAL_PRIORITY_CLASS с базовым уровнем приоритета 8 может быть расщеплен на два базовых уровня — для потоков активных процессов (базовый уровень 9) и для потоков фоновых процессов (базовый уровень 7). Для класса HIGH_PRIORITY_CLASS относительные приоритеты потока THREAD_PRIORITY_HIGHEST и THREAD_PRIORITY_TIME_CRITICAL дают одинаковое значение приоритета 15.

Особенности многозадачности в среде Windows 2003

Общеизвестно, что в Windows 2003 реализована вытесняющая многозадачность. Именно это привлекло внимание многих фирм-разработчиков ПО, поскольку предшественницы этой ОС справедливо считались тяжелыми и неповоротливыми.

Появление вытесняющей многозадачности в Windows 2003 резко повысило надежность оболочки. Теперь в девяносто девяти случаях из ста неработоспособную программу можно корректно снять с выполнения, не затрагивая при этом другие программы. Конечно, если программа подвисает, то принудительное удаление ее из системы бесследно не проходит и в дальнейшем может привести к краху всей системы. Но в любом случае после снятия такой программы появляется возможность корректного завершения других программ и перезапуска системы без потери данных.

FPS до небес — Как повысить производительность ПК в играх, при записи видео и работе — эпичный гайд!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: