Своеобразие культуры как нормативного пространства жизни личности

Описание специфики культурной нормы как ситуации внутренне напряженной с неизбежностью ставит перед вопросами: для чего существует культура как нормативная система? какова функция социальной нормы? Ответ достаточно очевиден: в нормативной системе (т.е. в системе нормативных, ситуаций) люди взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие одного человека с другими людьми в нормативной ситуации имеет по крайней мере две особенности. Во-первых, человек, оказавшись в подобной ситуации, действует культурным способом, т.е. воспроизводит тот стандарт, который принят в данном социуме для данной ситуации. Это означает, что он и действует, и должен действовать как все. Например, человек, который собирается ехать общественным транспортом, должен выполнить правила: взять билет, не мешать другим пассажирам и т.д. Наличие стандартного способа действия предполагает и вторую особенность: обезличенность. Любой человек, оказавшийся в нормативной ситуации, не только должен действовать стандартно, но и должен действовать независимо от своих индивидуальных обстоятельств. Другими словами, любой человек именно должен взять билет, а только потом он может ехать.

Строго говоря, нормативная ситуация абсолютно «равнодушна» к особенностям конкретного человека. В нормативной ситуации важно выполнение правила. Тогда получается, что, встречаясь в нормативной ситуации, люди взаимодействуют друг с другом формально, обезличенно, игнорируя ненормированные для данной ситуации обстоятельства каждого из участников. Эта особенность нормативного взаимодействия фактически отражена в теории ролевых отношений. Приведем определение социальной роли из учебника по психологии под редакцией А.А.Крылова: «Мы будем понимать роль как нормативную систему действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной позицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли студента — другим. Эти предписания безличны (выделено мною. — Н.Е.)они никак не ориентированы на особенности характеров тех или иных преподавателей и студентов»[16. С. 303]. Если брать психологическую сторону дела, то в нормативной ситуации происходит определенное преобразование индивидов: участники, вступая в нормативную ситуацию, как бы отказываются от своих личностных особенностей и лишь воспроизводят социальный стандарт. Тем самым оказывается возможным стабильное функционирование или технологизация взаимодействия людей. Люди взаимодействуют не как индивиды, а как единицы социальной ситуации. При этом не важно, какие чувства люди испытывают друг к другу, они все равно должны выполнить социальные предписания. Именно поэтому нормативная ситуация предполагает подчинение индивидуальной природы каждого человека требуемым правилам.

Рассмотрим такой достаточно типичный случай: человек заболел и приходит на прием к врачу. Для двух участников этой ситуации — пациента и врача — самое главное заключено в постановке диагноза. Определение диагноза есть фактически нормирование ситуации. Допустим, установлено. что пациент болен гриппом. С этого момента врач взаимодействует с ним не как с посетителем (знакомым или незнакомым, симпатичным или несимпатичным, собеседником определенного, пола, возраста, социального статуса и т.п.), а как с человеком, больным гриппом. Поведение врача становится подчиненным правилам лечения гриппа, принятым в его профессиональном сообществе. Даже в том случае, если способы лечения малоэффективны, врач все равно должен следовать им. Именно благодаря нормативности врач не несет личной ответственности за несовершенство этих правил, если, следуя им, пациент ухудшит свое здоровье, — таковы принятые нормы лечения.

Для чего это нужно? Совершенно понятно, что общество не может зависеть в своем существовании, например, от настроения ее членов. Была бы явно абсурдной ситуация, в которой водитель автобуса решил везти пассажиров по другому маршруту только потому, что они ему не симпатичны; врач — лечить любым, пришедшим ему в голову способом и т.п.

Главный вывод, который мы можем сделать по этому вопросу, состоит в том, что благодаря нормированию социальная система или культура стабилизирует изменения, происходящие в действительности, как бы останавливает несущийся жизненный поток, становится относительно независимой от членов социума, ее составляющих. Замечательно то, что и каждый отдельный член социума становится свободным от своего природного начат и от природного начала других людей. Эта свобода проявляется в разных культурных сферах. Например, следование правилам мышления приводит человека к построению адекватных, т.е. неэгоцентричных умозаключений; следование медицинским правилам приводит к выздоровлению и т.д.

Естественно, что человек, который окажется вне культуры, не сможет взаимодействовать адекватно с членами данного социума. В этом случае человек сразу же теряет свободу. Незнание норм, культуры делает человека зависимым от тех, кто знает эти нормы, именно они делают его ведомым. Например, если человек приезжает в другую страну и не знает языка, на котором там говорят, он, естественно, становится зависимым от тех, кто знает язык. Для того чтобы обрести независимость от членов социума, быть личностью, человек должен осваивать нормативную систему. Человек, который не владеет нормами, не является личностью.

Вся психика человека, все его сознание нормативно. Понятие «ненормальный» (т.е. «ненормальный») как раз и означает, что человек не освоил нормативную систему, не смог освоить нормы, существующие в обществе. На освоение норм (или культуры) направлена система образования. Человек, который знает нормы и владеет ими в обществе, оценивается положительно (культурный человек). Итак, норма делает человека свободным от других людей. Но и другие люди, выполняя норму, оказываются свободны от данного человека и относятся к нему как к нормативному существу. Отношение к человеку как к нормативному существу, а не как к личности — специфика нормативного пространства. Культура всех обезличивает, нормирует. Все нормативное пространство обезличено. Вывод, который с логической необходимостью вытекает из сказанного, заключается в том, что личностью в культуре быть нельзя.

АНДРЕЙ КУРПАТОВ: О ЛИЧНОСТИ И ТЕАТРЕ, КИНО И МУЗЫКЕ, КНИГАХ И ЖИВОПИСИ, ИСКУССТВЕ И ШОУ-БИЗНЕСЕ.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: