Тема 1. ранние формы религии

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра истории и теории культуры

История религий

Рабочая программа для бакалавриата по направлению

033000 – Культурология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Москва 2011

ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ

Рабочая программа дисциплины

Составители:

кандидат исторических наук,

ст. преп. Центра изучения религий .П.Г. Чистяков;

кандидат исторических наук,

ст. преп. Центра изучения религий К.Т. Сергазина

Ответственный редактор:

канд. ист. наук, доц. Н.В. Шабуров

Рабочая программа дисциплины утверждена

на заседании Центра изучения религий

12.02.2011, протокол № 15

© Российский государственный гуманитарный университет, 2011

1.Цель и задачи дисциплины:

Цель курса – сформировать у студентов представление о многообразии религий, о принципиальной множественности подходов к их изучению.

Поставленная цель реализуется в решении следующих задач:

  • сформировать у студентов четкое представление об основных особенностях древних и современных религий;
  • добиться понимания студентами методологии изучения истории религий;
  • познакомить студентов с современным состоянием религиоведческих исследований;
  • сформировать у студентов навыки строить устную и письменную речь при обсуждении религиоведческих проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «История религий» входит в базовую часть профессионального цикла Б.3 «Культурно-исторический модуль». Он читается во 2-м семестре, опираясь на знания, полученные студентами в средней школе и в результате освоения дисциплин ООП бакалавра культурологии – «Эвристика», «Всеобщая история», «Введение в специальность». Данная дисциплина облегчает восприятие материала по курсам «Теория культуры», «история культуры» (России и Европы), читаемым в 3–6 семестрах.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • ОК–1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
  • ОК-2: умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
  • ОК-9: использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы;
  • ПК-1: владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике;
  • ПК-2: способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации;
  • ПК-19: способность осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в государственных и негосударственных учреждениях общего образования.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

знать:

  • предметную специфику истории религий, ее места в системе гуманитарного знания;
  • основные подходы к определению понятия «религия»;
  • методологию построения основных религиоведческих концепций;
  • актуальные проблемы межрелигиозных отношений.

уметь:

  • анализировать источники по истории религий;
  • ориентироваться в основной религиоведческой проблематике;
  • пользоваться справочной и исследовательской литературой по темам истории религий;
  • критически воспринимать и интерпретировать религиоведческие тексты;
  • анализировать современные проблемы культуры.

владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины;
  • навыками анализа различных религиоведческих концепций;
  • различными техниками анализа текстов по истории религий.

Структура дисциплины.

Общая трудоемкость – 3 зачетные единицы (108 часов); из них 44 часа – аудиторные занятия (18 часов лекций и 26 – семинаров), 64 часа – самостоятельная работа студентов (из них 36 часов – подготовка к экзамену, 18 – к семинарам и 10 – к контрольным работам и рефератам).

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Лекц. Практ. занят. Се- Ми-на- Ры Сам. Раб. Студ.
Раздел I. Религии Древнего мира II 1-6 Коллоквиум 1-му по разделу курса, 6-я неделя
Раздел II. Иудаизм и христианство II 7-12 Контрольная работа по 2-му разделу курса 12 –я неделя
Раздел III. Религии Центральной и Восточной Азии II 13-16 Коллоквиум по 3-му разделу курса, 16-я неделя
4. Раздел IV. Новые религиозные движения II 17-20 Итоговая письменная контрольная работа – 20 неделя
Экзамен
Итого: 108 часа

Содержание дисциплины

Тема 1. Ранние формы религии

Формы архаической религиозности. Анимизм. Тотемизм. Фетишизм. Шаманизм. Магия и религия.

Понятие о мифе. Виды мифов. Разные традиции исследования феномена. Мифологическая школа и школа ритуала. Концепции М. Мюллера, В. Вундта, Дж. Фрезэра, Б.Малиновского, М.Элиале. Миф и ритуал. Мифологическое мышление. Л. Леви-Брюль. Мифологическое пространство и мифологическое время. Язык мифа.

Миф и ранние формы религии. Видеоурок по обществознанию 11 класс


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: