Стадия осмысления содержания.

Тип урока: первичное обучение.

Оборудование: компьютерная презентация, выставка книг “Кошки в художественной литературе”.

Ход урока:

Стадия вызова.

-Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок с улыбки, потому что улыбка делает даже незнакомых людей ближе друг другу. И я надеюсь, что о сегодняшнем необычном занятии вы буде вспоминать с доброй и теплой улыбкой на устах. Ну а чтобы нам познакомиться ближе, разрешите мне представиться – Оксана Николаевна.

А сейчас давайте настроимся с вами на успешную работу. В этом нам поможет очень хорошее упражнение. Скажите, пожалуйста, когда у вас что-то получается удачно, вы довольны, какой жест помогает вам выразить ваши чувства и эмоции. (потираем ладони друг о дружку). Чувствуете, как приливает горячая волна энергии к вашим рукам? Я надеюсь, что эта волна поможет преодолеть нам все подводные камни, которые могут встретиться по маршруту нашего урока.

А в плавание мы отправимся под девизом: КАПЛЯ ПО КАПЛЕ – РЕКА СОБИРАЕТСЯ. (Презентация слайд №1)

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Вы правы. Наши знания собираются по крупицам. Мы каждый день узнаем что-то новое, расширяя свой кругозор. А помогают нам в этом Упорство, старание, терпение, которые тоже как капельки воды точат камень незнания. И я хочу подарить вам такую капельку знаний сегодня, которая когда-нибудь превратится в полноводную реку

Русский писатель и историк Н. Карамзин сравнивал наш язык именно с рекой, которая «течет, гордая, величественная…, шумит, гремит, — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…». (СЛАЙД 2)

Красивое сравнение? Оно нам поможет определить тему нашего урока. Для этого подберите синоним к слову ЯЗЫК в том значении, в котором употребляет его Карамзин (речь, слово).

Что вы знаете о речи?

Какие формы речи вы знаете? (устная и письменная)

Приведите примеры устной речи.

Приведите примеры письменной речи.

Какие стили речи вы знаете? (разговорный, книжный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный)

— Но одного слова РЕЧЬ нам недостаточно для определения темы. Давайте проведем языковую разминку.

Языковая разминка.

— Выберите из ряда терминов тот, который, по-вашему, составит со словом РЕЧЬ тему нашего урока.

Диалог, монолог, кульминация, повесть, рассказ, предложение, пунктуация, синтаксис, тип, текст.

Итак, тема нашего урока ТИПЫ РЕЧИ. (СЛАЙД 3)

А теперь попробуем сформулировать цель урока:

— получить знания о типах речи, их признаках, научиться различать их, составлять тексты разных типов речи.

Нас окружает огромный мир, созданный природой, сделанный человеком. Вокруг бесчисленное множество различных предметов и явлений. Какие вопросы вы зададите, чтобы узнать побольше об этих предметах? (СЛАЙД 4)

— Кто это? Что это? Какие они? Что они делают? Почему они такие? Почему это произошло?

Мы все это видим и говорим об этом, то есть, отражаем в нашей речи окружающую действительность. Нашу речь мы можем разделить на три типа: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ

Прочтите на стр. 58 учебника 1 абзац лингвистического текста. Скажите, от чего зависит деление речи на эти три типа? (от содержания речи)

ВЫВОД 1: чтобы определить тип речи, необходимо уяснить содержание речи или текста.

Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения».

Верные и неверные утверждения До изучения После изучения
1. Повествовать – значит рассказывать о том, что произошло
2. В повествовании изображаются предметы, люди, животные, природа и др.
3. В повествовании говорится о действиях и событиях
4. К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ?
5. К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ?
6. Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.

Стадия осмысления содержания.

К этой таблице мы вернемся в конце урока. А сейчас продолжим разговор о «типах речи». И поможет нам в этом одно домашнее животное. Давайте отгадаем, о ком идет речь. Прочитаем загадку (слайд 5).

Кто же это?

А почему вы так решили? Какие слова помогли вам отгадать загадку?

Почему говорят, что у кошки “лапки бархатные”?

А когда у нее “глазки горят”?

А что значит “сказки говорит”? Она разве говорить умеет?

Познакомьтесь. Это кот Мурзик (слайд 6). Он мне так нравится! А вы что можете о нем сказать? Какой он? (слайд 7).

Слова какой части речи вы называли?

А когда мы используем имена прилагательные в речи?

Сейчас вы описывали кота, давали ему выразительные характеристики, то есть вы сами назвали первый тип речи – описание (слайд 8). В описании преобладают такие части речи, как имена прилагательные. В этом типе речи даются признаки, качества, свойства предмета. И можем задать вопрос – КАКОЙ?

— Как вы думаете, можем ли мы получить полное представление о кошке, если только ее опишем, дадим внешние характеристики?

Какая часть речи поможет нам узнать о действиях кошек? Как будет называться этот тип речи: ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ? Давайте составим небольшой рассказ-повествование о проведенном дне кота Мурзика. (слайд 9)

Какой рассказ получился! Вы по фотографиям восстановили последовательность действий кота Мурзика. К какому типу речи относится ваш рассказ? Повествование говорит о действиях и событиях, можем задать вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? (слайд 10)

Третий тип речи – самый трудный, так как требует причинно-следственных связей. Этот тип речи – рассуждение. (слайд 11)

Рассуждение имеет определенную структуру: начинается с тезиса (мысли, которую нужно доказать), после этого приводятся убедительные доказательства и делается вывод.

Я вам прочитаю отрывок из романа Л. Улицкой. А вы докажете, что этот текст – рассуждение. (слайд 12)Для этого мы должны будем что сделать?

Какие три части необходимо найти в отрывке?

Найдите тезис, прочитайте его. (слайд 13)

Какой же вывод делает автор? (слайд 14)

В рассуждении излагаются причины явлений и событий, можно задать вопрос ПОЧЕМУ?

Физминутка.

Мы очень хорошо потрудились, и, я думаю, заслужили минуту отдыха и смеха. Ведь когда наблюдаешь за домашними любимцами, невозможно сдержать улыбку. Просмотрим видеоролик. (Приложение 2).

Стадия рефлексии.

Давайте обобщим нашу работу. Какие типы речи выделяются в русском языке? (слайд 15)

Зарисуем схему в тетрадь.

УПР. 541, стр. 61

А теперь пришло время вернуться к нашей таблице верных и неверных утверждений. Давайте проверим, насколько мы были правы.

Закрепление изученного.

Упр. 547, стр. 62

Многие писатели не остались равнодушными и изобразили интересное поведение кошек в своих произведениях.

Назовите книги, в которых говорится о кошках (по мере называния учащимися произведений можно расставить книги и открыть книжную выставку “Кошки в художественной литературе”: Н.Носов “Живая шляпа”, Ш.Перро “Кот в сапогах”, Э.Успенский “Дядя Федор, пес и кот”, К.Паустовский “Кот-ворюга”, Э. Рауд “Муфта, Полботинка и Моховая борода” и др. ).

Чтение учителем отрывка из рассказа К. Паустовского “Кот-ворюга” (слайд 16).

Определите, что это за произведение.

К какому типу речи относится текст?

Обратите внимание, что в художественных произведениях редко употребляется отдельно тот или иной тип речи. Писатели используют и описание, и повествование, и рассуждение.

Как вы думаете, а зачем нам нужно знать все три типа речи?

В каких ситуациях мы используем описание, повествование, рассуждение?

Теперь представьте себе кошку. Подумайте, что бы вы хотели о ней рассказать?

Напишите небольшой 1 ряд — рассказ-описание, 2 ряд — рассказ-повествование о кошке. 3 ряд – синквейн на тему Типы речи

Проверка мини-сочинений

Глава 40 Идея и идеология. Гуманизация.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: