Тема 5.4. типы религиозной жизни

ЦИКЛ БЕСЕД «ПЛОДЫ ДУХА СВЯТОГО»

ВОПРОСЫ: 1. Типы религиозной жизни(на основе работы м. Марии Скобцовой). По какому принципу различаются эти типы жизни? 2. Каков практический смысл различения типов религиозной жизни? 3. Какие типы религиозной жизни превалируют, проявляются в нашей жизни? 4. К каким типам религиозной жизни необходимо стремиться? 5. Получение практических навыков чтения, оценки текстов религиозного содержания. Рассуждение.

1. ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ.Понимание духовной жизни многогранно.Каждый человек притягивается к свойственному ему пониманию христианства. Подразделение на типы религиозной жизни (благочестия) – условно, жизнь гораздо сложнее. Такое подразделение помогает разобраться в собственных симпатиях и антипатиях, в собственном духовном пути. У каждого духовного типа своя история, генезис. Типы религиозной жизни в чистом виде встречаются редко (по аналогии с темпераментом человека), имеют в большей или меньшей степени положительные стороны, а при искаженном понимании – отрицательные, вследствие чего могут становиться девиациями, отклонениями. Критерий отличия – наличие у человека любви к Богу и ближнему, смирения, понимание, во имя чего человек относит себя к христианству? Идеал – Евангельский тип религиозной жизни. Можно выделить и иные типы религиозной жизни.

Типы религиозной жизни (благочестия) Основные черты
1) синодальный Церковь — атрибут государственности, ведомство среди других ведомств, административный ресурс. Благочестие — государственная добродетель, нужная преимущественно в меру потребности в благочестивых людях. Акцент наряду с духовными ценностями на государственных, бытовых, традиционных сторонах жизни. Церковь не отделена от государства. Каковы плюсы и минусы этого типа? Опасность: желание сращивания Церкви и государства может привести к подмене жизни во Христе государственным механизмом управления, бюрократией, благонадежностью и т.п. «Темный двойник Церкви» (термин С. Фуделя). Человек может усвоить синодальный тип благочестия в силу своего общественного положения, долга, патриотизма и национализма, не имея реальной жизни и любви во Христе. Но само по себе государственное устройство не способно вытеснить Истинный Дух (примеры: прп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, Новомученики)
2) уставщический Желание абсолютной духовной устроенности, полное подчинение внутренней жизни внешнему, разработанному до мельчайших подробностей ритму, дисциплине. Развитое чувство долга, послушание. Каковы плюсы и минусы этого типа? Знание церковной жизни, Священного Писания, догматов, предания — плюс. Опасность: Отношение к ближнему определяется взятым на себя послушанием, но не любовью. Впадение в формализм («типиконство», законничество, фарисейство, лицемерие). Утрата творчества, живого Духа. Страшно идолопоклонство в Церкви, когда оно подменяет любовь Христову блюдением субботы. (Сам человек – храм Божий, но есть риск стать «безалтарным храмом») Христос идет к грешникам, блудницам и мытарям. Что будет с теми, кто боится запачкать чистоту своих риз, кто целиком предан букве, кто блюдет и размеряет всю свою жизнь только по уставу? Они чувствуют себя духовно здоровыми, потому что исполняют все предписания духовной гигиены, но не здоровые нуждаются во враче, но больные.
3) эстетический Церкви присуща эстетика, красота, глубина, выражаемая в богослужениях, пении, иконописи, книгах, общем благолепии. Эта форма имеет духовное наполнение, помогает лучше чувствовать и понимать веру – это плюс. Опасность: Защищая ценности эстетизма, человек делит весь мир на избранных друзей («малое стадо»), понимающих эти ценности, причастных к церковной тайне, и на врагов-профанов (недостойных простецов, малоцерковных). Эстетический («музейный») критерий подменяет и вытесняет духовный критерий, Самого Христа. Люди в церкви начинают восприниматься как толпа молящихся, декоративно необходимых для правильного ритма богослужения, или как надоедливые и нудные профаны, которые своим неумением, неловкостью, какими-то личными скорбями и потребностями нарушают общий благолепный и налаженный стиль. Человек боится расплескать свое богатство, боится «безвкусных деталей» — человеческого горя, внушающего жалость, человеческой слабости, внушающей брезгливость, — вообще маленького, неорганизованного, запутанного мира человеческой души. В эстетическом типе религиозной жизни трудно искать любви. Холодное высокомерное презрение к профанам и экстатическое любование красотой — вариант идолопоклонства, отталкивающий от церкви остальных.
4) аскетический Аскетизм — неотъемлемая часть духовной жизни христианина, видоизменяющая природный путь человека, это путь жертвенности во имя Бога. Опасность: Подлинную аскетическую установку может подменять духовный эгоцентризм, забота только о своем спасении, внешнее делание без любви к ближним. Например, телесные упражнения без Духа (например, строгий пост без молитвы, изучения веры, желания стать лучше – бесполезен и даже вреден). Все хранимое (капитал) бережет, а «отдает только проценты». Неверному пониманию аскетизма противостоит истинный, Евангельский аскетизм – самопожертвование во имя Христа.
5) Евангельский Жажда охристовления жизни: «Не я живу, но живет во мне Христос». Образ Божий, икона Христа, — самая подлинная и настоящая моя сущность, единственная мера вещей, единственный Путь; поиск совершенства во Христе. Христос дал человеку две заповеди — о любви к Богу и о любви к человеку — а прочее (заповеди Блаженства), есть раскрытие двух заповедей, исчерпывающих собой все Христово благовестие. Нельзя подлинно любить человека, не любя Бога. Что мы любим в человеке, если мы не чувствуем присущего ему образа Божия? Во что упирается эта любовь? В мире существуют две любви — берущая и дающая. И это распространимо на все виды любви — не только к человеку. Чем можно мерить и определять пути человеческие? Это путь Богочеловеческий, Христов путь на земле. Какова была любовь Христова? Копила ли она что-либо? Соблюдала ли и мерила свои духовные дары? Что она пожалела, на что поскупилась? Крест — орудие позорной казни — стал миру символом самоотрекающейся любви. Отвержение себя — это главное, без чего нельзя идти за Ним, без чего нет христианства. Ничего не приберечь, отвергнуть не только внешние богатства, но и богатства духовные, все претворить в Христову любовь, принять ее как крест свой. Забвение себя и отказ от всего ради Христа. Любовь не ищет своего, даже если это есть спасение собственной души. Духовное нестяжание — путь юродства, безумия во Христе, противоположного мудрости века сего, блаженство нищих духом. Всякое отданное духовное богатство не только возвращается дающему, но нарастает и крепнет. Мы отдаем наши человеческие богатства, взамен получаем величайшие Божественные дары. «Мое только то, что я отдал». Евангельский путь благочестия все время раскрывается и пребывает в мире. Образ его совершения — Евхаристия — таинство самоотдающейся любви. И пусть этот вечно вновь воздвигаемый крест будет новым эллинам безумием и новым иудеям соблазном — для нас он будет Божьей силой и Божьей Премудростью. Мы уже вкушаем это блаженство тогда, когда с Божьей помощью и по Божьему повелению отвергаемся себя, когда имеем силу отдавать свою душу за ближних своих, когда в любви не ищем своего. Нищета духом, смирение – непременное условие этого пути. Опасность: За правильными словами «под знаком совершенной любви» может таиться новая форма законничества, которое «судит мир строже и беспощаднее книжников и фарисеев». Опасность впасть в гордость от сознания своей истинности, исключительности, богоизбранности, своей роли судьи, «соискупителя» = результат отсутствия смирения, желания быть всегда правым (см.критическиезамечанияпрот. Валентина Асмуса).

ВЫВОДЫ:В Церкви нужно искать Бога, а не форму, удобство, решение политических, эстетических и иных своих потребностей. Помнить заповедь «Не сотвори себе кумира». Понимать, во имя чего мы выбираем христианский путь.

ЗАДАНИЕ: проанализировать: признаки каких типов религиозной жизни свойственны нам и доминируют в нашей жизни? Есть ли еще какие-либо другие типы? Следуем ли Евангельскому пути?

🛐 История мировых религий. Часть 1. Религия как общественный феномен. Леонид Мацих.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: