Средства, направленные на совершенствование техники удушающих приемов в бразильском джиу-джитсу

На всех этапах многолетней тренировки идет непрерывный процесс обучения технике совершенствования удушающих приемов. Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение техникой проведения приема.

Основными задачами технической подготовки являются:

— прочное освоение всего многообразия рациональной техники;

— обеспечение разносторонним владением техникой и умением сочетать в разной последовательности технические приемы, способы, разновидности;

— эффективное и надежное использование технических приемов в сложных условиях соревновательной деятельности [34].

К основным средствам решения задач технической подготовки относятся соревновательные и специальные упражнения. В процессе соревновательной деятельности (официальные, внутриклубные, товарищеские встречи) совершенствуется вся совокупность технических приемов в условиях комплексного проявления основных физических качеств и тактических действий. Специальные упражнения позволяют избирательно решать задачи обучения и совершенствоваться в отдельных элементах техники, в выполнении их вариантов, различных связок и т.д [17].

Быстрому и правильному освоению изучаемого приема способствуют подводящие упражнения.

Эффективность средств технической подготовки борцов во многом зависит от методов совершенствования техники в Бразильском Джиу-Джитсу. В процессе подготовки используют общепринятые методы физического воспитания: практические, словесные, наглядные [8].

Непосредственное формирование двигательных умений и навыков связано с комплексным применением средств и методов обучения. Однако конкретный выбор тех или иных средств и методов технической подготовки, их соотношение, последовательность, преимущественное использование зависят от целевых установок многолетней тренировки, задач этапов подготовки, возрастных особенностей и уровня подготовленности борцов, условий обучения, сложности структуры изучаемых технических приемов и других факторов [21].

Поскольку техника проведения удушающих приемов в Бразильском Джиу-Джитсу представляет собой совокупность большой группы приемов, изучение ее превращается в сложный и длительный процесс. Для решения задач обучения с меньшей затратой времени и усилий большое значение имеет систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения технике.

Для формирования представления традиционно применяется объяснительно-иллюстративный тип обучения, метод проблемного изложения и частично-поисковый метод. Для формирования двигательного представления о техническом приеме рекомендуется использовать метод целостного обучения, т. к. уровень двигательных способностей часто не позволяет соединить отдельные приемы техническое действие. При этом подбираются одноцелевые упражнения, которые выполняются в простых условиях: на малой скорости, без дефицита времени, без сопротивлений и т. д., благодаря чему формируются прочные навыки в стабильных условиях. Внимание занимающихся акцентируется на правильности выполнения технического приема, а не на его результативности [16].

Для формирования двигательных представлений о способах выполнения базовых приемов техники применяются адекватные их содержанию подводящие упражнения, представляющие собой «методические лесенки», с помощью которых осваивают элементы приема, главным образом — его основное звено. В качестве подводящий упражнений широко применяются упражнения на правильность выполнения подводящего действия, направленное на формирование двигательного представления и координационной готовности к обучению техническим приемам. На основе простейших движений в дальнейшем будет строиться обучение более сложным техническим приемам по принципам от простого к сложному [14].

На всех этапах подготовки борцов используют общепринятые методы обучения и совершенствования техники двигательных действий.

Методы совершенствования применяются при разучивании новых технических приемов. Активность спортсменов направлена на усвоение теоретических знаний о способе решения конкретной двигательной задачи и практическом овладении данным способом на уровне двигательного умения, а затем и навыка. В качестве основного используется метод практического упражнения в сочетании со словесными и наглядными методами передачи учебной информации. Учитывая специфику Бразильского Джиу-Джитсу, для закрепления и совершенствования разучиваемых двигательных действий широко применяют соревновательный методы либо тренировочные схватки по заданию. [28].

Рассмотрим особенности применения этих общепринятых методов физического воспитания в технической подготовке спортсменов в Бразильском Джиу-Джитсу.

Методы обеспечения наглядности применяются для создания у обучаемых зрительного образа изучаемого технического приема. Показ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым и акцентироваться на важных узловых моментах изучаемого движения. При показе важно направить внимание учащихся на те моменты, которые существенно для овладения движением. В отдельных случаях применяют повторный и замедленный показ. Благодаря наблюдению за демонстрируемым образцом выполнения технического приема у спортсменов включаются рефлекторные механизмы подражания, что приводит к повышению качества воспроизведения при самостоятельных попытках его выполнения [19].

Методы слова относятся к числу наиболее широко используемых методов в практике обучения двигательным действиям. Он обеспечивает формирование логического образа действия, поскольку раскрывает внутренние механизмы его построения, которые не удается выявить при наблюдении [26].

Назначение объяснения — дополнить создаваемый образ тем, что остается за пределами показа. Тем самым активизируется вторая сигнальная система, оживляются память и процессы мышления. Занимающиеся более полно осознают свою задачу, выделяют для себя необходимые ориентиры и критерии.

Метод практического упражнения предполагает усвоение и закрепление нового двигательного действия и осуществляется в процессе выполнения специально организованных упражнения. Их подбор зависит от ряда условий, и в первую очередь, от избранного преподавателем метода разучивания.

Чтобы овладеть каким-либо действием, его нужно вначале правильно воспроизвести, а затем, в процессе многократного повторения закрепить [16].

Целостный метод предполагает возможность овладения двигательным действием через выполнение изучаемого движения в полной координации. Это оправдывает себя только в тех случаях, когда движение обладает простой структурой, или во многом (по элементам) является знакомым для учащихся.

Если же движение сложное, и к тому же является принципиально новым по содержанию, то его освоение рациональнее строить по принципу выделения и усвоения, в первую очередь, главных или трудных звеньев, и последующего соединения их в единое системное целое. Данный метод носит название расчлененного, поскольку предполагает существование двух этапов: аналитического усвоения отдельных элементов и объединения этих элементов в системно организованное целое – сложное двигательное действие. И хотя этот метод во многом уступает целостному, но при обучении сложным двигательным действиям он является единственно возможным [13].

Промежуточное положение занимает комплексный метод. Суть его заключается в соединении обоих методов, при котором, в зависимости от конкретного случая, преобладает целостное и расчлененное освоение [19].

Процесс совершенствования технических приемов всегда протекает параллельно с исправлением двигательных ошибок, допускаемых обучаемыми. В большинстве случаев они естественны и не свидетельствуют об ошибках, допущенных тренером. Они вызывают целым рядом причин, постоянно присутствующих при обучении. Поэтому одна из важнейших задач обучения — предупреждение и исправление ошибок до того, как они закрепятся, поскольку укоренившиеся ошибки с трудом поддаются исправлению.

Выделяются следующие причины возникновения ошибок:

Неподготовленность занимающихся, к усвоению нового учебного материала. Это может быть неподготовленность двигательного аппарата, отсутствие необходимого уровня развития физических и интеллектуальных качеств. Чтобы устранить эту причину, следует строже придерживаться принципа систематичности и последовательности, постоянно уделяя внимание интеллектуальной и физической подготовленности занимающихся [11].

Неправильные представления об изучаемом действии, являющиеся следствием невнимательности занимающихся, непонимания или использования недостаточно эффективных методов объяснения и показа. Поэтому к изучению нового материала следует приступить только после предварительной подготовки занимающихся, когда они не утомлены и с интересом относятся ко всему новому. Необходимо также с особой тщательностью готовиться к объяснению, продумывая в деталях не только его содержание, но и форму, последовательность, сочетание с показом, и организацию внимания занимающихся [30].

Нарушение последовательности в схеме обучения, выражающееся в использовании упражнений, условия деятельности которых превышают настоящие возможности занимающихся.

Нарушение координационных механизмов, возникающие в силу ряда причин: влияния прежнего двигательного опыта, особенностей сенсомоторных механизмов, стремления занимающихся сразу же добиться высокого результата. Нужно в каждом конкретном случае выявить истинную причину и постараться устранить ее [31].

Выявляемые ошибки устраняют своевременными указаниями и инструктированием, повторным показом и совместным (с тренером) выполнением в замедленном темпе, упрощением движения за счет его расчленения, выделением фазы, в которой выявлена ошибка, и ее изолированным разучиванием.

Для правильного построения двигательного действия и своевременного выявления и исправления двигательных ошибок существенно важно поступление срочной информациио протекании отдельных фаз и элементов в структуре движения. Повышение качества обратных связей внутри двигательного анализатора способствует улучшению процесса управления [37].

Выводы по первой главе

1. Техника проведения удушающих приемов в Бразильском Джиу-Джитсу, как правило, направлено на досрочное завершение схватки. Удушающие приемы включает в себя как работу из положения стоя, на коленях, сидя, из-за спины или лежа, в то время как противник может находиться в любом положении.

2. С технической подготовкой спортсмена непосредственно связано совершенствование техники двигательных действий и совершенствование избранных форм спортивной техники (характерных для Бразильского Джиу-Джитсу), обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов. Для построения процесса совершенствования техники удушающих приемов используемых в Бразильском Джиу-Джитсу, решающее значение имеет структура обучения специфическим двигательным действиям и составленная на её основе систематизация средств технической подготовки.

3. Основными средствами решения задач технической подготовки относятся соревновательные и специальные упражнения. В процессе соревновательной деятельности (официальные, внутриклубные, товарищеские встречи) совершенствуется вся совокупность технических приемов в условиях комплексного проявления основных физических качеств и тактических действий. Специальные упражнения позволяют избирательно решать задачи совершенствования в отдельных элементах техники, в выполнении их вариантов, различных связок и т.д.

Методы совершенствования применяются при разучивании новых технических приемов. Активность спортсменов направлена на усвоение теоретических знаний о способе решения конкретной двигательной задачи и практическом овладении данным способом на уровне двигательного умения, а затем и навыка. В качестве основного используется метод практического упражнения в сочетании со словесными и наглядными методами передачи учебной информации. Учитывая специфику Бразильского Джиу-Джитсу, для закрепления и совершенствования разучиваемых двигательных действий широко применяют соревновательный методы либо тренировочные схватки по заданию.

Техника Бразильского Джиу Джитсу: болевые приемы на ноги


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: