Тайлор и его теория возникновения религий

Становление древних цивилизаций.

[Проблемы возникновения художественного творчества. Первобытное искусство. Преобладающие формы. Эволюция.

Анимизм

Впервые этот термин ввёл немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.

Тайлор и его теория возникновения религий

Английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов.

Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений.

ПРЕАНИМИЗМ:

ПРЕАНИМИЗМ (лат. pre — пред, anima — душа) — религиоведческий термин, появившийся в начале XX в. в работах английских антропологов (Р. Маретт и др.) в полемике со сторонниками концепции, признающей анимизм первоначальной формой религии.

Преанимисты утверждали, что древнейшие верования строятся не столько на анимистических представлениях, сколько на архаическом ощущении присутствия в мире сверхъестественной силы.

ТОТЕМИЗМ (от алгонкинского «ототем» — его род) — одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Наиболее популярными из них являются: трактовка Т. как первоначальной формы религии (Дюркгейм и др.) и трактовка Т. как примитивной интеллектуальной классификационной системы (Леви-Строс и др.). Среди психологических концепций Т. наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913). Распространяя психоаналитические идеи и конструкты (в т.ч. и «комплекс Эдипа») на сферу общечеловеческой культуры и исторически первоначальные формы религиозных верований, Фрейд предложил понимание Т. как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические (культурные) ограничения (табу) — запрет убийства и инцеста (кровосмешения), с которых началось строительство культуры. Фрейд считал Т. предпосылкой и источником последующих религий и в первую очередь — иудаизма и христианства.

. Миф,по Фрэзеру, оказывается умственной и вербальной формой выражения магических действий. Он был убежден, что мифы и магические ритуалы имели никак не меньшее практическое, хозяйственное значение, чем все остальные действия людей первобытной культуры; напр., собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство.

* Искусство эпохи Палеолита (40 — 10 тыс. лет до н.э.).

Самые древние скульптурные изображения — палеотические венеры (примитивные женские фигурки). Они очень далеки от реального сходства с человеческим телом (увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног). Первобытных скульптуров не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеотическая скульптура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи палеолита выделяют несколько периодов:

— В глубокой древности (примерно с ХХХ тысячелетия до н.э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской.

— Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н.э.) они стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами, чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть, передавая таким образом объем.

— В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы огромные живописные полотна, покрывшие своды глубоких пещер. Самые известные из них: пещера Альтамира в Испании (открыта в 1868г.) и пещера Ласко во Франции (открыта в 1940г.).

— В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеотическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетеня линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

* Искусство эпохи Мезолита (10 — 6 тыс. лет до н. э.).

В эпоху мезолита изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые орудия труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось на искусстве. Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между Барселоной и Валенсией. Прежде в центре внимания художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Начинают преобладать многофигурные сцены и композиции, которые воспроизводят эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мед. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, где охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в нее град стрел, наносят последний смертельный удар или умирают от разъяренного раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идет, видимо, даже о казни: на первом плане — фигура лежащего человека, пронзенного стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые изображают массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него — это прежде всего воплощенное движение.

* Искусство эпохи Неолита (6 — 4 тыс. лет до н.э.).

Таяние ледников привело в движение народы. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. Наскальная живопись в эпоху неолита становится все более схематичной и условной: изображнения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие 8 метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными изображениями людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры, изображения оружия и средств передвижения. Воспроизведение живой природы отходит на второй план.]

Слово « цивилизация» происходит от латинского « цивитас»- город, община. Глубинный смысл этого понятия — создание территории, которая не зависит от природы. Главные технологии: земледелие и скотоводство. Эти технологии долгое время исключали друг друга: земледелие требовало оседлости, скотоводство — кочевой жизни. Этот конфликт удалось снять, если селиться в руслах больших рек. Тогда можно получать колоссальные урожаи. Все это приводит к возникновению государства, которое возникает благодаря лишнему продукту. Государство — это возможность примириться с кочевниками( тк. Теперь им не выгодно нападать на эти территории, а выгодно с ними торговать). Возникает 4 цивилизационных центра: Египет, Месопотамия, Индия и Китай. Возникновение цивилизаций — это сужение коридора пути человека, тк достижение успеха теперь возможно только в рамках цивилизации, кочевые народы теперь зависят от цивилизационных центров

Традицио?нная культу?ра — культура традиционного общества, иногда термин используется в значении народная культура. Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.

Традиционная культура представлена сказками, преданиями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе.

При этом уже в эпоху средневековья появляются произведения, являющие собой отдельное явление по отношению к народной культуре, в котором важную роль играют абстрактные понятия — честь, доблесть, верность, представленные в европейской традиции рыцарскими романами — культурафеодальной

элиты (например, цикл о короле Артуре).

Признаки цивилизации ( по Ладынину).:1)монументальное строительство2) города, как центры власти и культа для более мелких поселений.3) письменность

В цивилизации возникает политическая организация людей , появляется возможность создать над трудовой общиной самостоятельное образование- политическую власть . Власть на вершине, тк она соприкасается с небом, она от бога. . От бога власть получает жрец и передает ее царю. Функции царя и жреца соединить было нельзя. Жрец защищает духовную сущность царя, а царь защищает церковь, тк жрец не имел права поднимать меч. Царь являлся символом единства территории, воинской этической доблести, его жизнь была полностью ретуализирована.. Даже его движения не могли быть произвольными. Жрец же, наоборот, был носителем динамичного начала. Он был носителем знания культуры. Помощником жреца в древнем обществе был поэт

Симито- хамитская культура признавала вмешательство бога в мир, для нее царь и есть бог. Самопознания нет. Человек может только обращаться к Богу и выполнять его закон. В индоевропейской культуре все иначе.. В индии выступает прообраз разделения светской и духовной власти.. Царь не прямой бог. Жрецы — это только служители бога. . Все , что ты хочешь спросить у оракула, есть в некотором роде ты сам

Царская власть частично передается дружинникам, которые получают землю и становятся аристократией. Во время война эти люди должны воевать, в мирное время хранить все свои лучшие качества (этика). В борьбе с аристократией( чтобы они не растащили государство по частям) верховная власть полагалась на чиновников.. Знание начинало постепенно отделять от жрецов и религиозной культуры.

Свободные общинники не имели никаких обязанностей, кроме труда. Очень рано вводится система налогов. В сознание древнего человека не включались рабы, тк рабский труд не играл в этом обществе большой роли.

Цивилизация Междуречья

Месопотамия ( гр « Междуречье) расположена между реками Тигр и Евфрат. Эта территория делится на 2 части: нижнюю Месопотамию , где Тигр и Евфрат текут близко друг к другу и Верхнюю, где они расходятся. Нижняя Месопотамия была наиболее плодотворной частью передней Азии Но масштабная ирригация привела к быстрому ее истощению. Первыми поселенцами на этой территории были субареи, пришедшие с гор Загроса. Но в 4 тыс до н. э Нижняя Месопотамия была заселена новым народом шумерами. ( культура Урук) . Племенной союз с центром в Ниппуре. Выделалась властная верхушка, возникла пиктографическая письменность

К концу 4 тыс на территории Месопотамии обнаруживается уже новый народ- аккадцы, который ассимилирует шумеров. 3 тыс – потоп. После потопа Мессопотамия оказывается раздробленной( 3 тыс- 24 век )Гегемонию приобретают поочередно: Киш( последний царь Агга),Урук и Ур. . В 24 в власть в Кише захватывает Саргон.. Он собирает войско, в которое призывает всех обездоленных. Это позволяет ему объединить под своей властью всю Месопотамию( это государство продержалось около 100 лет, но было очень не спокойно)В конце 23в – вторжение народа кутик. В 22 в – освобождение от от этого народа Уруком и Уром- 3 династия Ура. От этого времени сохранилось большое количество документов.. Огромное количество чиновников, гос система рабовладение, фактическая ликвидация общины.ю Вторжение амареер- Старовавилонский период( 19-17 вв) 1792- начало правления Хаммурапи. Умер в 1750. Вторжение касситов- старовавилонский период( 16-12 вв). К концу 14 века начинается борьба между Ассирией и Вавилонией. В сер 12 века в Месопотамию вторгаются элламы, уничтожившие касситскую династию. 11- 10 века- нашествие арамейских племен Навухудоносор.

Менталитет и культура

.Полное отсутствие абстрактных абсолютных ценностей, во главе угла ставилось физическое благополучие общества и его членов. Индивидуальная радость и страдание. « Эпос о Гильгамеше». Пантеон: Ан –бог неба, Энлиль – воздуха и Энки- бог воды и хранитель мудрости. 7 великих богов Вавилонии: Ан Энлиль, Эа, Син( бог луны), Шамаш( солнца и социального порядка), Мардук( покровитель Вавилона)Иштар( богиня плодородия, любви, войны, круговорота жизни и смерти). Собрание богов и отдельные боги определяли судьбу всякого существа. На загробный мир они смотрели совершенно безнадежно. Повышенного этического автоитета за богами никто не признавал.

Важнейшим культурным открытием была словесно- слоговая клинопись( знак, первоначально обозначающий односложное слово, обозначал и соответствующий слог).Библиотека Ашшурбанипала. Наука носила прикладной характер. Вавилонская башня ( храм Мардука) и висячие сады при Навуходоносоре. Законы Хаммурапи.

Происхождение религии. Виктор Лега


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: