Средства комплексного формирования психофизических качеств и прикладных навыков педагога

Общая физическая подготовка, предупреждение профессиональных заболеваний, восстановление работоспособности обеспечиваются не только профилированными видами спорта, специально подобранными упражнениями, но и системой массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Среди профилированных видов спорта в профессионально-прикладной физической подготовке педагога следует отметить:

-виды спорта на выносливость (бег на средние дистанции, лыж-
ные гонки, конькобежный спорт, пеший туризм, плавание, велоспорт)
обеспечивают надежное функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы терморегуляции; развитие устойчивости к
гиподинамии, неблагоприятным факторам внешней среды. Развивают
такие качества личности, как: настойчивость, самостоятельность, стой
кость, умение терпеть;

-виды спорта, требующие сенсорно-моторной координации в
конкретной ситуации (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч, теннис, единоборства), формируют навыки коллективных и оперативных
действий, развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы,
ловкость рук, простую и сложную реакции, оперативное мышление, переключение внимания, эмоциональную устойчивость. Развивают чувство коллективизма, инициативность, решительность, целеустремленность.

Важным средством укрепления здоровья и повышения производительности труда является производственная гимнастика, которая снимает утомление, предупреждает возможные профессиональные заболевания, повышает жизненный тонус. При построении комплексов учитывают закономерности врабатываемости организма и активного отдыха.

Для формирования профессионально важных физических и психических качеств наилучшими средствами являются:

— упражнения на общую выносливость (медленный длительный
бег при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120-150 уд/мин; кроссовый бег при ЧСС до’150-160 уд/мин; бег «трусцой» при ЧСС 120-130
уд/.мин до 30-50 мин; спортивная ходьба не менее 3 км; продолжительные спортивные игры, плавание, передвижения на лыжах до 1 часа, длительное плавание и др.);

-упражнения па статическую выносливость (марш-бросок до 5
км, метание и толкание спортивных снарядов, сгибание рук в упоре,
поднимание и опускание туловища, подтягивание на перекладине, стой-
ки, упражнения в парах, на равновесие и т. д.);
-упражнения для развития быстроты (темповые прыжки, мета-
ние мячз на дальность отскока с последующей ловлей, ловля падающей
линейки, ускорения из разных исходных положений по сигналу и т. п.);

-упражнения на ловкость рук (жонглирование двумя-тремя мяча
ми); -упражнения на координацию движений (обводки мячом препят-
ствий и т. д.); -упражнения на гибкость (взмахи, рывки, вращения рук, ног; на
клоны, висы из различных исходных положений, мостик, шпагаты,
массаж и т. д.).

Тем, кто систематически и осознанно использует физические упражнения в трудовой деятельности, как правило, сопутствует трудовой успех, здоровье и долголетие.

Заключение

Физическая культура является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния педагогов в процессе профессиональной подготовки. Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно системно. В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.

Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и экстремальных условиях.

Список литературы:

1 . Динейка, К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К.В. Динейка. — М. : Физкультура и спорт, 1986.

2 . Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. — Краснодар, 2001

3 . Жбанков О.В., Лебяжьев А.Н. Компьютеризованная система как средство, управления психофизическим состоянием спортсмена//Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 11, с. 46-48.

4. Фомин Н.А. Физиология человека. — М.: Просвещение; Владос, 1995.

Самооборона против ножа \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: