Структура урока устного практического курса

1. Установка на русскую речь

2. Повторение пройденного: разыгрывание ранее выучен-

ных игр, декламация стихотворений, выполнение заданий

с логической нагрузкой

3. Первичное ознакомление с новыми словами (объяснение лексического значения)

4. Организация слушания связного высказывания по теме урока, общая проверка понимания воспринятого на слух

5. Продолжение работы над новыми словами (звуковой анализ, определение ударения, введение в словосоче-тание, предложение)

6. Заучивание наизусть текстов артикуляционно-тренировочных упражнений, реплик диалога, текстов к играм, загадок на прогнозирование. Отработка навыков интонирования предложений

7. Развитие навыков составления связного высказывания на материале прослушанного текста и выполненных подготовительных упражнений

8. Подведение итогов урока

56. Цели и задачи начального обучения чтению и письму. Структура, содержание и требования программы. Организация речевой деятельности на уроках.

Цели периода начального обучения чтению и письму

  • развитие умений понимать устную речь и говорить по-русски;
  • формирование умений читать и писать на русском языке;
  • расширение имеющихся представлений о русском языке и русской речи, формирование и развитие отдельных языковых умений.

Практические задачи курса

1. Развивать умения, необходимые для эффективного слушания-понимания (сосредоточенно слушать, вычленять отдельные элементы содержания, понимать основную мысль высказывания, оценивать его эмоциональную окраску).

2. Учить участвовать в диалоге (отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы в беседе).

3. Учить строить связное высказывание (обдумывать содержание, придерживаться темы, соблюдать последовательность изложения).

4. Формировать навыки этики речевого поведения.

5. Обогащать речь школьников новыми для них словами и синтаксическими конструкциями (словосочетаниями с предлогами и без них, предложениями с однородными членами и др.).

6. Формировать орфоэпические, графические и орфографические умения.

7. Учить распознавать и сопоставлять языковые явления.

Содержание раздела

Подготовка к чтению и письму по-русски

Формирование орфоэпических умений и навыков Осознание несовпадения произношения и написания слов

Организация наблюдений над особенностями речи, связанными с различными условиями общения. Обучение правилам речевой этики, развитие навыков соблюдения этих правил.

Организация наблюдений над особенностями речи, связанными с различными условиями общения реализуется в организациии разных ситуацій общения: приветствия, знакомства, просьбы, извинения или поздравления. За каждой ситуацией общения закреплены определенные формулы (слова типа «здравствуйте», «будьте добры», «извините») и установлены варианты их использования в зависимости от того, где или с кем ты общаешься.

Успехи в развитии интеллектуально-эстетической культуры ребенка неразрывно связаны с уровнем владения языком, поэтому особое внимание в начальной школе необходимо уделять формированию навыков речевого общения детей.Речевой этикет младшего школьника представляет собой выработанные в обществе правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но, в то же время, исторически изменчивые, и предполагает следование младших школьников культурным нормам языка, умение использовать речевые правила приветствия, прошания, представления, умение формулировать свои мысли в виде суждений, тезисов, проблем, спорных положений, знание канонов красноречия, умение использовать речевые приемы.

Очень важно учить маленьких школьников не только правилам, но и находить правильный способ поведения. В работе с детьми данного возраста иметь в виду, что обучение речевому этикету должно происходить с учетом различных ситуаций, с которыми они чаще всего встречаются: в школе, на улице, общественных местах. При этом конкретные правила будуг обязательно повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять одно и тоже правило в различных условиях.

Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых детям надо соблюдать определенные правила, позволяет приучить их к выполнению правил культуры общения, речевого этикета при различных обстоятельствах. Упражнения не могут проводиться от занятия к занятию, их надо включать в повседневную жизнь класса, школы; младшиешкольники должны знать, что правила, изученные на занятиях, становятся для них обязательными для выполнения на практике.

Желательно, занятия с детьми проводить в разнообразной и увлекательной форме.Это могут быть сюжетно-ролевые и театрализованные игры, всевозможные игровые и жизненные ситуации, занимательные сказки и творческие беседы, а также постоянные тренировки, закрепление и практическое применение детьми норм и правил речевого этикета.Необходимо для каждого ребенка создать условия практической деятельности: именно она необходима младшему школьнику для приобретения навыков культуры речевого поведения, для закрепления и реализации полученных знании. Большое значение в формировании навыков речевого этикета имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их взаимоотношениями, манерами.

Приёмы воспитания культуры общения:

•объяснение сути гуманного отношения к человеку(Что ты знаешь о родных людях, о друзьях? Что они любят? Чем им нравится Какие приветливые слова им говоришь?)

•словесные морально-этические ситуации(закончить рассказ; предложить несколько вариантов поведения; оценить поступок или проступок)

•решение игровых ситуаций«Светофор», «Ты или Вы?», «Напиши письмо», «Телефонный разговор», «Спроси — отвечай» и др.•решение практических речевых ситуаций- произнеси слова «здравствуй», «добрый день», «я тебя слушаю» с максимальным расположением в голосе;- представь, что ты дождик. Ты капаешь на землю, на цветы. Как ты с ними поздороваешься? Какой будет твоя интонация?- поблагодари солнечный лучик за его тепло и радость; — обратись к белому облачку, пригласи его к себе в гости;- обменяйся с соседом по парте «добрыми словами»;

— составь рассказ от имени потерявшегося щенка. Ему голодно и страшно. Проследи за своей интонацией. Как ты сформулируешь от его имени просьбу и благодарение?•рассказ учителя о морально-этических явлениях(о внимательности к людям, о милосердии, о взаимопомощи)•сказочные игровые технологии(«Цветок доброты», «Лучики человечности», «Остров понимания», «Колокольчики совести»)•игровое путешествие в Страну Вежливых•упражнения-драматизации(«Вручение подарка», «Гостеприимство», «Поздравление с днём рождения», «Не согласен», «Экскурсия по городу», «В театре»)•игровые упражнения(«Знакомство»

Развитие орфоэпических умений и навыков, произношение безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных. Усвоение замены звонкого глухим в конце слова и перед глухим согласным. Произношение отдельных групп согласных звуков. Игра «Живые звуки», её назначение и методика проведения.

Умение говорить по-русски невозможно без развития навыков русского литературногопроизношения. Эти умения и навыки формируются путем усвоения орфоэпических норм.Процесс формирования орфоэпических умений и навыков на начальном этапе обучения языку условно можно разделить на три этапа:

1)отработка произношения звуков русского языка отдельно и в составе слова 2)развитее орфоэпических умений и навыков на основе осознанного усвоения фонетических знаний:3) совершенствование и коррекция навыков произношения при изучении фонетико-графического, фонетико-орфографического и грамматико-орфографического материалов.успех в формировании произносительных навыков на уроках русского языка обеспечивается соблюдением следующих условий:

• воспитанием интереса и осмысленного отношения к звуковым явлениям русского языка, максимальным вниманием к звучащему слову;•чётким разграничением звукового и буквенного аспектов в слове;•совершенствованием способности слышать и вычленять звуки из звучащего слова, систематичностью упражнений, развивающих фонематический слух у школьников;• осознанным разграничением звуков русского и украинского языков;• развитием контроля за собственной и чужой речью.

І. Гласные звуки

— [о]®[а] : в[а]да, м[а]я, ух[а]ди, б[а]льшой.

В первом предударном слоге после твердого согласного произносится [а].

— [о]®[а] : [а]становка, [а]гурец.

В неприкрытом начальном слоге в абсолютном начале слова вместо [о] произносится гласный [а].

— [э]®[и] : в[и]сна, з[и]леный, н[и]сет, м[и]ня.

В первом предударном слоге после мягких согласных произносится [и].

— [а]®[и] : [й¢и]зык, [в¢и]зать, г[л¢и]жу, [м¢и]чом.

В первом предударном слоге после мягких согласных произносится [и].

— [э], [о], [а]®[ы] : утр[ъ]м, к[ъ]рандаш, слуш[ъ]ть.

Во всех безударных позициях (кроме первого предударного) после твердых согласных произносят короткий, ослабленный, нечеткий звук, напоминающий короткое [ы].

— [э], [о], [а]®[и]: вид[ь]ть, мал[ь]нький п[ь]тачок.

Во всех безударных слогах (кроме первого предударного) после мягких согласных произносят короткий, ослабленный, нечеткий звук, напоминающий короткое [и].

ІІ. Согласные звуки

— В конце слова или перед глухим согласным вместо звонкого согласного звука произносят парный ему глухой: медве[т¢], моро[с], ло[ш]ка.

— Перед [э], [и], как правило, произносят мягкий согласный: брю[к и], [д¢э]нь, к[н¢и]га, о[д¢и]н.

— У твердых согласных [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, они во всех случаях произносятся твердо. Звуки [ч¢], [ш¢:] произносятся всегда мягко.

ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

.ЦЕЛЬ ИГРЫ:1.Формирование полноценной звуковой стороны речи:
а) воспитание артикуляционных навыков,б) правильного звукопроизношения,в) воспроизведение слоговой структуры,г) развитие фонетического восприятия;
2.Овладение элементами грамоты;3.Взамосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.
ОБОРУДОВАНИЕ: модели домиков из ДСП, модели звуков в виде человечков — « Звуковички», схематические модели звуков в виде кружков красного, синего и зеленого цвета с деталями — нос, глаза и рот, показывающий положение губ и языка при произнесении определенного звука, предметны картинки, фишки.
Данное игровое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 1. « В каком домике живет звук? Перед детьми выставлены несколько ранее изученных моделей звуков в виде человечков — «Звуковичков». Ребенок выбирает «Звуковичка», правильно произносит звук, называет букву, которая соответствует этому звуку и вывешивает его в модель домика: в красном домике «живут» гласные звуки; в синем- согласные твердые звуки; в зеленом- согласные мягкие звуки. За каждое правильно выполненное задание ребенок получает фишку. Победил тот, кто больше всех правильно «расселил» звуки в домики.
ПРАВИЛО 2. « Кто больше?» Воспитатель показывает детям модель ранее изученного согласного звука, например звук «П» просит « расселить твердый и мягкий звук «П» по своим домикам — синий и зеленый. Затем дети делятся на 2 команды и получают задание придумать как можно больше слов на твердый и мягкий звук «П». За каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, придумавшая больше слов.
ПРАВИЛО 3. «Фонетические сказки». Воспитатель предлагает детям послушать сказку о гласном звуке. Например, «Сказка о звуке «А»». «-Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А__». Иногда звук А пел очень тихо: « А, А, А». Иногда – очень громко: «А, А, А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: -А__А__А__А__А__А__А__. Бывали времена, когда звук А играл на барабане: ААаааААааа. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже и очень-очень плавно. Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.»Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать гласный звук и сочинить об этом звуке сказку. Победитель тот, кто придумал самую интересную сказку.ПРАВИЛО 4. « Загадки поющих звуков, или подскажи словечко». В этой игре дети закрепляют знание артикуляции гласных звуков. Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Пример загадок о звуках:
-Шире всех открывает рот звук…
-Губы трубочкой вытягивает звук….
-На вытянутый кружок губы похожи у звука….
-Самая широкая улыбка у звука…
-Приоткрывает рот и приподнимает язык звук….
-Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук…

ПРАВИЛО 5. « Где спрятался звук?» В звуковом домике воспитатель выставляет модель звука « Звуковичка». Дети дают характеристику этому звуку: гласный /согласный, твердый \ мягкий, звонкий \ глухой. На столе перед детьми воспитатель выкладывает предметные картинки и дает задание детям выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук. Побеждает тот, кто больше найдет картинок.

ПРАВИЛО 6. « Собери слово». Воспитатель раздает карточки с картинкой и пустыми клеточками — «домиками». У каждого ребенка на столе лежит коробка с моделями звуков в виде кружков. Воспитатель дает детям задание собрать из моделей звуков — « Звуковичков», слова, изображенные на карточке, т.е. « поселить каждого «Звуковичка» в свой домик».Побеждает тот, кто быстрее всех соберет слово.

59.Цели, структура и содержание уроков начального обучения чтению и письму. Их типы, комплексный характер. Оборудование урока.

Цели обучения русскому языку на этапе устного практического курса (1 класс)

• формирование и развитие речевых навыков (аудирование, говорение)

• формирование элементарных лингвистических представлений, связанных со звучащим словом

Математика в начальной школе и методика её преподавания. Лекция 2. А.Л. Семенов


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: