ЦИКЛ БЕСЕД «ПЛОДЫ ДУХА СВЯТОГО»
ВОПРОСЫ: 1. Типы религиозной жизни(на основе работы м. Марии Скобцовой). По какому принципу различаются эти типы жизни? 2. Каков практический смысл различения типов религиозной жизни? 3. Какие типы религиозной жизни превалируют, проявляются в нашей жизни? 4. К каким типам религиозной жизни необходимо стремиться? 5. Получение практических навыков чтения, оценки текстов религиозного содержания. Рассуждение.
1. ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ.Понимание духовной жизни многогранно.Каждый человек притягивается к свойственному ему пониманию христианства. Подразделение на типы религиозной жизни (благочестия) – условно, жизнь гораздо сложнее. Такое подразделение помогает разобраться в собственных симпатиях и антипатиях, в собственном духовном пути. У каждого духовного типа своя история, генезис. Типы религиозной жизни в чистом виде встречаются редко (по аналогии с темпераментом человека), имеют в большей или меньшей степени положительные стороны, а при искаженном понимании – отрицательные, вследствие чего могут становиться девиациями, отклонениями. Критерий отличия – наличие у человека любви к Богу и ближнему, смирения, понимание, во имя чего человек относит себя к христианству? Идеал – Евангельский тип религиозной жизни. Можно выделить и иные типы религиозной жизни.
Типы религиозной жизни (благочестия) | Основные черты |
1) синодальный | Церковь — атрибут государственности, ведомство среди других ведомств, административный ресурс. Благочестие — государственная добродетель, нужная преимущественно в меру потребности в благочестивых людях. Акцент наряду с духовными ценностями на государственных, бытовых, традиционных сторонах жизни. Церковь не отделена от государства. Каковы плюсы и минусы этого типа? Опасность: желание сращивания Церкви и государства может привести к подмене жизни во Христе государственным механизмом управления, бюрократией, благонадежностью и т.п. «Темный двойник Церкви» (термин С. Фуделя). Человек может усвоить синодальный тип благочестия в силу своего общественного положения, долга, патриотизма и национализма, не имея реальной жизни и любви во Христе. Но само по себе государственное устройство не способно вытеснить Истинный Дух (примеры: прп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, Новомученики) |
2) уставщический | Желание абсолютной духовной устроенности, полное подчинение внутренней жизни внешнему, разработанному до мельчайших подробностей ритму, дисциплине. Развитое чувство долга, послушание. Каковы плюсы и минусы этого типа? Знание церковной жизни, Священного Писания, догматов, предания — плюс. Опасность: Отношение к ближнему определяется взятым на себя послушанием, но не любовью. Впадение в формализм («типиконство», законничество, фарисейство, лицемерие). Утрата творчества, живого Духа. Страшно идолопоклонство в Церкви, когда оно подменяет любовь Христову блюдением субботы. (Сам человек – храм Божий, но есть риск стать «безалтарным храмом») Христос идет к грешникам, блудницам и мытарям. Что будет с теми, кто боится запачкать чистоту своих риз, кто целиком предан букве, кто блюдет и размеряет всю свою жизнь только по уставу? Они чувствуют себя духовно здоровыми, потому что исполняют все предписания духовной гигиены, но не здоровые нуждаются во враче, но больные. |
3) эстетический | Церкви присуща эстетика, красота, глубина, выражаемая в богослужениях, пении, иконописи, книгах, общем благолепии. Эта форма имеет духовное наполнение, помогает лучше чувствовать и понимать веру – это плюс. Опасность: Защищая ценности эстетизма, человек делит весь мир на избранных друзей («малое стадо»), понимающих эти ценности, причастных к церковной тайне, и на врагов-профанов (недостойных простецов, малоцерковных). Эстетический («музейный») критерий подменяет и вытесняет духовный критерий, Самого Христа. Люди в церкви начинают восприниматься как толпа молящихся, декоративно необходимых для правильного ритма богослужения, или как надоедливые и нудные профаны, которые своим неумением, неловкостью, какими-то личными скорбями и потребностями нарушают общий благолепный и налаженный стиль. Человек боится расплескать свое богатство, боится «безвкусных деталей» — человеческого горя, внушающего жалость, человеческой слабости, внушающей брезгливость, — вообще маленького, неорганизованного, запутанного мира человеческой души. В эстетическом типе религиозной жизни трудно искать любви. Холодное высокомерное презрение к профанам и экстатическое любование красотой — вариант идолопоклонства, отталкивающий от церкви остальных. |
4) аскетический | Аскетизм — неотъемлемая часть духовной жизни христианина, видоизменяющая природный путь человека, это путь жертвенности во имя Бога. Опасность: Подлинную аскетическую установку может подменять духовный эгоцентризм, забота только о своем спасении, внешнее делание без любви к ближним. Например, телесные упражнения без Духа (например, строгий пост без молитвы, изучения веры, желания стать лучше – бесполезен и даже вреден). Все хранимое (капитал) бережет, а «отдает только проценты». Неверному пониманию аскетизма противостоит истинный, Евангельский аскетизм – самопожертвование во имя Христа. |
5) Евангельский | Жажда охристовления жизни: «Не я живу, но живет во мне Христос». Образ Божий, икона Христа, — самая подлинная и настоящая моя сущность, единственная мера вещей, единственный Путь; поиск совершенства во Христе. Христос дал человеку две заповеди — о любви к Богу и о любви к человеку — а прочее (заповеди Блаженства), есть раскрытие двух заповедей, исчерпывающих собой все Христово благовестие. Нельзя подлинно любить человека, не любя Бога. Что мы любим в человеке, если мы не чувствуем присущего ему образа Божия? Во что упирается эта любовь? В мире существуют две любви — берущая и дающая. И это распространимо на все виды любви — не только к человеку. Чем можно мерить и определять пути человеческие? Это путь Богочеловеческий, Христов путь на земле. Какова была любовь Христова? Копила ли она что-либо? Соблюдала ли и мерила свои духовные дары? Что она пожалела, на что поскупилась? Крест — орудие позорной казни — стал миру символом самоотрекающейся любви. Отвержение себя — это главное, без чего нельзя идти за Ним, без чего нет христианства. Ничего не приберечь, отвергнуть не только внешние богатства, но и богатства духовные, все претворить в Христову любовь, принять ее как крест свой. Забвение себя и отказ от всего ради Христа. Любовь не ищет своего, даже если это есть спасение собственной души. Духовное нестяжание — путь юродства, безумия во Христе, противоположного мудрости века сего, блаженство нищих духом. Всякое отданное духовное богатство не только возвращается дающему, но нарастает и крепнет. Мы отдаем наши человеческие богатства, взамен получаем величайшие Божественные дары. «Мое только то, что я отдал». Евангельский путь благочестия все время раскрывается и пребывает в мире. Образ его совершения — Евхаристия — таинство самоотдающейся любви. И пусть этот вечно вновь воздвигаемый крест будет новым эллинам безумием и новым иудеям соблазном — для нас он будет Божьей силой и Божьей Премудростью. Мы уже вкушаем это блаженство тогда, когда с Божьей помощью и по Божьему повелению отвергаемся себя, когда имеем силу отдавать свою душу за ближних своих, когда в любви не ищем своего. Нищета духом, смирение – непременное условие этого пути. Опасность: За правильными словами «под знаком совершенной любви» может таиться новая форма законничества, которое «судит мир строже и беспощаднее книжников и фарисеев». Опасность впасть в гордость от сознания своей истинности, исключительности, богоизбранности, своей роли судьи, «соискупителя» = результат отсутствия смирения, желания быть всегда правым (см.критическиезамечанияпрот. Валентина Асмуса). |
ВЫВОДЫ:В Церкви нужно искать Бога, а не форму, удобство, решение политических, эстетических и иных своих потребностей. Помнить заповедь «Не сотвори себе кумира». Понимать, во имя чего мы выбираем христианский путь.
ЗАДАНИЕ: проанализировать: признаки каких типов религиозной жизни свойственны нам и доминируют в нашей жизни? Есть ли еще какие-либо другие типы? Следуем ли Евангельскому пути?