Ташбих» — придание подобия всевышнему аллаху.

Говорит шейх ибн Усеймин:

«Ташбих — это утверждение, что есть подобный Всевышнему в том, что касается только Его, например, в Его атрибутах. Это является куфром, потому что утверждающий подобное придает Всевышнему сотоварища, и в то же время в этих словах умаляется Всесовершенство Аллаха, так как они уподобляют Его творению, которое не совершенно в своих атрибутах.

(Пояснение Руслана): Например, относительно каких-то прав и относительно Атрибутов, как например, право на поклонение или в праве издавать законы или в праве приказывать что-то и запрещать что-то, то этот человек совершает ташбих или придает Аллаху подобное в сыфатах (Атрибутах) в каких-то. Он фактически говорит, что какой-то человек подобен Аллаху или говорит что Сыфаты Аллаха подобны атрибутам человека. Кто говорит что Сыфаты Аллаха подобны людям, это мумассиля или мушаббиха. А христиане делают ‘Ису ‘алейхи ссалям подобным Всевышнему Аллаху субхана уа Та’аля. (Конец слов Руслана).

Тамсиль — это утверждение, что есть аналогичный Всевышнему бог, который обладает всеми атрибутами Всевышнего. Это тоже является куфром, так как подобное утверждение есть признание того, что у Аллаха есть сотоварищ. К тому же это еще и отрицает сказанное Всевышним: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий» (Совет, 11).

Разница между «тамсиль» и «ташбих»:

Разница состоит в том, что «тамсиль» ищет полного сходства, т. е. содержит признание божества, аналогичного Аллаху, в «ташбих» же сходство только в некоторых атрибутах Аллаха.

(Пояснение Руслана): Даже если человек скажет: «Рука моя, подобна руке Аллаха со всех сторон» это тоже тамсиль. Если кто-то заявляет, что конкретный Атрибут полностью соответствует (одинаков) у Всевышнего Аллаха и у творения – это называется тамсиль.

(Конец слов Руслана).

[Примечание от редактора стенограммы]:

Подробное разъяснение о ташбихе в уроках Руслана про матуридитов:

3 (а) Ложная основа — прямой смысл контекстов об Атрибутах является уподоблением Аллаха творениям.

3 (б) Разъяснение понятия общий объем схожести (кадрун муштарак) — несостоятельность матуридии в познании Аллаха.

Кому интеесно пусть найдет эти уроки и послушает, также сделаны стенограммы этих уроков, выставлены здесь: https://vk.com/public63941378

[Конец примечания].

Вопросы по 5 уроку:

Что такое понятный контекст (уадых, мухкам) и непонятный (муташабих, мушкиль)?

Что такое неоднозначный контекст (мужмаль)?

Относительно того, как поступать с непонятными (муташабих) аятами люди разделились на две группы – что это за группы?

Всевышний сообщил о том, что вся Его Книга – ясна, таже Он сообщил, что вся Его Книга муташабих, и также сообщил, что часть Его Книги понятна, а часть непонятна – как все это понять? Упомяни доводы.

46. Что такое отвергание контекстов (радду ннусус) – и каково его постановление?

47. Слово тауиль имеет 3 смысла в шариате, что это за смыслы? Упомяни доводы.

48. Неправильный тауиль имеет три постановления в зависимости от ситуации – что это за постановления?

49. Какая разница между ташбихом и тамсилем?

Ответы на вопросы к 5 уроку:

Понятный контекст – это контекст понимание смысла которого не вызывает затруднение человека, а непонятный, это контекст понимание смысла которого затруднено, либо из-за того, что слово может нести два равных значения, либо из-за слабости понимания человека. В результате один и тот же контекст может быть и понятным и непонятным в зависимости от уровня понимания людей.

Неоднозначный контекст (мужмаль) – 1. либо слово, смысл которого непонятен 2. либо слово, которое несет в себе сразу два или более значения, и нет ничего, что бы указывало, какой из этих смыслов имеется ввиду здесь.

Которые понимают непонятные контексты, возвращая их к понятным – это обладающие знанием. 2. которые пытаются понять непонятные контекста в отрыве от понятных – это люди, в сердцах которых болезнь.

45. Вся Книга Всевышнего ясна в общем для всей общины, т.е. нет такого аята, который был бы непонятен абсолютно всем(Алиф. Лам. Ра. Это – Писание, аяты которого ясно изложены (11: 1). Часть Книги ясна, а часть непонятно, т.е. в зависимости от людей, для кого-то этот аят понятен, для кого-то его понимание затруднительно(Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными (3: 7). И вся Книга Аллаха – муташабих, не означает, что вся Книга непонятна, но слово муташабих здесь означает – схожа друг с другом – т.е. Коран ведает нам одни и те же истории разными словами и выражениями(Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются (39: 23).

46. Отвергание контекстов (радду ннусус) – это их отрицание и непринимание во внимание, что есть неверие.

47. У слова тауиль 3 смысла: 1. ТафсирЯ расскажу вам его толкование (12: 45). 2. Конечный результат чего-либо – и он бывает двух видов – 1. в известиях (Он сказал: «Отец мой! Это и есть притворение в жизнь моего давнего сна. Господь мой сделал его явью. (12: 100), а также: В тот день, когда оно исполнится, те, которые предали его забвению прежде, скажут: «Посланники нашего Господа приходили с истиной (7: 53). 2. в приказах (Хадис со слов ‘Аиши: Посланник Аллаха часто произносил в поясных и земных поклонах: Преславен Ты, наш Господь и хвала Тебе, О Господь, прости меня – выполняя приказ Корана). 3. разъяснение с отходом от прямого смысла. Если оно строится на доводе, то похваляемо, если нет, то порицаемо.

48. 1. Если неправильный тауиль сделан после приложения усилия в поиске Истины и с хорошим намерением – то, он прощается. 2. Если он сделан без должного приложения усилий, или с дурным намерением, и у этого неправильного разъяснения есть основа в арабском языке – то это грех и заблуждение, но не является неверием. 3. Если он сделан без должного приложения усилий, или с дурным намерением, и у него нет основы в арабском языке, то это неверие, т.к. это отвергание контекста без всякого довода.

Прекрасное дуа Аллаhу


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: